18+
  • Экология
  • Экология
Экология

Екатерина Тукелева: «Экологичный образ жизни не охватывает и пяти процентов населения страны»

Фото: Полина Кожухарь

Фото: Полина Кожухарь 

После Саммита в ООН с участием детей общественность резко задумалась о состоянии экологии. В Нижнем на это обратили внимание до того, как тема стала мейнстримом. О том, как обстоят дела на самом деле, мы поговорили с экоблогером Екатериной Тукелевой.

 

Давно ли вы присоединились к движению zerowaste?

Об этом движении я узнала около трех лет назад, когда услышала о проекте «Раздельный сбор» и начала сама изучать тему сортировки вторсырья. Первые полгода только читала информацию о раздельном сборе, но сама никак не могла начать применять это на практике. Было непонятно, что можно сдавать и как все это хранить. Первая сложность, с которой сталкиваются все, – трудно разобраться в том, куда и что берут, а что нет. В группе «РазДельно.Нижний Новгород» есть подробные материалы, но их надо искать. Самое классное, когда есть проводник – человек, который даст ответы на все вопросы. Раздельный сбор – это первая ступенька к образу жизни «ноль отходов». Однако zerowaste – это не только раздельный сбор. Вторая ступенька – это анализ того, что ты потребляешь, чтобы покупать только в перерабатываемой упаковке. А третья ступень – это вообще отказ от одноразовых вещей в пользу многоразовых. То есть попытка сделать так, чтобы ничего не выбрасывать вообще, а в переработку сдавать минимум. Потому что переработка – это не панацея.

А на какой ступени вы сейчас?

У меня как раз идет процесс отказа от одноразовой упаковки – покупка продуктов и вещей в свою тару (экомешочки, контейнеры, экосумки). Это то, что можно постепенно внедрять, когда ты уже освоился на первой ступени. Потому что я очень часто слышу такое: «Все, я теперь гуру, я буду делать все и сразу». Но здесь, как и везде, нужен постепенный переход, эволюция, потому что раздельный сбор и zerowaste – это привычка, а привычки внедряются постепенно.  

Насколько популярен зеленый образ жизни в России?

На мой взгляд, сейчас он вообще не популярен. Об этом только-только начинают говорить. В моем окружении об этом много кто знает, а вот когда делаешь шаг за свой ближний круг, понимаешь, что люди об этом что-то слышали в связи с мусорной реформой, в связи с тем, что увеличились тарифы, но они не собираются ничего с этой проблемой делать. Экологичный образ жизни пока и пяти процентов населения страны не охватывает. Мне недавно попалась интересная статья о том, почему люди не занимаются осознанным потреблением – у нас много других проблем: учеба, работа, и когда в голову вторгается что-то еще, мы это откладываем на потом. Только когда человек в состоянии обеспечить себя, закрыть свои основные потребности, у него могут появиться мысли, что он может сделать что-то не только для себя, но и для окружающего мира.

Сложно ли следовать движению «ноль отходов» в больших городах?

И в больших городах сложно, и в маленьких тоже. Есть два момента: технический и психологический. Первый связан с тем, что нужно сначала разобраться, что можно сдавать, а что нет. Если раньше ты привык все подряд выбрасывать в мусорное ведро, то сейчас нужно все споласкивать, сушить определенные виды вторсырья, потом выяснять, куда все это можно сдать и найти на это время. Психологический момент связан с тем, что сначала приходится перестраиваться и привыкать к новым действиям, плюс близкие не всегда поддерживают это начинание.  

Когда Россия сможет достигнуть того отношения к экологии, который сейчас в Европе?

Читала интервью Сергея Иванова (специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта – прим. ред.), который выступал по поводу раздельного сбора. Он как раз говорил, что мы лет на сорок отстаем от цивилизованного мира. С чем это связано? Возможно, с какими-то экономическими сложностями, но еще немаловажный аспект заключается в том, что у нас большая по территории страна. В Европе и так мало места, оно ценно, и на нем сложно не заметить свалку, а нам до сих пор кажется, что проблем со свалками не существует, потому что мы их не видим. Если вы понаблюдаете, то заметите, что мусор уже пришел в город. У нас везде валяется пластик, бумага, и это для нас уже норма. Если у себя дома мы привыкли убирать мусор, то улица уже считается не нашей сферой ответственности. Каждый должен начинать изменения только с себя, чтобы эта ситуация переменилась в лучшую сторону.

Вы были руководителем проекта «РазДельно». Как все начиналось? 

Я пришла в уже созданный проект. Его создала и до сих пор курирует Анастасия Плужникова – руководитель НКО «Изменим Мир». Акции «РазДельно» проводятся уже около пяти лет. Я пришла в них сначала как участник, потом стала волонтером, далее координатором точки, и только потом стала руководителем «РазДельно». Причем и координатор, и руководитель акций – это те же самые волонтеры, просто у них больше ответственности за подготовку. Проект полностью волонтерский, то есть никто не получает здесь зарплату. Участники собираются один раз в месяц на акции, активно распространяют информацию о сборах, привлекают переработчиков, которые вывозят сырье. Ребята, которые стоят на точках по три часа, делают все это бесплатно. Когда человек сам начинает раздельно сдавать мусор, он понимает, что это важно, поэтому хочет помогать и другим.

С какими трудностями вы сталкивались?

Основная проблема – нехватка хороших переработчиков. В проекте «РазДельно» мы старались расширять список принимаемых фракций (виды вторсырья, принимаемые к переработке – прим.ред.), но периодически изготовители отказывались что-то принимать, потому что это загрязняет их основную партию. Какие-то фракции мы вообще не можем принимать в Нижнем, потому что у нас в области их просто негде переработать. Еще одна проблема – это волонтеры. Количество участников акций растет, и поэтому у волонтера на точке достаточно напряженная работа. Не все готовы быть по три часа на воздухе в свой законный выходной, да и планировать свою жизнь под акции тоже не всем под силу. Практически перед каждой акцией есть пост в группе о том, что нужны волонтеры в помощь. Участников все больше, а значит и волонтеров с каждой акцией нужно все больше.

Как это все окупается?

Никак. После каждой акции мы выкладывали отчет о том, сколько денег к нам пришло, то есть мы получали деньги только за вторсырье. Цена вопроса – всего семь тысяч с копейками. В основном расходы идут на покупку мешков. Раньше были одноразовые, потом перешли на многоразовую тару, поэтому для нее нужен склад, где она хранится от акции до акции. Его тоже оплачивали. Еще выделяли чисто символическую сумму на администрирование группы.


Мой самый большой страх в том, что мои дети придут ко мне и скажут: «Почему вы позволяли себе быть настолько расточительными с ресурсами Земли? Почему вы были столь недальновидными, что оставили нам умирающую планету?»

С какими стереотипами о zerowaste-жизни вы сталкивались?

Иногда встречаю публикации, где пишут, что «раздельный сбор – это не мое, я за осознанное потребление». Но осознанное потребление как раз и начинается с вопросов еще в момент покупки: «А действительно ли мне это нужно? И как я это утилизирую, когда вещь отслужит свое?». И тут без знаний о том, как утилизируется тот или иной материал, не обойтись. Поэтому ступеньку раздельного сбора, конечно, обязательно нужно освоить.

Часто говорят, что это дорого. Но если вы посчитаете, то поймете, что такой образ жизни дешевле, чем обычный, потому что вы просто меняете одноразовые вещи на многоразовые и экономите на этом.

Есть мнение: если я один буду делать все правильно, а все остальные не будут, то в этом нет смысла. Я считаю, что все изменения начинаются только с себя, если ты хочешь изменить мир, то начни с себя. Меняешься ты, потом твое окружение начинает меняться, а потом и весь мир.

Еще один стереотип – окружение не поддержит. Особенно это происходит с молодыми людьми, которые по большей части живут с родителями. Есть такая хитрость: поговорить со своими близкими об эксперименте, в ходе которого вы будете месяц выделять то, что можно сдавать. Вы можете даже предложить им сделать это вместе, а отвозить и сдавать будете сами. Как показывает практика, месяца хватает, чтобы домашние привыкли и потом делали это легко вместе с вами.

Ваше мнение об эко-активистке Грете Тунберг и ее нашумевшем выступлении в ООН?

Для меня эмоциональность, с которой она говорит, это то, что давно нужно было сделать. Если ты смотришь и вникаешь, то создается понимание, что мы находимся в критической точке, но мы привыкли об этом говорить таким спокойным голосом, завуалированными словами. Мы говорим: «Давайте собирать раздельно мусор, потому что это правильно», но никто не хочет кричать. Грета, поскольку она ребенок, смогла об этом закричать очень громко, и ее услышали. Мы потребляем больше, чем отдаем. Если мы сейчас не запаникуем, может случится так, что мы войдем в точку невозврата. Мой самый большой страх в том, что мои дети придут ко мне и скажут: «Почему вы позволяли себе быть настолько расточительными с ресурсами Земли? Почему вы были столь недальновидными, что оставили нам умирающую планету?».

Дайте совет новичкам и тем, кто хочет перейти на более экологичный образ жизни?

Все должно быть постепенно. Нужно начинать с малого: сдавать в переработку самые простые фракции – стекло, бумагу, металл. Потом, когда вы будете делать это легко, можно добавить другие виды. Также окружайте себя информацией и людьми из этой темы: вступайте в тематические группы, приходите волонтером на мероприятия. Когда вокруг вас будут люди, с которыми вы сможете обмениваться достижениями, вы и сами станете делать больше и сможете мотивировать людей вокруг себя.

 

Текст: Ребекка Ванди

Фото: Полина Кожухарь и из личного архива героя


Осознанная реальность. Рассказываем о пяти локальных экологически-чистых проектах, вставших под знамена осознанного потребления

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: