Генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» умеет не только выпускать всенародные хиты (следом за «Алисой в стране чудес» ждем «Умку» в кино и смотрим новый сезон «Полярного»!), но и стремится к международному охвату — прямо из Петербурга, где теперь размещается штаб-квартира одного из главных медиахолдингов страны. Обсудили важные вопросы о чувстве империи (и императорах в кино!), киногероях настоящего и будущего и перспективах работы с Китаем, а еще сделали обнадеживающий вывод — засилье ИИ креативу не грозит.
О Петербурге
В 2024 году штаб-квартира «Газпром Медиа Холдинга» была перенесена в Санкт-Петербург. Вы уже чувствуете себя петербуржцем?
Говорят, что Петербург — он либо нравится, либо нет, середины не бывает. Мне нравится! В нем есть энергия, как сейчас модно говорить — вайб. Его характер мне близок. Я надеюсь, что и мой характер близок городу, во всяком случае, я не ощущаю, что он меня отторгает. Мы в процессе общения, знакомства, проникновения друг в друга. Для того чтобы стать настоящим горожанином, требуется время. Это как с языком: можно учить всю жизнь, но по-настоящему начать говорить, только думая на языке.
Какой язык у Петербурга?
Он менее скоростной, чем в Москве, размеренный, с деепричастными оборотами, и к этому тоже надо привыкнуть. Петербург — первая и единственная столица Российской империи, и это наследие живо в горожанах: прямые спины, высоко поднятые головы и исключительная интеллигентность. Расскажу историю. В 1992 году, еще работая по своей первой специальности врачом-анестезиологом, я проходил практику в Петербурге. В выходной день сидел в кафе около Петропавловской крепости, пил кофе и смотрел на окружающую действительность. Времена были специфические, рядом с Петропавловской крепостью шла бойкая торговля сувенирами с лотков. За торговцами приглядывали два крепких молодых человека в спортивных костюмах. В какой-то момент они повздорили, один другого ударил, тот упал, снес несколько столиков, за которыми сидели люди. Поднялся, повернулся и сказал: «Извините, пожалуйста, работа такая». Вот это очень характеризует Петербург.
Как команда «Газпром-Медиа Холдинга» отнеслась к переезду?
Мы перевезли корпоративный центр, в нем работают люди зрелые, в возрасте 30+ как минимум. Так что они осознавали серьезность своего решения как для себя, так и для своих семей. Спустя год я вижу, что из переехавшей команды в Петербурге продолжают работать 60% московских сотрудников, а 40%, если округлять, не прижились. На их место в холдинг пришли петербуржцы, и это про взаимопроникновение культур и менталитетов. Я лично переездом очень доволен, я вообще непоседа, не люблю на месте сидеть, мне надо все время куда-то двигаться. И новая жизнь мне очень нравится.
Повлиял ли переезд холдинга ближе к головному офису на скорость принятия рабочих решений?
Нет, совместная работа давно отлажена и происходит в высоком темпе. Но эмоционально личное общение, без видеосвязи, конечно, очень важно. Безусловно, ускорился процесс нашего вхождения в корпоративную культуру большого «Газпрома», стал более глубоким.
Кажется, слово «ускорился» не очень применимо к Петербургу.
Сам город по сравнению с Москвой, конечно, медленнее по темпу, но в этом есть свои плюсы. В английской армии есть принцип, который касается проступков подчиненных: даже если человек совершил серьезное преступление, решение надо принимать не раньше чем через 24 часа, когда эмоции уйдут. Вот в Питере принимать взвешенные решения гораздо проще, чем в Москве.
Но и московский темп очень ценен, особенно в период релиза продукта. Мне повезло, поскольку я три-четыре дня в неделю работаю в Петербурге, а два дня — в Москве, где необходим личный контакт с Министерством связи и массовой коммуникации, Роскомнадзором, Администрацией Президента. И один день я провожу в дороге, поэтому у меня темпа как минимум три: московский, дорожный и петербургский.
Чувствуете себя немножко Радищевым?
Я чувствую себя самим собой, живым, энергичным. Я люблю смену ритма, она меня стимулирует к развитию.
Вы сказали, что с переездом в Петербург компания усилилась петербуржцами. Что они привнесли?
Во-первых, они научили всех остальных петербургскому размеренному темпу.
Замедлили.
Да, и это необходимо. Во-вторых, они внесли то, что у москвичей, мне кажется, отсутствует совсем: понимание, что выходные — это выходные, когда надо заниматься собой, семьей, своим культурным развитием. Потому что в Москве по работе встретиться в субботу или воскресенье — это запросто. А в Петербурге это моветон.
Без выходных с петербургским климатом физически не справиться, вы как его переживаете?
Надо сказать, первые месяцы я плохо спал. Давление здесь другое, и я просыпался за ночь раза четыре. А в последний месяц заметил, что сплю просто как убитый: лег и утром проснулся. Адаптировался.
Переехала ли с вами ваша семья?
И да, и нет. Жена со мной ездит всегда. Мы женаты уже больше 30 лет и сейчас живем с ней в Петербурге вдвоем. Наши шестеро детей все достаточно взрослые, учатся и работают. Одна из дочерей раздумывает над тем, чтобы на будущий год перевестись из московского вуза в петербургский, но пока только теоретически. Я считаю, что насилие в этом вопросе неуместно и все должно произойти органично. Поэтому дети пока в Москве, но на каникулы приезжают к нам.
Петербуржцы любят хвастаться своим городом перед приезжими и показывать лучшее и любимое. Вы что детям показываете?
Я бы сказал не хвастаться, а гордиться. Для меня Петербург в первую очередь имперский город, я уже не раз обошел все дворцы в пригородах. Мне интересно, как интерьер, созданный императорами и их супругами, отражает личности. Я и детей с увлечением по этим дворцам вожу. Люблю русский импрессионизм, поэтому регулярно возвращаюсь в корпус Бенуа Русского музея. Невский проспект для меня отдельный живой организм, люблю по нему гулять, сидеть в кафе, смотреть на людей. Люблю Летний сад как отражение личности его создателя. Стрелка Васильевского острова, безусловно, является если не чудом света, то одним из величайших произведений мировой архитектуры. И с нее открывается вид на Лахта Центр, мне нравится, как он говорит о том, что Петербург не остановился в своем развитии и движется дальше.
Когда-то мы все переживали, что башня нарушит пейзаж, а город органично принял Лахту, вобрал в себя. Она вписалась в петербургское небо.
Абсолютно! Кстати сказать, я принимал непосредственное участие в реализации идеи Алексея Борисовича Миллера по установке флагштоков с тремя флагами: имперским, советским и современным. Мне кажется, это тоже славно дополнило картину.
О цикле «Русь»
Мы в Собака.ru любим термин «профессиональные петербуржцы», так называем людей, которые влияют на город, меняют его к лучшему. Есть ли у вас в планах стать профессиональным петербуржцем?
Я уже им стал и считаю, что нам надо возвращать былое величие не только Петербурга, а вообще страны. Три фестиваля «Друзья Петербурга», организованных ПАО «Газпром», открывались нашими фильмами из цикла «Русь». Первым вышел «Петр I: Последний царь и первый император», который собрал огромную кассу, — а это значит, зрителю он был очень интересен. Потом были премьеры фильмов «Императрицы» и «Екатерина Великая», сейчас работаем над лентой «Александр I», доделываем ее по замечаниям Алексея Борисовича Миллера. Думаю, что в феврале фильм уже выйдет в прокат.
Ожидали ли вы такой успех цикла исторических фильмов?
Я бы не стал говорить об ожидании успеха, потому что самоуверенность в творчестве — плохой ориентир. Я верил в то, что фильм получится хороший, но такая зрительская популярность стала приятной неожиданностью.
«Петр I» — докудрама с мощным, величественным героем. А «Императрицы» получились очень женственными. Очевидно, не случайно?
Конечно, ведь фильм рассказывает об интересном и удивительном периоде российской истории с женской харизмой.
Какой следующий фильм после «Александра I» будем ждать?
«Александр III». Мы сознательно отказались от соблюдения хронологии при выборе героев. Придет время и Павла I, и Александра II, но все-таки их периоды были менее яркими. Сейчас более актуальна история императора, которому принадлежит крылатая фраза: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать».
О герое и героях
Какой герой сейчас востребован у зрителей?
Мы провели большое исследование и презентовали его в прошлом году: как менялся образ героя в российских сериалах за последние 40 лет. Было исходно выявлено 42 архетипа, которые присутствовали и присутствуют в кино и сериалах.
Самый ожидаемый зрителем и пока не появившийся за последние годы — это большой современный Герой, его можно сравнить со Штирлицем или «Братом» Алексея Балабанова. Думаю, что в ближайшие два-три года такой герой появится и у нашего времени. Это не обязательно должен быть великий человек, но он станет отражением своей эпохи, как, например, герой фильма «Курьер» Карена Шахназарова.
Второй тип героя, которого ценит зритель, — человек, живущий в провинции, который попадает в необычную ситуацию и становится защитником себя, своей семьи, своих принципов, в конце концов, своей малой родины. А значит, готов защищать свою большую Родину. Такие примеры уже есть и в сериалах нашего производства в том числе: «Полярный», «Просто Михалыч». Они быстро становятся народными, потому что зрители себя ассоциируют с героем, выступающим за справедливость, за правду.
И еще есть всегда популярный типаж везунчика вроде Иванушки-дурачка или Емели на печи. Такой герой востребован всегда — не случайно сейчас выходит очень много сказок.
Об экосистеме и искусственном интеллекте
Фильмы, которые сейчас снимаются в «Газпром-Медиа Холдинге», предназначены для онлайн-платформ или для большого проката? На что делаете ставку?
Большой метр снимаем, безусловно, в первую очередь для проката: деньги, которые инвестируются в кино, должны возвращаться. Потратив на фильм миллиард, надо заработать два, чтобы выйти в ноль, потому что 50% остается кинотеатрам, 50% возвращается творцам. Поэтому прежде всего наша цель — максимальные сборы в прокате, продажа телевизионных и цифровых прав стоит на втором месте.
Вы развиваете целую экосистему, в которую входит и телевидение, и цифровые платформы.
Когда мы начинаем заниматься продуктом, мы должны учитывать все аудитории: и цифровую, и телевизионную, и, естественно, большую прокатную. Поэтому мы делаем ставку на семейные франшизы: «Волшебник Изумрудного города», «Умка». Это большие советские сказки, которые любят все поколения, а родители, бабушки и дедушки захотят показать своим внукам.
«Газпром Медиа Холдинг» сейчас объединяет несколько платформ разной направленности — с какой целью?
RuTube и Yappy уже технически объединены, в первом квартале закончится юридическое слияние, затем к ним добавится Premier. Зачем мы это делаем? Я абсолютно уверен, что мир движется к индивидуальности, когда у каждого человека будет личный браузер, представляющий весь набор его интересов: новости, погода, развлечения и так далее. Объединяя платформы, мы объединяем прежде всего форматы. Большой формат RuTube, короткие видео Yappy, которые теперь называются RuTube shorts, и подписной формат Premier. Пользователь, увидев на RuTube ролик про кино, тут же, бесшовно, может перейти на Premier и в подписке посмотреть этот фильм или сериал. Ведь платформы стремятся не просто привлечь зрителя, но и повысить time spend — то время, которое человек проводит в экосистеме. Поэтому, объединяя три самостоятельные платформы, прошивая их общим поиском и общей рекомендательной системой, мы получаем максимальную информацию про пользователя и подбираем для него предложение, которое релевантно именно его интересам.
Что самое сложное в этом процессе?
Собрать талантливую команду, которая сможет уравновесить процессы программирования с использованием нейронных сетей и искусственного интеллекта.
На RuTube сейчас ежедневно притекает миллион новых видео, а значит, хранилище должно быть достаточного объема, сеть распространения видео должна быть адекватной. Процессы нужно синхронизировать, что предъявляет определенные требования и к руководству, которое будет отдавать адекватные указания, и к тому, чтобы эти команды были между собой в постоянной связи. Нам это удалось сделать. Почему так быстро развивается RuTube? Потому что и творцы, и айтишники работают вместе и решают общую задачу. Я абсолютно уверен, что сейчас время победы команд, а не личностей. И главный успех, который я себе бы поставил в заслугу, — это формирование команды единомышленников.
Станет ли искусственный интеллект частью команды?
Мне кажется, важно не впадать в крайности, потому что, безусловно, искусственный интеллект — это мощнейший инструмент, который ускоряет большое количество процессов: поиск информации, синтезирование простых форм. Но процесс творчества включает в себя не только анализ и синтез, но и работу эмоционального интеллекта, когда творец занимается созданием чего-то уникального.
Мне кажется, в первую очередь творчество — это создание уникального.
Искусственный интеллект ничего уникального создать не может. Я видел примеры малых форм видеоконтента, созданного ИИ. Это довольно скучно. Он может проанализировать огромные объемы информации, выявить в них тенденции и применить к написанию сценария, например. Мы используем ИИ достаточно широко в сценарной части, в мультипликации, в разработке базовых образов под задачу, в поиске на платформах. Поэтому правильно относиться к искусственному интеллекту именно как к инструменту в руках умелого творца. Последние штрихи за мастером: придание всему смысла, формы и наполнения.
О международных проектах
Что сейчас важнее: передавать права на российские фильмы, чтобы их смотрели за рубежом, или создавать совместные проекты?
Мы сейчас активно развиваем сотрудничество с Китаем и, конечно, хотим попасть в гигантскую аудиторию обеих стран — России и Китая.
Китайские фильмы последних лет, которые прошли с бешеным успехом у себя на родине, в российском прокате показали очень скромные результаты, как и российские фильмы в Китае. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, китайский зритель не знает российских актеров, а русский зритель не знает китайских звезд. Нужно вкладывать деньги в маркетинг и делать их узнаваемыми. Во-вторых, подход к построению сюжета у российских и китайских режиссеров и сценаристов значительно различается. Успех у обеих аудиторий будет иметь только совместный продукт, когда над китайской частью сценария работают китайские сценаристы, а над российской — российские. Так мы сейчас работаем над совместным фильмом «Союзники». Основная наша задача — познакомить китайских зрителей с нашей культурой. Но поскольку и Китай, и Россия — это страны, в которых базовыми являются традиционные ценности, мне кажется, этот путь мы пройдем быстро.
Типажи героев, которые сейчас востребованы в России, похожи на тех, кто популярен в Китае?
Похожи. Для китайцев так же важны понятия «патриотизм», «любовь к родине», «защита своих принципов», «защита своей малой родины». Найдя универсальный язык кинематографии, который будет понятен русскому и китайскому зрителю, мы достигнем замечательного результата.
Найдя универсальный язык кинематографии, который будет понятен русскому и китайскому зрителю, мы достигнем замечательного результата
Будут ли проекты с другими странами, например, с Индией?
Опыт Советского Союза, когда индийские фильмы были невероятно популярны в России, а российские фильмы находили многомиллионного зрителя в Индии, существует, но главное — это, конечно, маркетинг. Я и моя команда прикладываем большие усилия, чтобы маркетинг нашего продукта в этих странах был адекватным. Безусловно, ключом к успеху является совместное производство, мы с индийскими товарищами эти вопросы обсуждаем, и в декабре наша делегация подписала в Нью-Дели соглашение с ведущей государственной телерадиовещательной компанией Prasar Bharati. Индийский киноязык очень сложный, он отличается от нашего. Весной 2026 года у нас выйдет фильм «Королек моей любви», где Демис Карибидис и Михаил Галустян играют двух братьев. Кино снято в абсолютно индийском стиле. Снимали мы его в Индии, и субподрядчиками у нас были индийские компании.
Это значит, что ваша команда становится международной?
Она уже давно стала международной: в нашем арсенале есть продюсерский центр и блогерское агентство, в котором только на нас работают 2 700 блогеров, и они уже сейчас делают коллаборации со своими коллегами из Китая и из Индии. Я считаю, что блогеры — это новые цифровые амбассадоры, послы доброй воли, которые на простом языке рассказывают о своей стране. В этом сотрудничестве я вижу большую перспективу.
Текст: Юлия Суслова
Фото: Валентин Блох
Стиль: Олег Ульянов
Визаж: Мария Швец
Свет: Даниил Тарасов и Василий Кабайлов, Skypoint
Продюсер Екатерина Кузнецова
Первый образ: пальто Lime, белая и бордовая рубашки, брюки Gate31, галстук His Story, обувь Lime. Второй образ: пальто-пиджак Asia ST71, пиджак, брюки и обувь Lime, очки Ugol Optics.Третий образ: костюм His Story, рубашка Lime.Четвертый образ: пальто Asia ST71, рубашка Gate31, брюки и обувь Lime, очки Ugol Optics.
Комментарии (0)