18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Дарья Колпашникова: «Искусство – это не всегда комфортно, этично и экологично, но это по-настоящему»

В Арсенале проходит выставка «Названо Вазари. Маньеризм». Она посвящена переломной эпохе, которая пришла на смену Возрождению и сильно повлияла на отношение человека к жизни в сложные времена. Мы поговорили с куратором выставки Дарьей Колпашниковой и архитектором Юлией Наполовой о силе искусства и возможностях экологичного ухода от избыточной действительности.

Дарья Колпашникова кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки «Названо Вазари

Дарья Колпашникова

кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки «Названо Вазари. Маньеризм»

Дарья, насколько отличаются художественные языки XVI и XXI веков? Могли бы, например, авторы эти эпох понять друг друга? И как разнится восприятие их произведений зрителями?

Дарья Колпашникова (Д. К.): За сотни лет, разделяющие современных авторов и маньеристов, изменились средства художественной выразительности, форматы, инструменты – но есть приемы и медиа, которые по-прежнему актуальны. Как и многие темы. И тех и других волнует поиск духовных ориентиров и любви, как возвышенной, так и чувственной, убедительность и точность рассказа. Зритель меняется: cейчас, наверное, далеко не каждый посетитель нашей выставки готов вглядываться в многослойные символы аллегорических образов, связанных с триумфами времени и смерти. Да и не все библейские и мифологические сюжеты узнаваемы с первого взгляда. С другой стороны, современные ценители искусства могут быть более «насмотренными» благодаря доступности информации, возможности путешествовать и широте интересов.
Мы проводили артист-ток, где обсуждали с участниками выставки, Виталием Пушницким и Егором Кошелевым, их интерес к искусству XVI века и любимых авторов эпохи – Понтормо, Бронзино, Пармиджанино, Челлини. Я думаю, что настоящие профессионалы, фанаты своего дела, всегда найдут общий язык, даже если они из разных веков.

Юлия Наполова основатель бюро PS Culture, архитектор выставки «Названо Вазари. Маньеризм»

Юлия Наполова

основатель бюро PS Culture, архитектор выставки «Названо Вазари. Маньеризм»

Юлия, разделы выставки отсылают зрителей к пространствам частного дома – библиотеке и домашней капелле, парадному салону, будуару и саду. Значимость дома как убежища изменилась со временем?

Юлия Наполова (Ю. Н.): Мой дом – моя крепость. Эта пословица, казалось бы, незыблема. Но сегодня мы наблюдаем зарождение нового тренда: дом превращается не только в убежище, но и в рабочее пространство. Пандемия коронавируса привела к тому, что все аспекты жизни концентрируются в одном месте.
Когда личное пространство переполнено, общественные места становятся зоной убежища. Неоднородность современных семей в России и Европе накладывает свой отпечаток на эту картину. Если семья большая, дом не всегда может быть местом уединения, вдохновения, перезагрузки. Герои эпохи маньеризма жили в других условиях. Жители и гости виллы д'Эсте* могли по-настоящему отдыхать на ее территории. С одной стороны, вилла находилась недалеко от города, с другой – создавала ощущение оазиса и убежища.

* Вилла в итальянской области Лацио, знаменитая, помимо прочего, комплексом фонтанов, является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Как искусство помогает выстроить экологичные отношения с миром и с собой?

Д. К.: Я не уверена, что у искусства вообще есть такая задача. Искусство в принципе не про выстраивание нетоксичных отношений с чем бы то ни было – ему ближе обостренное восприятие действительности, уязвимое и чуткое. Это не всегда комфортно, этично и экологично – но это по-настоящему.
Наверное, как и любой опыт, взаимодействие с искусством может помочь зрителю лучше разобраться в себе. Но только если зритель к этому готов.

Музей и дом – это два будто бы и полярных, и схожих притом пространства, которые предлагают человеку место для рефлексии и внутреннего диалога. Они помогают нам заземляться?

Ю. Н.: Время огромных вилл прошло. Сегодня люди живут на меньших квадратных метрах, независимо от социального статуса. Границы между домом, работой и общественным пространством стираются. Убежищем может стать не только дом-крепость, но и, например, музей. Человек приходит сюда, чтобы побыть один, наедине с собой и своими мыслями, огражденный от бушующего мира. Здесь можно разделить впечатления от увиденного с близкими по духу людьми, пережить вместе радость, горечь и воспоминания о былом.
В эпоху маньеризма была мода на проектирование и создание садов и парков. В наше время серьезных кризисов и изменений люди все чаще покидают города, обустраивают свои убежища-крепости вдали от суеты. Они ищут места спокойствия, уединения и связи с природой. В этом плане есть сходство трендов, но с поправкой на декорации.
Также сейчас музеи – они не только становятся хранилищами истории и культуры, но и культурными центрами, где проходит много различных активностей. Йога, рисование, арт-терапия, лекции – это все отличный способ отвлечься от суеты, улучшить свое самочувствие.

Проект ведь в том числе и о том, как получать удовольствие от жизни даже в непростые времена. В чем заключался гедонистический подход к жизни в XVI веке? Отличается ли он от современного?

Д. К.: Не могу не вспомнить строки ренессансного – еще не маньеристического – поэта и ценителя искусства, по совместительству блистательного правителя Флоренции Лоренцо Медичи. В XV веке он писал:

Quant’è bella giovinezza,
che si fugge tuttavia!
chi vuol esser lieto, sia:
di doman non c’è certezza.

(В переводе Е. Солоновича:
Помни, кто во цвете лет, –
Юн не будешь бесконечно.
Нравится – живи беспечно:
В день грядущий веры нет.
)

Вот это очень точно иллюстрирует характерные для итальянской аристократии XV–XVI веков любовь к чувственным и интеллектуальным утехам, легкомыслие, жажду впечатлений, готовность отвлекаться от забот даже благодаря пиру во время чумы, подобно героям «Декамерона». Кажется, это в целом свойственно человеческой природе во все времена.

Жить беспечно и легкомысленно – это не всегда доступная роскошь, прямо скажем. Как можно иначе наполнить смыслами повседневную жизнь? Через бытовые мелочи?

Ю. Н.: Чтобы заземлиться, важно чувствовать себя в безопасности. Для этого необходимо отстраниться от событий, происходящих вокруг, и вернуть фокус на простые вещи, которые приносят радость. Утренний кофе, сырники, любимая книжка, новые листики на фикусе – все, что радует сердце и не связано с физическими активностями. Заземление – это не про мысли, а про землю и материальное: то, что ты можешь потрогать и ощутить.

Что из искусства XVI века дошло до наших дней? Почему эти вещи актуальны в век информационного перегруза?

Д. К.: Думаю, что гуманист Бальдассаре Кастильоне, автор известного сочинения «Придворный», которое посвящено светским традициям и беседам урбинского двора в начале XVI века, был уверен, что он тоже живет в век информационного перегруза. Тогда как раз случилось резкое развитие книгоиздания – книг стало больше, они стали доступнее и разнообразнее. У каждого времени свои вызовы и экстремальные темпы, но есть абсолютные, вечные ценности. Одна из них – искусство.
Произведения старых мастеров из коллекции Пушкинского музея, объекты живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, которые стали экспонатами выставки «Названо Вазари. Маньеризм» – сокровища с разным провенансом, то есть историей происхождения. Они дают возможность познакомиться с художественными принципами классического искусства разных регионов.
Продолжить изучение этого увлекательного материала можно будет в книге-каталоге (выйдет этим летом) ко всем трем экспозициям трилогии «Названо Вазари» – об экспонатах, архитектуре и концепциях выставок, со статьями экспертов в искусстве готики, Ренессанса и маньеризма.

Как получать удовольствие даже в непростые времена?

Ю. Н.: Да, мир вокруг нас наполнен тревожными событиями. Мы постоянно что-то переживаем, расстраиваемся, чувствуем страх и боль. Но даже в самые темные времена в наших силах найти место для радости. Важно не терять способность видеть красоту в повседневности, ведь именно из таких мелочей складывается счастье, независимо от того, что происходит вокруг.

И вопрос для вас обеих. Может ли искусство спасти мир? Как зрители могут смотреть на искусство, чтобы справиться со стрессом?

Д. К.: Я верю, что искусство может спасти мир, но вряд ли обойдется без стресса.
В то же время, не ставя перед собой амбициозных задач по спасению мира, мне как куратору хочется надеяться, что наш проект способен предложить эмоционально насыщенное воображаемое путешествие во времени и пространстве, в данном случае – прогулку по маньеристической вилле, обустроенной в залах Арсенала.

Ю. Н.: Я убеждена, что только искусство и может. В моменты тревоги, отчаяния, больших перемен мы начинаем метаться, и думать, и сомневаться в своих решениях. Кто-то уходит в безумное веселье, праздники, кто-то становится отшельником, кто-то начинает ходить по магам и астрологам или прибегает к религии. Людей штормит, и никто не понимает, что и как делать. Но именно искусство – это тот механизм и медиум, который помогает человеку увидеть гармонию и обрести ее не только внутри себя, но и помогает выразить ее физически в виде скульптуры, картины, рисунка и других объектов.

Текст: Алина Хангареева, Владимир Трепитов
Фото: пресс-служба музея, Юлия Кирильчева

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: