21 февраля в Пикетном зале Эрмитажа представят итоги совместного реставрационного проекта Государственного Эрмитажа и французского ювелирного Дома Cartier. Выставка — не только отличный повод познакомиться с уникальными предметами из коллекции Эрмитажа, но и узнать больше о Cartier, а главное – проследить связи между мастерами разных эпох и стран.
Что покажут на выставке
За последние пять лет, благодаря французскому Дому, выступившему в качестве мецената, было отреставрировано пять редких произведений декоративно-прикладного искусства из коллекции Эрмитажа. Их покажут вместе с историческими изделиями марки из богатейшего собрания Cartier Collection, подобранными по принципу общности материала, стиля или техники. Вот эти пять предметов и их прекрасное окружение.
Редчайшая, едва ли не единственная в мире, хрустальная лампа, выполненная средневековыми арабскими мастерами и украшенная позже искусными ювелирами итальянского Возрождения.
Рядом с ней можно будет увидеть произведения на основе горного хрусталя, в частности подвеску 1912 года, украшенную двумя сапфировыми кабошонами в окружении бриллиантов и резного горного хрусталя и брошь-бант.
Восстановленная золотая ароматница, подаренная иранским шахом русским императорам в XVIII веке.
Характерную красно-зеленую гамму спустя века использовали мастера Cartier. Мы увидим, например, ожерелье 1928 года в индийском стиле с резными рубинами, изумрудами и нефритом, браслет и серьги конца 1920-х из коллекции Tutti Frutti.
Возрожденный ларец Ядвиги Ягеллонки — чрезвычайно важный предмет для истории развития европейского ювелирного дела. Это буквально энциклопедия средневекового искусства.
Достойную компанию ему составят вещи в стиле фьюжн, сочетающие элементы разного времени: в том числе удивительная подвеска в форме готического пинакля 1900 года и портсигар 1947 года, украшенный рубинами, сапфирами и изумрудами.
Отреставрированный фельдмаршальский жезл Александра II, созданный известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем.
Монаршее украшение будут сопровождать предметы, рассказывающие о военных триумфах. В их числе портсигар из розового и желтого золота и пудреница с бриллиантами, украшенные эмалями и орлами.
Кабинетец работы немецкого мастера Геверса с часами с указателями дня и ночи, изготовленный в начале XVIII века, попал в Эрмитаж из дворца Строгановых. Посетители выставки будут первыми, кто увидит эту уникальную вещь после реставрации.
Рядом на выставке расположатся декоративные часы, часы с рамкой для фотографий, купленные королевой Александрой, женой Эдварда VII, парюра с гребнем, украшенная аметистами, и другие прекрасные произведения.
Каждая из пяти глав выставки рассказывает о том, как ювелиры Cartier смогли сберечь мастерство прошлых веков. Это огромный источник вдохновения и для профессионалов — художников и архитекторов, и просто радость для зрителей, которые могут познакомиться ближе с историей Дома.
Ювелир королей и король ювелиров
Дом Cartier был основан в 1847 году, и за 20 лет слава о мастерах-ювелирах распространилась далеко за пределы Франции и достигла России. Первым покупателем еще в 1860-м году стал коллекционер Петр Салтыков, а с начала века великие князья сделали бутик на Рю де ла Пэ самым модным русским местом в Париже.
В 1907 году вдовствующая императрица Мария Федоровна, возвращаясь со своего традиционного отдыха в Биаррице, проезжала через Париж. Там она посетила бутик Cartier на Рю де ла Пэ, купила несколько безделушек, а по приезде в Россию рассказала о своем визите Николаю II и Александре Федоровне. Скоро Cartier получили царскую аудиенцию. Императорская чета выбрала для себя одну-единственную булавку, но для Cartier эта покупка оказалась решающей. В том же году марка получила статус официального поставщика двора.
После 1907 года имя Cartier в полной мере стало синонимом императорской роскоши. Дом начал регулярно показываться Санкт-Петербурге, участвуя в выставках-продажах в Гранд Отеле Европа. Картье завоевал сердца самых известных и влиятельных русских клиентов на первой же из них: каждому из 562 гостей было послано личное приглашение со специальным курьером, каждому продемонстрировали, что он самый желанный гость французских ювелиров.
Не удивительно, что «посмотреть Cartier» на Пасху или Рождество стало у аристократов хорошим тоном. Во время этих визитов заводились полезные знакомства, обсуждались важные политические новости. Дружбой с Cartier дорожили, ею гордились.
В 1908 году постоянная покупательница великая княгиня Мария Павловна предложила Луи Картье помещение на Дворцовой набережной 28, рядом со своим Владимирским дворцом. И долгое время на стенах здания по адресу Дворцовая набережная, 28, красовалась такая же табличка, как на Рю де ла Пэ в Париже.
Кокошник, Русские сезоны и Cartier
Французский Дом не только сам оказывал влияние на русскую культуру: вклад России в развитие марки оказался не менее значимым. С начала ХХ века русский след присутствует в стиле, дизайне, цвете и технике Cartier. И это привлекает не только любимых русских клиентов, но и европейских, которых находят в русских национальных мотивах модную в те годы эстетику.
«Русскостью» обогащаются палитра, формы и материалы и даже словарь ювелиров. Так, на рубеже веков в книгах Cartier появляется название «kokochnik». Украшение традиционного праздничного женского костюма становится частью многих коллекций Cartier, но изобретательные мастера не просто копируют форму, но, используя возможности платины, создают на ее основе принципиально новое украшение: более легкое, воздушное, почти прозрачное.
Декоративные фигурки животных работы русского мастера Карла Фаберже вдохновляют ювелиров Cartier обратиться к анималистическим мотивам.
Горячая, или гильошированная, эмаль также вошла в обиход французских мастеров не без влияния Фаберже, который активно использовал ее в своих работах. Но, конечно, Cartier никогда никого не копировали, а преображали технику. Наряду с характерными для русского мастера яркими цветами, в палитре эмалей появляются более нежные бархатистые оттенки: розовый, лиловый, золотисто-желтый, светло-зеленый.
Значимое влияние на стиль Cartier оказали балеты «Русских сезонов». Во многом благодаря им, складывается стиль ар-деко, в котором мастера Дома нашли источники для нового развития, а затем надолго стали лидерами направления в ювелирном искусстве. Стоило дождаться выпуска балета «Шахерезада», чтобы открыть то идеально «павлинье» сочетание синего с зеленым, о котором мечтал еще Луи Картье. А затем уже смело миксовать фиолетовый и пурпурный с ярко-зеленым, красный с черным, свободно обращаясь с типично крупными формами ар-деко и его геометричным декором.
Cartier и современная Россия
В наши дни отношения продолжаются на новом этапе. Начало было положено в 1992 году, когда Эрмитаж принимал выставку «Искусство Картье». Многие помнят экспозиции-блокбастеры, прошедшие в Музеях Московского Кремля уже в XXI веке.
Дом не забывает своих русских друзей. В память о Юсуповых он принял участие в реставрации музея-усадьбы Архангельское. В честь «Русских сезонов» стал партнером Большого театра в постановке на Исторической сцене балета «Анна Каренина».
Классика для Дома Cartier всегда была и остается двигателем вперед. Поэтому среди партнеров марки авангардист Андрей Бартенев, а юбилей бутика Cartier в ГУМе был ознаменован перформансом авангардного режиссера Максима Диденко.
Русское искусство ХХ века способствовало созданию уникального, единственного в мире «стиля Cartier». С тех пор Дом не только бережно хранил элементы традиций, но и стал на пороге XXI века одним из действующих лиц культуры современной России.
Государственный Эрмитаж. Главный музейный комплекс. Пикетный зал
с 21 февраля до 18 апреля
Комментарии (0)