18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Несколько фактов и восторженных отзывов о Китайском дворце в Ораниенбауме

Мы пригласили на экскурсию в Китайский дворец лауреатов премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» — 2022. Рассказываем о том, что увидели и почувствовали гости, посетив подлинный памятник рококо, сохранившийся благодаря счастливой судьбе и работе реставраторов, которая проходит при поддержке ПАО «Газпром».

Анастасия Большакова

5 фактов о Китайском дворце

Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный образец стиля рококо в России такого масштаба и сохранности.

«Китайский дворец — единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено. Такая грациозная, изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться...» — писал Александр Бенуа больше ста назад. Сегодняшние гости могут подтвердить слова историка искусства.

Дворец пощадили время и войны, и его интерьеры дошли до наших дней практически нетронутыми, такими, какими их задумал Ринальди, построивший двести пятьдесят лет назад «маленький домик» императрицы. Екатерина II сама принимала живое участие в процессе проектирования и декорирования. Сначала постройку называли «голландским домиком» (и строили соответственно), но со временем увлечение китайщиной привело к тому, что интерьер приобрел характер шинуазри, наполнился предметами восточного искусства, а дворец стали называть Китайским.

Позднейшие владельцы были образованны, бережны, рачительны и обладали хорошим вкусом, потому изменения, внесенные ими в интерьеры, не стали кардинальными. Прогулка по залам дворца сегодня оставляет чувство, будто ты оказался в доме, где жили и живут поколения одной семьи.

Анастасия Большакова
Анастасия Большакова
Анастасия Большакова
Анастасия Большакова

Реставрация, которая проходит уже 14 лет при поддержке ПАО «Газпром», — самая масштабная, комплексная и научная из всех, когда-либо проведенных во дворце.

Главным разрушителем здания с самого его заложения была вода. Задуманный как летний павильон для увеселений, Китайский дворец был построен буквально на земле, рядом с прудом, и активно впитывал влагу, а она разрушала драгоценный декор. Предыдущие реставраторы боролись больше с последствиями, а не с причиной. Современные работы начались с обследования здания, выявления и решения самой проблемы. Таким образом, был определен и налажен оптимальный для объекта температурно-влажностный режим. Только после этого специалисты занялись интерьером.

Научные исследования, открытия, споры — обсуждался не только каждый зал, но и каждый элемент, фрагмент, деталь. Как быть с поздними подновлениями и следами предыдущих реставраций, как поступать с утратами декора — что восстанавливать по аналогам и используя старинные технологии, а что не воссоздавать и законсервировать, обозначив места утрат?

Все эти 14 лет реставрация идет шаг за шагом. Зал за залом открываются бесценные интерьеры, которым возвращается былой блеск. Иногда в прямом смысле слова. Так было со Стеклярусным кабинетом.

Стеклярусный кабинет
Анастасия Большакова

Стеклярусный кабинет

Анастасия Большакова
Анастасия Большакова

Жемчужина дворца и самый известный из его интерьеров — Стеклярусный кабинет.

Он сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Помещение задумывалось как главный аудиенц-зал Екатерины II в Ораниенбауме. Его стены декорированы вышитыми панно с изображением фантастических птиц, растений, бабочек, заключенными в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев. Вышивка выполнена синелью (разноцветным ворсистым шелком, который придает картинам объем) и стеклярусом (трубочками молочного стекла разного размера с дырочкой немногим толще волоса). Стеклярус был изготовлен специально на фабрике Ломоносова в деревне Усть-Рудица. Над картинами трудились русские золотошвейки под руководством французской актрисы и вышивальщицы, известной под псевдонимом Мари де Шель. После завершения работ Екатерина щедро вознаградила ее и отправила на родину ­— императрица не хотела, чтобы подобные роскошные интерьеры появились в других домах русской знати. Так Стеклярусный кабинет остался единственным в России.

Ни одно из помещений Китайского дворца не похоже на другое. Лепка, живопись, скульптура, наборные паркеты, резьба, позолота, прикладное искусство — каждый зал совершенен и самостоятелен в своих деталях.

Большой зал
Анастасия Большакова

Большой зал

Андрей Ефимовский
Анастасия Большакова

Андрей Ефимовский

Голубая гостиная

Голубая гостиная

Екатерина Филиппова, Валерия Калегина, Кирилл Рябов
Анастасия Большакова

Екатерина Филиппова, Валерия Калегина, Кирилл Рябов

Кабинет Павла Петровича

Кабинет Павла Петровича

Анастасия Большакова

722 квадратных метра составляет площадь наборных паркетов Китайского дворца. Если бы они были единственным украшением, уже этого было бы достаточно, чтобы памятник вошел в историю.

А ведь сначала Ринальди положил во дворце пол из искусственного мрамора (стюка), который и был выполнен итальянскими мастерами. Но иностранная затея не выдержала испытание влажностью — полы начали гнить, и уже в 70-х годах XVIII столетия их заменили на паркет по рисункам Ринальди. Набор гармонирует с убранством комнат. Его изготовлением занималась интернациональная команда столярных дел мастеров, среди которых были и отечественные умельцы: Кузьмин, Зиновьев, Горшков, Коновалов, Крашенинников, Демидов, Колпаков и другие.

Уникальные паркеты набраны из отечественных и заморских пород, среди которых амарант, самшит, персидский орех, клен, красное и черное дерево, береза, дуб. В отдельных наборах использовано до 15 различных видов древесины. Палитра использовалась естественная, а подкрашивание за редким исключением практически не встречается, разве что клен обрабатывали медным купоросом для придания ему нежно-зеленоватого оттенка. Для создания сложной картины мастера использовали маркетри, интарсии, резьбу, выжигание, подкуривание, когда часть древесины держали в горячем песке, и другие сложные приемы.

Реставрацию паркетов в Китайском дворце производили за эти два века неоднократно. Нынешняя — одна из самых масштабных. Кстати, мастеров ждали неожиданные открытия. Например, вскрыв полы, они нашли послание от своих коллег, за полвека до этого оставивших записку со своими именами.

Анастасия Большакова
Анастасия Большакова
Анастасия Большакова
Михаил Стацюк
Анастасия Большакова
Михаил Стацюк
Анастасия Большакова
Анна Зарубина, начальник PR-отдела ГМЗ "Петергоф"
Анастасия Большакова

Анна Зарубина, начальник PR-отдела ГМЗ "Петергоф"

Исключительную ценность представляют живописные плафоны, которые украшают все залы. Аналогичным собранием не располагает ни один из дошедших до нас российских дворцов.

Плафоны выполнены в основном художниками Венецианской академии художеств специально для Китайского дворца. Мифологические и пасторальные сцены — любоваться этой живописью можно бесконечно. Сюжеты перекликаются с убранством комнат и их назначением. Например, в Кабинете Павла Петровича — живописный плафон «Геометрия»: изображенные на полотне аллегорическая женская фигура с глобусом и циркулем в руках и амуры, рисующие геометрические фигуры, напоминают о том, что комната предназначалась для учебных занятий юного наследника.

В Зале муз Торелли изобразил «Торжество Венеры»: богиня и грации окружены мифологическими божествами. Сцена эта развернута на фоне голубого неба с облаками, освещенными розоватым светом. Вот как их когда-то описывал Фальконе: «Есть там три грации, коих колорит, густота краски, рисунок не уступают лучшим произведениям великих мастеров. Есть амур, коего прелестная головка примерно красива, нежна, тонка, миловидна. Небеса имеют такой легкий и удачный оттенок чего-то неопределенного, что их можно сравнить лишь с настоящим небом».

Утраченное (в частности «Отдых Марса» кисти выдающегося живописца венецианской школы Дж. Б. Тьеполо) заменили плафоном Стефано Торелли «День, прогоняющий ночь» из Мраморного дворца.

Большой Китайский кабинет, недавно открывшийся после реставрации, украшает символичный сюжет «Союз Европы и Азии». Ранее полотно покидало свое историческое место всего один раз — во время Великой Отечественной войны.

Плафон настолько большого размера, что современным реставраторам пришлось продумать особую технику его демонтажа. Снимать картину было необходимо, чтобы проверить состояние внутренней стороны полотна и элементов крепления.

По сторонам от плафона — изображения китайских правителей, богдыхана и богдыханши, выполненные в технике росписи по гипсовой основе.

Большой китайский кабинет
Анастасия Большакова

Большой китайский кабинет

Анастасия Большакова
Анастасия Большакова
Михаил Стацюк
Анастасия Большакова
Михаил Стацюк
Анастасия Большакова

Большой китайский кабинет, тринадцатый отреставрированный интерьер (всего залов семнадцать), был представлен публике этой весной.

Это один из самых эффектных интерьеров дворца и один из самых сложных для реставрации. Декоративное убранство выполнено в стиле шинуазри. «Китайщина» — это своего рода осмысление русскими и европейскими мастерами далекой экзотической восточной культуры. На стенах наборные деревянные панно, которые иллюстрируют галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы в виде мозаик из разных пород дерева с инкрустацией пластинами моржовой кости. По оценкам специалистов, панно выполняли отечественные мастера-паркетчики, а техника была для того времени еще новой и малознакомой.

Открытие ждало реставраторов позолоты: оказалось, что золото XVIII века сохранилось под позолотой следующего столетия почти полностью. Удалось снять почти все позднейшие наслоения и открыть подлинник. Кое-где сохранилось золото XIX века — его легко отличить по цвету.

Екатерина II использовала помещение для игр, большой любительницей которых была. В камер-фурьерском можно найти такого рода записи: «...забавлялись в карты в Китайском угловом угле на 6-ти столах». В карточных играх принимали участие европейские посланники, наследник Павел Петрович с супругой, князья Голицын, Вяземский, граф Орлов и другие придворные.

Теперь в комнате установлен «аглицкий бильярт» — раритет, самый ранний бильярд на территории России. Он был куплен Петром Федоровичем, который и пристрастил к игре Екатерину. После смерти императора она перевезла стол из Большого Меншиковского дворца и установила в Большом китайском кабинете, который тот покидал лишь ненадолго во время реставрации XIX века. Это предмет удивительной сохранности, даже лузы подлинные.

Сегодня в кабинете на своем месте висит зеркало XVIII века, в которое смотрелась сама Екатерина Алексеевна. Обстановку — лаковую мебель — еще предстоит восстановить. Процесс это трудный и долгий, но с зеркалом и бильярдом зал уже обрел великолепный вид.

Китайский дворец поражает воображение своим декором. И это не преувеличение. Своими впечатлениями поделились гости нашей экскурсии.

Что говорили лауреаты премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» – 2022 после посещения Китайского дворца

Валерия Калегина
Анастасия Большакова

Валерия Калегина

Анастасия Большакова
Владимир Кузнецов
Анастасия Большакова

Владимир Кузнецов

Василий Баканов
Анастасия Большакова

Василий Баканов

Анастасия Большакова

Валерия Калегина, актриса театра FULCRO

«Впечатления от поездки в Ораниенбаум абсолютно потрясающие — она стала глотком свежего воздуха и в прямом, и в переносном смысле.

Нам провела экскурсию Татьяна Сергеевна Сясина — невероятный профессионал. Редко можно увидеть, как человек с такой любовью и нежностью рассказывает о буквально каждой нити, каждом цвете (мой фаворит — цвет бедра испуганной нимфы) в интерьерах Китайского дворца. Кажется, она знает абсолютно все, но при этом делится своим знанием так просто, без лишнего пафоса, это подкупает на 100%. Отвлечься на что-то в процессе экскурсии вообще не представляется возможным. Я бы посоветовала попасть в Китайский дворец каждому и, как это сделала я, восхититься переливами стекляруса (панно во всю стену, каждый элемент выполнен вручную), вдохнуть запах древесины, ощутить прохладу кабинета Павла Петровича, увидеть предметы интерьера, помнящие саму императрицу Екатерину, и навсегда влюбиться в расписанные в стиле рококо плафоны в каждой из комнат.

Мне как актрисе очень радостно, что все больше усилий сейчас прикладывается к тому, чтобы культура во всем ее многообразии могла жить и развиваться. Бесспорно, для этого нужна материальная помощь, в случае с Китайским дворцом невозможно переоценить участие Газпрома, который поддерживает процесс реставрации все эти годы.

Каждое помещение дворца уникально, это настоящая шкатулка с драгоценностями, но главная драгоценность — любовь и забота, которую вкладывают все сотрудники и причастные к восстановлению и сохранению в то, чтобы эту красоту увидело как можно больше людей. Когда, как не сейчас, искать спасения в прекрасном?»

Виктория Портфолио
Анастасия Большакова
Виктория Портфолио
Малый китайский кабинет
Анастасия Большакова

Малый китайский кабинет

Татьяна Сясина, заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»
Анастасия Большакова

Татьяна Сясина, заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»

Яна Золотова
Анастасия Большакова

Яна Золотова

Василий Баканов
Анастасия Большакова

Василий Баканов

Большой китайский кабинет
Анастасия Большакова

Большой китайский кабинет

Виктория Портфолио, блогер:

«Дворец просто невероятный! Историческое убранство, отреставрированное русскими мастерами, не имеет аналогов.

В каждом зале видно, что реставраторы вложили сюда не только мастерство, но и саму душу. Все выполнено просто идеально — не отличишь исторические элементы и воссозданные. Неудивительно: историки, архитекторы, искусствоведы работали в архивах, восстанавливали детали по сохранившимся фрагментам. Дворец сегодня именно такой, каким он был в XVIII и XIX веках.

Например, текстиль выполнен по старинным технологиям на ручных ткацких станках и выглядит абсолютно аутентично.

А Стеклярусный кабинет с его панно, расшитыми стеклярусом и шелком, меня просто поразил! Представляете, что отверстия в стеклярусе настолько маленькие, что не было раньше таких иголок, которые в него могли бы пройти, и приходилось обмакивать нить в воск, чтобы она сделалась твердой. Для консервации и реставрации панно была проведена колоссальная работа. Все выглядит роскошно, сияет, а когда на вышивку падает свет, она переливается.

Большой и Малый китайские кабинеты, Штофная опочивальня, Зал муз — каждое помещение впечатляет. Приятно видеть, что такие памятники архитектуры восстанавливают сегодня».

Кирилл Рябов. Виктория Сафонова
Анастасия Большакова
Кирилл Рябов, Виктория Сафонова
Анастасия Большакова
Дмитрий Попов
Анастасия Большакова

Дмитрий Попов

Анастасия Большакова

Кирилл Рябов, писатель:

«Неожиданно и очень приятно было получить приглашение и провести день в компании прекрасных людей. Китайский дворец, конечно, восхитил. Реставрационные работы уникальные. Не знал, что это занимает так много времени, что это такой долгий, кропотливый труд. Оказывается, только подготовка к реставрации иногда занимает годы. Я далек от этого мира — немножко ощущение, будто в космос слетал. Не знал, что реставрационные работы, покупка уникальных экспонатов проходит при поддержке Газпрома. Это вызывает уважение.

Сотрудникам музея, конечно, отдельная благодарность и восхищение. В конце мы зашли в кабинет Павла Петровича. Он, с одной стороны, довольно скромный, маленький, но при этом очень красивый. Срезы мрамора, по сути, представляют из себя настоящие картины о красоте природы, природой же и созданные. Это невероятно! Там все невероятно».

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.
Люди:
Михаил Стацюк, Кирилл Рябов, Виктория Портфолио

Комментарии (0)