Редакция сайта «Собака.ru» на один день пересела на велосипеды городского общественного велопроката, чтобы узнать, как работает инициатива.
— То есть сперва нужно зарегистрироваться на сайте, оплатить, а уже потом брать велосипед? — переспрашивала smm-редактор Александра Шпехт, изучая сайт общественного проката.
— Опять обман какой-то! — не скрывал скепсиса редактор событий Артем Лангенбург, публикуя анонс сверхконцептуального кинопоказа.
Неловкую паузу прервала арт-директор Кристина Савинская:
— Давайте возьмем и проверим! Приедем все в офис на общественных велосипедах.
Идея обсуждалась и критиковалась, пока, наконец, волевым решением мы не назначили день Х.
Разразившаяся накануне гроза пошатнула решительность интернет-редакции.
«Если дождь не утихнет, мы же перенесем наш эксперимент?» — глубоко за полночь написала редактор Моды Алена Галкина в общий чат. Но, главный редактор Стацюк был непреклонен:
— Конечно не перенесем! Дождь — прекрасная фактура! До встречи.
В 10:30 утра у метро «Приморская» велопарковка была пуста, как московский бамбук у Александра Буйнова. Капитуляция особенно не входила в мои планы, потому я поехал к гостинце «Прибалтийская» — там располагалась ближайшая велопарковка. На большой площади прямо под зорким присмотром величавого Петра I стояло 12 свободных велосипедов. Спросом в этой точке они явно не пользовались. Я ввел секретный код и пароль, который получил накануне, система задумалась и фыркнула «Контракт с вашей картой не заключен». Повторив операцию еще раз пять, я получил тот же ответ. Неподалеку был разбит небольшой сквер, я присел на газон в тени деревьев, нашел номер «Технической поддержки» и начал звонить, Начал звонить. И снова звонить. Звонить и звонить. Вкрадчивый голос сообщал, что мой звонок «очень важен» — чувство собственной значимости переполняло меня. На 7-й звонок я понял, что теряю очки — на 10-й уже в унисон напевал неоригинальную мелодию автоответчика. На 12-й раз что-то хрустнуло на том конце, и с диким треском я услышал голос оператора. «В системе произошел сбой, я сейчас это исправлю, и минут через 20, ну, может, 30, вы сможете взять велосипед», — ответил диспетчер. Набравшись буддистского спокойствия, я прождал еще 20 минут и только в 12:15 смог вызволить велосипед. Скоростей не предполагалось, цепь была очень слабая — педали приходилось крутить очень часто, но велосипед от этого не ускорялся. В какой-то момент я стал чувствовать себя тем оголтелым членом спортивного клуба, который до седьмого пота крутит педали на тренажере. Через 20 минут я оказался на месте. Родная Electra, припаркованная у редакции, презрительно смотрела на меня, укоряя в предательстве.» |
Утро началось прекрасной мыслью о том, что сегодня можно надеть под платье велосипедки (как на недавнем показе Chanel) и не выглядеть при этом глупо. Первая ошибка, которую я совершила, — не уточнила, где именно располагаются парковки возле обозначенной станции метро. Чтобы найти общественный велосипед, пришлось обойти два раза Балтийский вокзал, обратиться за помощью к полицейскому (не помогло) и дворнику (помогло). Вторая ошибка — перед выходом из дома я не посмотрела, сколько велосипедов сейчас доступны на парковке. Мы собирались поехать вместе с Сашей, но на парковке стоял только один велосипед. Третий совет — наберитесь терпения. Придется ввести десять раз ваш 16-значный номер карты, до тех пор, пока вы не поймете, что нужно набрать 5-значный номер из присланной после регистрации смс. Всю дорогу до работы мне пришлось слушать гром велика, а возле каждого поребрика (а поребриков по дороге на работу было очень много) поднимать тяжеленный велосипед и перетаскивать его (это заняло большую часть времени). Мой путь от Балтийского вокзала занял два часа при дистанции 4,5 км: бегом бы получилось ровно в пять раз быстрее». |
Ближайшая к моему дому парковка расположена у метро «Балтийская», но на подходе к ней в телефоне уже мигало сообщение от Алены Галкиной (которую я предусмотрительно попросила быть моим штурманом по городу), что велосипед там только один. У «Технологического института» стояло целых два, выбрав тот, что казался по-новее, я приступила к волнительной процедуре «отшвартовки». Понять, что терминалу требуется не пин-код моей кредитки, а какой-то другой пароль, мне удалось с четвертого раза. До этого я прикладывала карточку обеими сторонами к валидатору, злилась, громко вслух, чтобы не ошибиться, читала каждую цифру и молилась, чтобы окружающие их не запомнили. Так что, первый вывод — с инструкцией организаторам надо работать и работать. Сев на велосипед, я поняла, что ноги с трудом достают до педалей. Чтобы опустить седло, понадобилась помощь проходящего мимо мужчины, который, перепачкавшись в машинном масле, с трудом, но подкрутил его до нужного уровня. Первые 15 минут поездки я пыталась нащупать невидимый звонок, чтобы разогнать людей с тротуара, но потом привыкла маневрировать и немного расслабилась. По реакции окружающих на меня я понимала, что выступаю не то промо-менеджером «Банка Москвы», табличка которого расположена прямо на руле велосипеда, не то угонщиком с корпоративной парковки того же учреждения. Возле площади Труда, ко мне подошел молодой человек с вопросом, где взять такой же. «А, велопрокат...», — разочарованно вздохнул он и моментально потерял интерес. К станции метро «Василеостровская» я подъехала в 12.10, вместо запланированных 11 часов. На парковке красовались в ряд все 13 велосипедов, припарковать свой было решительно негде. Отсутствие дополнительных мест — второй огромный минус, убивающий напрочь всю идею велопроката, когда, приехав вроде бы по месту назначения, тебе приходится а) ждать и тратить лишние деньги б) разворачиваться и ехать туда, куда тебе совершенно не нужно, чтобы хоть где-нибудь оставить уже этот несчастный байк.» |
Получив задание партийной важности, я покинула привычный мир социальных сетей, зарегистрировалась на сайте велопроката и даже постирала кеды. Мне отчасти повезло: я живу недалеко от работы и обычно хожу пешком, поэтому утренний велотур на время выхода из дома не повлиял. В день X я, вся такая гордая, растолкала зевак у станции, ввела в терминале свой логин и пароль, которые пришли на телефон, и выбрала велосипед под номером 8. Вот тут-то «финита ля комедия» и началась: планы на поездку у меня и моего синего коня явно полярно различались, так как я жала зелёную кнопку на парковке, тянула велосипед, даже потрясла его, но тщетно. Терминал был уверен, что я «уже взяла свой максимум велосипедов», у меня же было другое мнение на этот счет. Стала звонить в службу поддержки разрешать этот заговор (тут нужно запастись терпением: «первого освободившегося оператора» нужно подождать и часто обрывается связь, я перезванивала трижды). Девушка на том конце с ходу спросила меня, подходила ли я к велосипеду и пыталась ли его отстегнуть? — Нет. Я стояла и ждала, что наскачу на него, когда он помчит мимо, как молодой Клинт Иствуд на коня. Она предложила мне подёргать все велосипеды, и пока я ныряла под рули к зелёным кнопкам, из моего полураскрытого рюкзака вылетели «По направлению к Свану», кошелёк, ключи и Ipad. Стоимость велопроката в эту секунду увеличилась на стоимость замены тачскрина, а степень моего внутреннего кипения приближалась к вольфрамовой. Девушка что-то наколдовала, и я смогла взять себе другой байк. Я попыталась лишить себя «сэлфийской девственности» своим раздолбанным Ipad, сделать фото и показать: моя взяла, но после такого квеста выражение лица не спас бы ни один фильтр. На всю дорогу в голове рефреном засели мамины слова: «Когда все на небе стояли в очереди за удачей, ты, Саша, гладила собачек». По ровной дороге на велосипеде можно мчать как в плохих американских фильмах, к тому же у меня были доступны три скоростных режима (это плюс, особенно для подъёмов на мосты). Но будьте готовы, что каждая кочка резонансом пройдёт от копчика до макушки: колёса у байка полностью из резины. С опозданием, но всё же, я достигла цели. Парковала велосипед обратно я с такой охотой и скоростью, как в детстве воровала конфеты из буфета» |
Узнав о предстоящем эксперименте редакции, я испытала стресс. Передвигаться по городу на велосипеде для меня — не самое привычное занятие. На велосипеде я катаюсь только в лесочке около дома. В остальном для меня всё было довольно просто — ближайшую парковку я нашла у станции метро «Петроградская». Зарегистрировалась на сайте — с этим никаких проблем. Зато, когда я брала и сдавала велосипед, ко мне подходили люди, которые вообще не понимали как этой системой пользоваться, сколько это стоит и как платить, и просили помочь. Так что инструкция на сайте и стойке велопроката, описание тарифов, сам терминал — большой промах организаторов. Личный кабинет на сайте и интерфейс оплаты вообще неудачные, как мне кажется. Есть куда развиваться. На следующий день взяла велосипед на парковке. Он голубой и очень тяжёлый. Очень. С цветом всё ок, зато пока таскала его через бордюры, почувствовала себя Гераклом. Дорога до работы (4,2 км) заняла 25 минут с остановками на фотографирование. Уровень стресса на проезжей части я испытала не такой высокий, к какому готовилась. Лично мне не доставало звоночка — люди не очень любят пропускать велосипедистов. Парковок пока что очень мало, поэтому некоторые вообще пустые, а некоторые забитые, поэтому велосипед не оставить порой там, где тебе нужно. В целом мне понравилось, для одного раза сойдёт, но для меня велосипед из городского проката все-таки очень тяжёлый. Я бы хорошо подумала, прежде чем взять его в очередной раз» |
Я зарегистрировался на сайте велопроката за день до нашего эксперимента, все прошло гладко и проще, чем я думал. Как-то интуитивно было понятно, при составлении договора оферты, что день для абонемента на велосипед нужно было ставить завтрашний, данные карты никто не украдет и можно спокойно расстаться с 250 рублями ( ведь остаток останется на электронном счете в системе). На следующий день я встал раньше обычного и поехал к станции велопроката на Ладожском вокзале с полной уверенностью, что меня ждут 13 велосипедов, ведь на карте проекта русским языком написано «13 свободных замков». Откуда мне было знать, что авторы вкладывали в эту фразу: «на станции ни одного велосипеда, Миша»? Но мне ничего не мешало отправиться до следующего проката на «Чернышевской». Там мне осталось только ввести уникальный код пользователя, пин, взять велосипед и поехать на этом огромном синем брендированном монстре. Возникла проблема с выдачей велосипеда, так как непонятно, в какую именно секунду нужно подойти к своему временному другу и отстегнуть его от замка, но, опять же, интуитивно, все прошло гладко. Сложно, конечно, ехать по городу в час пик на незнакомом тебе велосипеде, который больше тебя в два раза, но ко всему можно привыкнуть. И вот, проезжая мимо зеркальных поверхностей, я замечаю, как презентабельно выглядит мой синий конь, я (на нем), и наш прекрасный город. На дороге меня уважали: если нужно было повернуть налево на перекрестке, я не стеснялся вставать в левый ряд, показывать левой рукой характерное движение и чувствовать себя полноценным участником дорожного движения. Тем более сам велосипед ехал уверенно, и страха, что он сломается, не было. Когда замечал людей на таких же велосипедах, возникало ощущение, что мы оба знаем некий секрет или причастны к чему-то хорошему. Когда я приехал в редакцию, возникла проблема с замком: я хотел пристегнуть велосипед к парковке, чтобы оставить до вечера и поехать на нем до ближайшего метро, но замка не было. Я не до конца понял, как рассчитывается аренда и думал, что вот эти 100 рублей в сутки — это за все, но не тут-то было. В сутки аренда обойдется в 900 рублей, и, каким бы ты расположенным к европейским традициям не был, где бы ни работал, а 900 рублей жалко. Пришлось вернуть его в обеденный перерыв. Сколько мне обошлась поездка я не знаю, так как до сих пор понять не могу, где на сайте личный кабинет и как мне брать велосипед дальше. Но, думаю, разберусь.» |
В рамках редакционного эксперимента я решилась сменить свою «Сибирь» на велосипеды «Банка Москвы». Без труда зарегистрировалась и легкой походкой в 10:40 отправилась до метро «Приморская». Там меня ожидала картина «Апофеоз велопроката» — пустая парковка с одиноким мужчиной, прислонившимся к ней, своим костылем. Так что, все, что мне удалось узнать — новая аренда штука более чем популярная.» |
Иллюстрация: vk.com/itisclear
Комментарии (14)