18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

«Cartier: Продолжая историю…»: гид по главной ювелирной выставке сезона в Эрмитаже

21 февраля в Пикетном зале Эрмитажа представят итоги совместного реставрационного проекта Государственного Эрмитажа и французского ювелирного Дома Cartier. Выставка — не только отличный повод познакомиться с уникальными предметами из коллекции Эрмитажа, но и узнать больше о Cartier, а главное – проследить связи между мастерами разных эпох и стран.

Что покажут на выставке

За последние пять лет, благодаря французскому Дому, выступившему в качестве мецената, было отреставрировано пять редких произведений декоративно-прикладного искусства из коллекции Эрмитажа. Их покажут вместе с историческими изделиями марки из богатейшего собрания Cartier Collection, подобранными по принципу общности материала, стиля или техники. Вот эти пять предметов и их прекрасное окружение.

Редчайшая, едва ли не единственная в мире, хрустальная лампа, выполненная средневековыми арабскими мастерами и украшенная позже искусными ювелирами итальянского Возрождения.

Лампа Египет, вторая половина X в. (камень); Италия, конец XVI в. (оправа). Горный хрусталь, золото, эмаль; резьба, шлифовка, полировка, роспись

Лампа

Египет, вторая половина X в. (камень); Италия, конец XVI в. (оправа). Горный хрусталь, золото, эмаль; резьба, шлифовка, полировка, роспись. Поступил в 1846 г. из собрания Д.П. Татищева, упомянута в инвентаре 1859 г., затем в Галерее драгоценностей. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Рядом с ней можно будет увидеть произведения на основе горного хрусталя, в частности подвеску 1912 года, украшенную двумя сапфировыми кабошонами в окружении бриллиантов и резного горного хрусталя и брошь-бант.

Корсажная брошь Cartier, Париж, специальный заказ, 1913 г. Платина; круглые бриллианты старинной огранки и огранки ≪роза≫; резной горный хрусталь

Корсажная брошь

Cartier, Париж, специальный заказ, 1913 г. Платина; круглые бриллианты старинной огранки и огранки ≪роза≫; резной горный хрусталь; бриллиантовая обсыпка; съемная подвеска. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

Подвеска Cartier, Париж, 1912 г. Платина; круглые бриллианты огранки «роза» и старинной огранки; кабошоны из двух звездчатых сапфиров (13,45 и 1,98

Подвеска

Cartier, Париж, 1912 г. Платина; круглые бриллианты огранки «роза» и старинной огранки; кабошоны из двух звездчатых сапфиров (13,45 и 1,98 карата), натуральный жемчуг круглой и каплевидной формы; резной горный хрусталь; бриллиантовая обсыпка; черный шелковый шнур. Провенанс: мистер и миссис Стивен Сильвер. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

Русский портсигар Cartier, Париж, 1925 г. Горный хрусталь; золото, платина; красная и синяя эмаль; бриллианты огранки «роза»; хлопковый шнур. Фото

Русский портсигар

Cartier, Париж, 1925 г. Горный хрусталь; золото, платина; красная и синяя эмаль; бриллианты огранки «роза»; хлопковый шнур. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Таинственные часы «Модель А» Cartier, Париж, 1918 г. Платина, золото; горный хрусталь; нефрит (подставка); четыре сапфировых кабошона; бриллианты

Таинственные часы «Модель А»

Cartier, Париж, 1918 г. Платина, золото; горный хрусталь; нефрит (подставка); четыре сапфировых кабошона; бриллианты огранки «роза»; белая эмаль. Подставка с монограммой Ольги Константиновны «О» и короной. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

Восстановленная золотая ароматница, подаренная иранским шахом русским императорам в XVIII веке.

Ароматник Северная Индия (могольский период), XVII в. Золото, серебро; алмазы, изумруды, рубины, жемчуг, мастика; гравировка, огранка, инкрустация в

Ароматник

Северная Индия (могольский период), XVII в. Золото, серебро; алмазы, изумруды, рубины, жемчуг, мастика; гравировка, огранка, инкрустация в технике кундан. Поступил из основного собрания Эрмитажа. Дар посольства Надир-шаха Анне Леопольдовне. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Характерную красно-зеленую гамму спустя века использовали мастера Cartier. Мы увидим, например, ожерелье 1928 года в индийском стиле с резными рубинами, изумрудами и нефритом, браслет и серьги конца 1920-х из коллекции Tutti Frutti.

Колье в индийском стиле с подвеской Cartier, Париж, специальный заказ, 1928 г. Золото; портретные бриллианты, один квадратный бриллиант, один

Колье в индийском стиле с подвеской

Cartier, Париж, специальный заказ, 1928 г. Золото; портретные бриллианты, один квадратный бриллиант, один бриллиант огранки «роза»; рубиновые кабошоны, гравированные рубины; резные изумруды, одна изумрудная бусина; натуральный жемчуг, одна каплевидная жемчужина; резной и инкрустированный белый нефрит; разноцветная эмаль; шелковый шнур Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Пара брошей в индийском стиле Cartier, Лондон, 1939 г. Золото; бриллианты портретной огранки; рубиновые и изумрудные кабошоны; натуральный жемчуг

Пара брошей в индийском стиле

Cartier, Лондон, 1939 г. Золото; бриллианты портретной огранки; рубиновые и изумрудные кабошоны; натуральный жемчуг. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Браслет Tutti Frutti Cartier, Нью-Йорк, специальный заказ, 1928 г. Платина; бриллианты старинной и одинарной огранки; резные рубины, рубиновые

Браслет Tutti Frutti

Cartier, Нью-Йорк, специальный заказ, 1928 г. Платина; бриллианты старинной и одинарной огранки; резные рубины, рубиновые кабошоны; рифленые или гладкие изумрудные и сапфировые бусины, окруженные бриллиантами; черная эмаль. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Возрожденный ларец Ядвиги Ягеллонки — чрезвычайно важный предмет для истории развития европейского ювелирного дела. Это буквально энциклопедия средневекового искусства.

Ларец Ядвиги Ягеллонки Германия, Нюрнберг, 1533 г. Клейма: Нюрнберга; выгравирован год 1533. Серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг

Ларец Ядвиги Ягеллонки

Германия, Нюрнберг, 1533 г. Клейма: Нюрнберга; выгравирован год 1533. Серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, эмаль; литье, чеканка. Происхождение: в xviii в. Находился в Зимнем дворце, с середины XIX в. — в Галерее драгоценностей Эрмитажа. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Достойную компанию ему составят вещи в стиле фьюжн, сочетающие элементы разного времени: в том числе удивительная подвеска в форме готического пинакля 1900 года и портсигар 1947 года, украшенный рубинами, сапфирами и изумрудами.

Несессер Cartier, Париж, специальный заказ, 1936 г. Золото, позолоченное серебро; серый нефрит; бриллианты огранки «роза»; рубины, изумруды, цветные

Несессер

Cartier, Париж, специальный заказ, 1936 г. Золото, позолоченное серебро; серый нефрит; бриллианты огранки «роза»; рубины, изумруды, цветные камни, жемчуг. Провенанс: Дейзи Феллоуз, дочь герцога Жана Деказа и Изабель Зингер. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Несессер Cartier, Лондон, 1947 г. Золото; сапфиры одинарной огранки и калиброванные, два сапфировых кабошона. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection

Несессер

Cartier, Лондон, 1947 г. Золото; сапфиры одинарной огранки и калиброванные, два сапфировых кабошона. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Брошь-камея Cartier, Париж, около 1860 г. Золотая чеканная и полированная оправа камеи. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Брошь-камея

Cartier, Париж, около 1860 г. Золотая чеканная и полированная оправа камеи. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Отреставрированный фельдмаршальский жезл Александра II, созданный известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем.

Фельдмаршальский жезл Россия, Санкт-Петербург. Мастерская Юлиуса Кейбеля, 1878–1879 гг. Клейма: Keibel, 72-я пробаЗолото, серебро; изумруды

Фельдмаршальский жезл

Россия, Санкт-Петербург. Мастерская Юлиуса Кейбеля, 1878–1879 гг.  Клейма: Keibel, 72-я пробаЗолото, серебро; изумруды, бриллианты, алмазы-розы; эмаль; золочение, чеканка, гравировка.Передан в коллекцию Эрмитажа президентом России В.В. Путиным во время официального визита в октябре 2018 г.. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Монаршее украшение будут сопровождать предметы, рассказывающие о военных триумфах. В их числе портсигар из розового и желтого золота и пудреница с бриллиантами, украшенные эмалями и орлами.

Футляр для драгоценных камней Cartier, Нью-Йорк, 1932 г. Полированное и чеканное золото. На крышке изображен герб Российской империи. Продан мистеру

Футляр для драгоценных камней

Cartier, Нью-Йорк, 1932 г. Полированное и чеканное золото. На крышке изображен герб Российской империи. Продан мистеру Линкольну Элсуорту. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Пудреница Cartier, Париж, 1911 г.Золото, серебро; полупрозрачная опаловая розовая эмаль по гильошированному фону, белая эмаль; бриллианты огранки

Пудреница

Cartier, Париж, 1911 г.Золото, серебро; полупрозрачная опаловая розовая эмаль по гильошированному фону, белая эмаль; бриллианты огранки «роза». В центре — герб Российской империи. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Портсигар Cartier, Париж, 1912 г. Розовое и желтое золото; сапфировый кабошон на кнопке. В центре — герб Российской империи. Фото: Nils Herrmann

Портсигар

Cartier, Париж, 1912 г. Розовое и желтое золото; сапфировый кабошон на кнопке. В центре — герб Российской империи. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Орден Почетного Легиона Cartier, Париж, 1920 г. Золото, платина; бриллианты огранки «роза»; зеленая и синяя эмаль. Фото: Nick Welsh, Cartier

Орден Почетного Легиона

Cartier, Париж, 1920 г. Золото, платина; бриллианты огранки «роза»; зеленая и синяя эмаль. Фото: Nick Welsh, Cartier Collection © Cartier

Кабинетец работы немецкого мастера Геверса с часами с указателями дня и ночи, изготовленный в начале XVIII века, попал в Эрмитаж из дворца Строгановых. Посетители выставки будут первыми, кто увидит эту уникальную вещь после реставрации.

Кабинет с часами Германия, Аугсбург, 1700–1705 гг. Клейма: Аугсбурга, мастера Иоганна Валентина Геверса. Дерево, серебро, черепаховый панцирь

Кабинет с часами

Германия, Аугсбург, 1700–1705 гг. Клейма: Аугсбурга, мастера Иоганна Валентина Геверса. Дерево, серебро, черепаховый панцирь, слоновая кость, бронза, металлические сплавы; литье, резьба, чеканка, раскраска, масляная живопись. Поступил в 1925 г. Из собрания графов Строгановых. Фото: Александр Кокшаров/Государственный Эрмитаж, 2021

Рядом на выставке расположатся декоративные часы, часы с рамкой для фотографий, купленные королевой Александрой, женой Эдварда VII, парюра с гребнем, украшенная аметистами, и другие прекрасные произведения.

Парюра Cartier, Париж, около 1850 г. Золото; аметисты овальной и грушевидной формы. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Парюра

Cartier, Париж, около 1850 г. Золото; аметисты овальной и грушевидной формы. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Настольные часы с термометром Cartier, Париж, 1908 г. Платина, золото, серебро, позолота; бриллианты огранки «роза»; полупрозрачная розово-лиловая

Настольные часы с термометром

Cartier, Париж, 1908 г. Платина, золото, серебро, позолота; бриллианты огранки «роза»; полупрозрачная розово-лиловая эмаль по гильошированному фону проданы королю Португалии. Фото: Nick Welsh, Cartier Collection © Cartier

Настольные часы с рамкой для фотографии Cartier, Париж, 1907 г. Розовое золото, серебро; полупрозрачная розово-лиловая эмаль по гильошированному фону

Настольные часы с рамкой для фотографии

Cartier, Париж, 1907 г. Розовое золото, серебро; полупрозрачная розово-лиловая эмаль по гильошированному фону, бело-синяя эмаль; бриллианты огранки «роза», кабошоны из лунного камня фотография королевы Англии Александры. Проданы королеве Александре, супруге короля Англии Эдуарда VII. Фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier

Каждая из пяти глав выставки рассказывает о том, как ювелиры Cartier смогли сберечь мастерство прошлых веков. Это огромный источник вдохновения и для профессионалов — художников и архитекторов, и просто радость для зрителей, которые могут познакомиться ближе с историей Дома.

Ювелир королей и король ювелиров

 

Свадебная тиара Ирины Юсуповой 1911. Выполнена из резного горного хрусталя и бриллиантов. Бриллиант в центре весит 3.66 карат. Продана княгине

Свадебная тиара Ирины Юсуповой
1911. Выполнена из резного горного хрусталя и бриллиантов. Бриллиант в центре весит 3.66 карат.  Продана княгине Юсуповой
Фото: Archives Cartier Paris © Cartier

Дом Cartier был основан в 1847 году, и за 20 лет слава о мастерах-ювелирах распространилась далеко за пределы Франции и достигла России. Первым покупателем еще в 1860-м году стал коллекционер Петр Салтыков, а с начала века великие князья сделали бутик на Рю де ла Пэ самым модным русским местом в Париже.

Первый визит Пьера Cartier в Россию (1904-1905) Фото: Cartier Archives © Cartier

Первый визит Пьера Cartier в Россию (1904-1905)

Фото: Cartier Archives © Cartier

Свидетельство от императора Николая II об официальном назначении Cartier поставщиком императорского двора, 1907 Фото: Cartier Archives © Cartier

Свидетельство от императора Николая II об официальном назначении Cartier поставщиком императорского двора, 1907
Фото: Cartier Archives © Cartier

Рисунок Бруно Монар бутика Cartier в С. Петербурге

Рисунок Бруно Монар бутика Cartier в С. Петербурге

В 1907 году вдовствующая императрица Мария Федоровна, возвращаясь со своего традиционного отдыха в Биаррице, проезжала через Париж. Там она посетила бутик Cartier на Рю де ла Пэ, купила несколько безделушек, а по приезде в Россию рассказала о своем визите Николаю II и Александре Федоровне. Скоро Cartier получили царскую аудиенцию. Императорская чета выбрала для себя одну-единственную булавку, но для Cartier эта покупка оказалась решающей. В том же году марка получила статус официального поставщика двора.

Портрет Марии Павловны в жемчужном колье-ошейнике, созданном Cartier в 1900 году © Collection C. Boulay

Портрет Марии Павловны в жемчужном колье-ошейнике, созданном Cartier в 1900 году

© Collection C. Boulay

Браслет Romanov Платина, один цейлонский сапфир формы ‘кушон’ огранки ‘роза’ весом 197,80 карат, бриллианты, резной горный хрусталь. Фото: Nils

Браслет Romanov
Платина, один цейлонский сапфир формы ‘кушон’ огранки ‘роза’ весом 197,80 карат, бриллианты, резной горный хрусталь. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Фоторамка Cartier Париж, примерно 1910. Золото, серебро, нефрит, белая эмаль. Портрет Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича

Фоторамка
Cartier Париж, примерно 1910. Золото, серебро, нефрит, белая эмаль. Портрет Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича. Cartier Collection Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

После 1907 года имя Cartier в полной мере стало синонимом императорской роскоши. Дом начал регулярно показываться Санкт-Петербурге, участвуя в выставках-продажах в Гранд Отеле Европа. Картье завоевал сердца самых известных и влиятельных русских клиентов на первой же из них: каждому из 562 гостей было послано личное приглашение со специальным курьером, каждому продемонстрировали, что он самый желанный гость французских ювелиров.

Не удивительно, что «посмотреть Cartier» на Пасху или Рождество стало у аристократов хорошим тоном. Во время этих визитов заводились полезные знакомства, обсуждались важные политические новости. Дружбой с Cartier дорожили, ею гордились.

В 1908 году постоянная покупательница великая княгиня Мария Павловна предложила Луи Картье помещение на Дворцовой набережной 28, рядом со своим Владимирским дворцом. И долгое время на стенах здания по адресу Дворцовая набережная, 28, красовалась такая же табличка, как на Рю де ла Пэ в Париже.

Булавка для вуали Платина, круглые бриллианты старой огранки, алмазы огранки роза, натуральный жемчуг. Закрепка millegrain (фаден гризантная). Булавка

Булавка для вуали
Платина, круглые бриллианты старой огранки, алмазы огранки роза, натуральный жемчуг. Закрепка millegrain (фаден гризантная). Булавка была приобретена князем Феликсом Юсуповым для своей жены княгини Зинаиды Юсуповой
Cartier Париж, 1913 год. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Князь Юсупов и княгиня Ирина Александровна, племянница императора Николая II Свадьба пары состоялась в 1914 году. После революции 1917 года князь

Князь Юсупов и княгиня Ирина Александровна, племянница императора Николая II

Свадьба пары состоялась в 1914 году. После революции 1917 года князь Юсупов обратился в Дом Cartier, который помог ему в продаже семейных драгоценностей, среди которых также был знаменитый бриллиант Tete de Bélier (Голова барана). Розовый бриллиант весом 17.27 карат изображен здесь в оправе кольца, которое было в последствии приобретено Дэйзи Феллоу в 1927 году. Фото: Jean-Marie del Moral © Cartier

Кокошник, Русские сезоны и Cartier

Французский Дом не только сам оказывал влияние на русскую культуру: вклад России в развитие марки оказался не менее значимым. С начала ХХ века русский след присутствует в стиле, дизайне, цвете и технике Cartier. И это привлекает не только любимых русских клиентов, но и европейских, которых находят в русских национальных мотивах модную в те годы эстетику.

«Русскостью» обогащаются палитра, формы и материалы и даже словарь ювелиров. Так, на рубеже веков в книгах Cartier появляется название «kokochnik». Украшение традиционного праздничного женского костюма становится частью многих коллекций Cartier, но изобретательные мастера не просто копируют форму, но, используя возможности платины, создают на ее основе принципиально новое украшение: более легкое, воздушное, почти прозрачное.

Портсигар Золото, серебро.Полупрозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая и зеленая эмаль, бриллианты огранки роза. Cartier Париж

Портсигар
Золото, серебро.Полупрозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая и зеленая эмаль, бриллианты огранки роза. Cartier Париж, 1907. Cartier Collection. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Тиара ‘Кокошник’ Платина, бриллианты, натуральный жемчуг. Cartier Париж, 1908. Cartier Collection. Фото: Vincent Wulveryck, Cartier Collection ©

Тиара ‘Кокошник’
Платина, бриллианты, натуральный жемчуг. Cartier Париж, 1908. Cartier Collection. Фото: Vincent Wulveryck, Cartier Collection © Cartier

Программка седьмого сезона Ballets Russes в 1912 году с изображением афиши Клода Дебюсси к балету ‘Послеполуденный отдых фавна’ с Вацловом Нижинским в

Программка седьмого сезона Ballets Russes в 1912 году с изображением афиши Клода Дебюсси к балету ‘Послеполуденный отдых фавна’ с Вацловом Нижинским в главной роли
© Bibliotheque des Arts Decoratifs, Paris, France Archives Charmet/Bridgeman Images

Парфюмерный флакон Cartier Париж, 1907. Позолота серебра, авантюрин, сапфировые кабошоны, прозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая

Парфюмерный флакон
Cartier Париж, 1907. Позолота серебра, авантюрин, сапфировые кабошоны, прозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая эмаль. Cartier Collection. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Декоративные фигурки животных работы русского мастера Карла Фаберже вдохновляют ювелиров Cartier обратиться к анималистическим мотивам.

Горячая, или гильошированная, эмаль также вошла в обиход французских мастеров не без влияния Фаберже, который активно использовал ее в своих работах. Но, конечно, Cartier никогда никого не копировали, а преображали технику. Наряду с характерными для русского мастера яркими цветами, в палитре эмалей появляются более нежные бархатистые оттенки: розовый, лиловый, золотисто-желтый, светло-зеленый.

Значимое влияние на стиль Cartier оказали балеты «Русских сезонов». Во многом благодаря им, складывается стиль ар-деко, в котором мастера Дома нашли источники для нового развития, а затем надолго стали лидерами направления в ювелирном искусстве. Стоило дождаться выпуска балета «Шахерезада», чтобы открыть то идеально «павлинье» сочетание синего с зеленым, о котором мечтал еще Луи Картье. А затем уже смело миксовать фиолетовый и пурпурный с ярко-зеленым, красный с черным, свободно обращаясь с типично крупными формами ар-деко и его геометричным декором.

Cartier и современная Россия

В наши дни отношения продолжаются на новом этапе. Начало было положено в 1992 году, когда Эрмитаж принимал выставку «Искусство Картье». Многие помнят экспозиции-блокбастеры, прошедшие в Музеях Московского Кремля уже в XXI веке.

Дом не забывает своих русских друзей. В память о Юсуповых он принял участие в реставрации музея-усадьбы Архангельское. В честь «Русских сезонов» стал партнером Большого театра в постановке на Исторической сцене балета «Анна Каренина».

Классика для Дома Cartier всегда была и остается двигателем вперед. Поэтому среди партнеров марки авангардист Андрей Бартенев, а юбилей бутика Cartier в ГУМе был ознаменован перформансом авангардного режиссера Максима Диденко.

Русское искусство ХХ века способствовало созданию уникального, единственного в мире «стиля Cartier». С тех пор Дом не только бережно хранил элементы традиций, но и стал на пороге XXI века одним из действующих лиц культуры современной России.

Государственный Эрмитаж. Главный музейный комплекс. Пикетный зал

с 21 февраля до 18 апреля

 

 

Комментарии (0)