18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

От картин Малевича до предметов быта: Эрмитаж открывает обширную выставку русского авангарда

Экспозиция откроется 8 декабря и включит порядка 500 экспонатов, в том числе живопись Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина, фарфор, печатные издания, а также текстиль и реконструкции костюмов, созданные по проектам художников-авангардистов.

В. В. Кандинский «Пейзаж», 1913 г. (холст, масло)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В. В. Кандинский «Пейзаж», 1913 г. (холст, масло)

К. С. Малевич «Черный квадрат», 1930–1932 гг. (холст, масло)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

К. С. Малевич «Черный квадрат», 1930–1932 гг. (холст, масло)

Чернильница с крышкой «Физкультурницы», автор модели — Н. Я. Данько, автор росписи — Т. С. Зайденберг, 1930-е гг. (роспись надглазурная полихромная
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Чернильница с крышкой «Физкультурницы», автор модели — Н. Я. Данько, автор росписи — Т. С. Зайденберг, 1930-е гг. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)

Тарелка «Кубистическая с молотом», автор композиции — С. В. Чехонин, исполнитель росписи — М. М. Пещеров, 1919 г. (цировка, позолота, роспись
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Тарелка «Кубистическая с молотом», автор композиции — С. В. Чехонин, исполнитель росписи — М. М. Пещеров, 1919 г. (цировка, позолота, роспись надглазурная полихромная, фарфор)

Авангард зародился в 10-х годах XX века — в период ускоренного технического прогресса, кардинальных изменений в мировоззрении и, как следствие, интенсивных попыток общества осмыслить новую действительность. В искусстве это стремление проявились в смелых экспериментах: привычные каноны не соответствовали возникшей реальности, и авангардисты с азартом разрабатывали новый художественный язык для описания нового мира.

Масштабная выставка, подготовленная Эрмитажем, расскажет о появлении авангарда в истории российского искусства в начале ХХ века и о его роли в дизайне вплоть до настоящего времени.

Ваза с изображением двуглавых орлов, автор эскиза — П. И. Красновский (?), 1911 г. (травление, цветная глазурь, резьба, фарфор)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Ваза с изображением двуглавых орлов, автор эскиза — П. И. Красновский (?), 1911 г. (травление, цветная глазурь, резьба, фарфор)

Чайник с крышкой, автор формы — К. С. Малевич, 1920-е гг. (фарфор)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Чайник с крышкой, автор формы — К. С. Малевич, 1920-е гг. (фарфор)

Тарелка «Силуэт фабричных труб», автор росписи — Н. А. Зандер, 1919 г. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Тарелка «Силуэт фабричных труб», автор росписи — Н. А. Зандер, 1919 г. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)

Ваза «Ситчик», автор композиции и формы — Н. М. Суетин, 1930-е гг. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Ваза «Ситчик», автор композиции и формы — Н. М. Суетин, 1930-е гг. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)

Предреволюционный период представят классические жанры изделий Императорского фарфорового завода, отражающие принятую эстетику: фигуры народностей России по моделям Павла Каменского, вазы с пейзажами. Им противопоставлена абстрактная живопись выдающихся художников авангарда: Василия Кандинского, Кузьмы Петрова-Водкина, Натана Альтмана и Казимира Малевича, включая его самое знаменитое и эмблематичное произведение, один из главных символов авангарда — картину «Черный квадрат».

Основная часть экспозиции посвящена развитию дизайна в фарфоре бывшего Императорского фарфорового завода, получившего после революции статус государственного. На выставке можно будет увидеть агитационный авангардный фарфор, воспевающий идеи революции, супрематический фарфор с авторскими росписями Николая Суетина и Ильи Чашника, фарфор времен оттепели 1960-х, когда на заводе работали ученики Казимира Малевича Анна Лепорская и Эдуард Криммер.

Тарелка «Земля трудящимся», автор росписи — Н. И. Альтман, 1919 г. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Тарелка «Земля трудящимся», автор росписи — Н. И. Альтман, 1919 г. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)

Блюдце «Серп, молот и шестерня», автор композиции — Р. Ф. Вильде, 1921 г. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Блюдце «Серп, молот и шестерня», автор композиции — Р. Ф. Вильде, 1921 г. (роспись надглазурная полихромная, фарфор)

Ваза «Вперед за социализм!» («Социалистическое строительство»), автор формы — С. В. Чехонин, исполнитель росписи — М. М. Пещеров, автор композиции — Р
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Ваза «Вперед за социализм!» («Социалистическое строительство»), автор формы — С. В. Чехонин, исполнитель росписи — М. М. Пещеров, автор композиции — Р. Р. О'Коннель-Михайловская, 1932 г.

Н. Н. Пунин. Памятник III Интернационала: проект худож. В. Е. Татлина. Санкт- Петербург: Издание Отдела Изобразительных искусств Н.К.П. [народного
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Н. Н. Пунин. Памятник III Интернационала: проект худож. В. Е. Татлина. Санкт- Петербург: Издание Отдела Изобразительных искусств Н.К.П. [народного Комиссариата Просвещения], 1920 г. (бумага, печать)

Традиции авангарда проявляются и в произведениях из фарфора 1990‒2000-х гг., и в работах современных мастеров-фарфористов, которые также будут представлены на выставке. Помимо этого, в экспозицию включены книжная графика, образцы текстиля и реконструкции костюмов, созданные по проектам художников авангарда.

Выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира» откроется 8 декабря в Манеже Малого Эрмитажа и будет работать до 26 марта 2023 года.

Дворцовая наб., 36
hermitagemuseum.org

Комментарии (0)