18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • ТОП 50 2020
Искусство

Как экс-чиновник и бизнесмен Павел Пригара возглавил ЦВЗ «Манеж» и стал главным арт-менеджером Петербурга

Экс-чиновник и бизнесмен стал главным арт-менеджером Петербурга: благодаря умелой организации труда команда кунстхалле справляется с блокбастерами «Дейнека / Самохвалов» (112 тысяч посетителей!) и AES+F и привозит с лекциями куратора Венецианской биеннале.  Павел — лауреат премии «Собака.ru ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга» 2020.

Павел Пригара. Фото: Даниил Рабовский

Павел Пригара. Фото: Даниил Рабовский

Открытие выставки «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное»

Открытие выставки «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное»

Открытие выставки «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное»

Открытие выставки «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное»

Четыре года назад первая выставка обновленного «Манежа» «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное» казалась аккуратным реверансом в сторону классического функционала советских ЦВЗ: стабильной, но несмелой площадки смотра искусств. А сегодня вы конкурируете за зрителя с титанами индустрии.

Большие музеи часто становятся заложниками своего величия и вынуждены тратить огромное количество ресурсов на транзитных посетителей: они заняты обслуживанием огромного потока туристов, ежечасно, даже ежеминутно решают текущие вопросы. В этом наша особенность и возможность отстроиться: «Манеж» не является музеем туристического толка, наша цель — выстраивание длительного диалога с локальной аудиторией. Выставка работ участников Венецианской биеннале как раз положила начало этому диалогу и уже тогда подчеркнула наши большие амбиции и перформативную манеру экспонирования. 

Опять же, большие музеи (а это исторические залы, постоянная экспозиция и неизменные интерьерные решения!) часто не могут предоставить куратору такую свободу интерпретации, которую дает наше пространство. Когда мне предложили пост в «Манеже», реконструкция шла к концу, но вместе с архитектором Александром Кривенцовым мы изменили первоначальный проект, предполагавший зашивание потолка гипроком и максимальное обезличивание пространства. В результате удалось создать площадку, которая легко трансформируется под проект и при этом сохраняет узнаваемый облик.

Выставка «Дейнека/Самохвалов» Фото: Михаил Вильчук

Выставка «Дейнека/Самохвалов» Фото: Михаил Вильчук

Александр Самохвалов «Хлопок», 1939 год

Александр Самохвалов «Хлопок», 1939 год

Архитектор Антон Горланов. Фото: Даниил Ярощук

Архитектор Антон Горланов. Фото: Даниил Ярощук

Манера экспонирования каждой выставки и правда впечатляет. При упоминании «Дейнеки / Самохвалова» даже сейчас в голове играет футбольный гимн Матвея Блантера.

Тема дружеского матча между двумя великими художниками, жившими в одно время и осмыслявшими одни и те же образы, стала блестящей находкой. Такой неочевидный на первый взгляд, но совершенно органичный в воплощении ход — полностью заслуга ее куратора, ректора Академии художеств Семена Михайловского и архитектора Антона Горланова. Выставка стала настолько успешной, что о ней написали в The New York Times — а такого рода материалы о пространстве в России выходили последний раз, как мне сказали, в 2008 году. В тандеме Михайловский с Горлановым ­работали и над короткой, но важной выставкой «Христос в темнице». Сложный моносюжет был представлен при помощи графики и мультимедиа. Наша аудитория к этому моменту, как мне кажется, вполне сформировалась: зрители слышат голос «Манежа» в культурном пространстве страны и считают важным следить за тем, что мы делаем. И если выставка «Дейнека / Самохвалов» вызвала у зрителя вполне ожидаемые ностальгические эмоции, то «Христос в темнице» получил неоднозначные отзывы — я, например, слышал и комментарии о том, что перформативность проекта не давала в полной мере изучить скульптуру как артефакт. 

Фасад Манежа во время выставки «Жизнь после жизни»

Фасад Манежа во время выставки «Жизнь после жизни»

Неизвестный художник конца XVIII–нач. XIX в. Аллегория «Зерцало бессмертия». Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник конца XVIII–нач. XIX в. Аллегория «Зерцало бессмертия». Государственный Эрмитаж

 

Но в этом есть наш почерк: мы не берем прокатные выставки для прямолинейного экспонирования, а всякий раз предлагаем собственное высказывание. В этом смысле архитектура, как подход к оформлению, кажется мне прогрессивным вектором. Наша задача — дать необходимую свободу. Не только зрителю в восприятии, но и куратору в интерпретации проекта. Например, выставка «Красота», которую делал Александр Боровский, была посвящена его персональным размышлениям о красоте в современном искусстве. А над большим проектом «Жизнь после жизни», объединившим более трехсот работ, трудились куратор Елизавета Павлычева, художественный консультант Виталий Пушницкий, архитектурная мастерская «Циркуль» во главе c Александром Кривенцовым, музыкальным оформлением занимался Миша Мищенко. И еще это был наш первый эксперимент с обонятельной сенсорикой — ароматом выставки стал Floriental Comme des Garçons.

Группа AES+F на своей выставке в «Манеже»

Группа AES+F на своей выставке в «Манеже»

«Ночь в Манеже»

«Ночь в Манеже»

«Ночь в Манеже»

«Ночь в Манеже»

То есть успешная выставка должна быть аттракционом?

Искусство часто воспринимают именно в этом ракурсе. Об этом, кстати, нынешним летом могли порассуждать ребята из Recycle (выставка важной арт-группы нового поколения теперь запланирована на 2021 год. — Прим.ред.). И так как планировалось, что 90 % работ они создадут специально для данного проекта, Recycle должны были приехать в Петербург в конце марта и заняться продакшеном, но из-за пандемии планы пришлось перенести. Думаю, мы дождемся реализации их идеи и посмотрим, как они выскажутся — это действительно актуальная тема. 
Элементы аттракциона правда присущи совриску, и это большое отличие от классического музейного строя со строгими смотрительницами. Мы позитивно относимся к таким переменам и сами предлагаем зрителю «окунуться» в искусство — так в рамках выставки «AES+F. Предсказания и откровения» объявили конкурс эссе на право переночевать в экспозиции. Для нас это было способом показать, что можно тесно взаимодействовать с пространством искусства, и музей — это не только про прийти и увидеть: сюда можно зайти на кофе, или — как в амстердамском Эрмитаже — на ужин в ресторан. Конечно, это вопрос позиционирования больших музеев в России. Кстати, в Генштабе Эрмитажа — отличный кофе.


«Манеж» начинал не с нулевой, а с отрицательной репутации.

При всей маневренности вы лишены такого влиятельного рычага, как музейный обмен. Предоставляя работы из своих собраний, крупные музеи не могут рассчитывать на ответную услугу с вашей стороны. На чем вы, как арт-менеджер, основываете свою стратегию, позволяющую собирать обширные выставки с редкими экспонатами?

Важнейшими для нас являются три аспекта: репутация, команда и финансирование. Мой опыт научил меня, что основой успеха в долго­срочных проектах является безупречная репутация. Для обновленного «Манежа» это было особенно важно, потому что мы создавали репутацию не с нулевого, а с отрицательного уровня. Перед закрытием на реконструкцию Манеж был, к сожалению, уже в большей степени «ярмарочным» пространством, и это влияло на его образ в глазах аудитории. Я не случайно сказал, что ретроспектива русских художников Венецианской биеннале была для нас важным проектом: она заявила о наших амбициях. После первого проекта, шаг за шагом, мы расширяли и выстраивали доверительные отношения с институциями: в случае с «Христос в темнице» работали с 14 музеями, с «Жизнь после жизни» — с 21, с «Дейнека / Самохвалов» — с 37. Каждая выставка раздвигает наши собственные границы.

На выставке «Дейнека/Самохвалов»

На выставке «Дейнека/Самохвалов»

Кроме того, исходя из наших особенностей, мне кажется важным поддерживать и развивать горизонтальные связи в нашей команде. Мы подчеркиваем значимость роли каждого в том или ином проекте и создаем платформу для чересчур открытого обсуждения, высказывания мнений, взглядов, предложений. Я не поддерживаю жесткие иерархические связи, наоборот, стараюсь создавать атмосферу, в которой любой участник проекта обладает достаточной степенью свободы. Часто результат, который мы представляем зрителю, основан на идеях сотрудников, в должностной функционал которых ­изначально не входит работа над творческим процессом. Мы приветствуем любые дискуссии в процессе создания проекта, при этом всегда оставляя последнее слово за куратором.

Выставка «Иной взгляд». Фото: Михаил Вильчук

Выставка «Иной взгляд». Фото: Михаил Вильчук

Выставка «Иной взгляд». Фото: Михаил Вильчук

Выставка «Иной взгляд». Фото: Михаил Вильчук

Получается, «Манеж» работал по аgile еще до того, как это стало модно.

Мне всегда был близок проектный подход к работе. Каждая выставка, образовательная программа, симфонический концерт становятся основой нашего нового профессионального уровня. Мы получаем колоссальный практический опыт, связанный с логистикой предметов искусства, переговорами, международным культурным этикетом, страхованием — теми сферами, где теория возможна, но часто непрактична. Созидание нам нравится больше, чем созерцание.

К настоящему времени большое количество проектов «Манежа» получает поддержку от наших партнеров. В этих отношениях мы придерживаемся концепции win-win и никогда не просим абстрактной поддержки. Наоборот, стараемся соединить интерес наших партнеров с проектом. Будет ли это связано с маркетингом или демонстрацией собственной социальной позиции — выбирает наш партнер. Хорошие примеры партнерства: сотрудничество МТС с Recycle и AES+F, «Ингосстраха» — с Magnum, а также постоянная поддержка партнера нашей издательской деятельности — проекта «Свободные художники Петербурга».


«Уже сейчас мы работаем с Яном Фабром над проектом, который надеемся показать осенью 2021 года».

После «Дейнеки / Самохвалова» ожидается, что градус вашего диалога с аудиторией повысится. И после паузы культурное сообщество, скорее, потребует даже более интенсивного развития, чем до нее. Вы готовы?

Выйти из изоляции мы планируем с новым большим проектом. Наша команда совместно с куратором и историком фотографии Ниной Гомиашвили уже подготовила проект «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum». Обычно агентство Magnum Photos отправляет на гастроли в музейные институции собственные выставки, но нам удалось составить совершенно новое собрание из архивов работ Magnum Photos и Фонда Анри Картье-Брессона, посвященных России.

Мы продолжаем подготовку проекта NEMOSKVA, который позволит сместить акцент в восприятии современного искусства через столичную экспертизу. Комиссар и автор идеи Алиса Прудникова собрала 7 кураторов, которые представят 85 известных и новых имен из 30 городов России. Уже сейчас мы работаем с Яном Фабром над проектом, который надеемся показать осенью 2021 года. Мне кажется важным, чтобы Фабр вернулся в Петербург с новым высказыванием — не продолжающим его выставку в Эрмитаже и не противоречащим ей, а новым. Это великий художник, оказавший значительное влияние на современное искусство, и хотелось бы, чтобы он продолжил свой диалог с петербургской публикой.  

Фото: Алексей Сорпов для проекта «ТОП. 50» 2018 год

Фото: Алексей Сорпов для проекта «ТОП. 50» 2018 год

Кто есть кто в команде «Манежа»

Благодаря управленческой четкости Павла Пригары петербургский кунстхалле может небольшой командой делать все: от ретроспективы российского кинетического искусства до ночевок на выставках.


Анна Кирикова

советник директора по международному сотрудничеству 

В прошлом году «Манеж» привез в город директоров финского музея Amos Rex, Лувра Абу Даби, а также куратора Венецианской биеннале в рамках программы New Now, которую курировала Анна. Она отвечает и за выставки с иностранными партнерами — например, грядущие блокбастеры этого года «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» и проект корейской художницы Ли Бул.


Анна Ялова

заместитель директора по развитию

Анна — выставочный продюсер, в зоне ответственности которой переговоры с партнерами, спонсорами и органами власти. Благодаря ей в «Манеже» случились такие сложносочиненные проекты, как «Части Стен», «AES+F. Предсказания и откровения» и «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России».

Выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»

Выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»


Светлана Зенина

заместитель директора по выставочной работе 

Искусствовед по образованию, Светлана работает в Манеже уже 30 лет. Сейчас в команде управляет всеми выставочными проектами и курирует работу с художниками и подрядчиками.


Елизавета Павлычева

заведующая выставочным отделом

Руководит подготовкой собственных выставочных проектов «Манежа», посвященных российскому искусству, — например, она курировала проект «70‑е. Сопричастность» и межмузейную выставку о русской смерти «Жизнь после жизни». Елизавета развивает издательскую программу кунстхалле.

Паблик-ток Льва Лурье и Григория Ревзина в ЦВЗ «Манеж»

Паблик-ток Льва Лурье и Григория Ревзина в ЦВЗ «Манеж»


Дарина Грибова

PR-менеджер

Благодаря Дарине и ее команде о выставках «Манежа» пишут все: от New York Times до телеграм-канала «Антиглянец». Коллаборации с локальным бизнесом выходят на новый уровень: для ретроспективы AES+F «Буше» выпустили специальные кофейные стаканчики, bolshoybar — коктейльное меню, а на Василеостровском рынке по билету в «Манеж» давали бонус.


Диана Бисембина

сотрудник отдела по коммуникациям 

Диана делает «Манеж» доступным для всех: инклюзивные экскурсии, видео­туры на жестовом языке, тактильные каталоги и программа «Равный доступ» для волонтеров и сотрудников — ее заслуга.

Первая «Ночь в Манеже». Фото: Михаил Вильчук

Первая «Ночь в Манеже». Фото: Михаил Вильчук

 

Вера Рейхет

начальник отдела кураторских проектов 

Вера с командой отвечает за образовательную программу и туры по выставке. Она также помогает кураторам проектов, которые проходят на площадке «Манежа», довести идею до реализации — например, Семену Михайловскому с блокбастером «Христос в темнице».


Ольга Зайцева

офис-менеджер

Год назад Ольга придумала и реализовала проект «Ночь в Манеже» — ночевки среди произведений искусства с арт-медитациями, вечерними чаепитиями и утренними завтраками.

Текст: Кристина Шибаева

«Собака.ru»

благодарит за поддержку партнера премии 

«ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга 2020»

ДЛТ

старейший универмаг Петербурга и главный department store города

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП 50 2020
Материал из номера:
Июнь
Люди:
Павел Пригара

Комментарии (0)