18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Город
Город

Поделиться:

Женщины меняют Петербург–2025

Женщины меняют Петербург — это факт. И это премия, которую вместе с ювелирной компанией Mercury редакция Собака.ru проводит пятый раз, исследуя выдающиеся достижения петербурженок (да!) в области большого и малого бизнеса, стратегического менеджмента, развития науки и креативных индустрий. Вот 15 героинь 2025 года. Они — это уже Петербург будущего: изобретают лекарства от неизлечимых (!) болезней и уникальные технологии, которые делают городскую среду доступной для людей с особенностями, занимаются биохакингом, строят заводы и скоростные дороги. И очень, очень много делают для современного искусства, театра и образования.

Анна Балагурова, генеральный директор «Новой Голландии»

Выпускница кафедры социальной антропологии СПбГУ и Хельсинского университета присоединилась к команде Новой Голландии в 2016 году, прервав кругосветку на парусной яхте. Для проекта это был знаковый год: завершился первый этап реставрации, открылась парковая зона и первое отреставрированное здание — «Кузня». Вместе с командой Балагурова создавала культурную ДНК рукотворного острова и работала над проектами, без которых это общественное пространство сейчас невозможно представить: события во дворе «Бутылки» (от джазовых концертов и выступлений академических и экспериментальных музыкантов до гастролей независимых театров), кинопоказы в парке под открытым небом и пространство с просветительской программой «Сообщество» в здании «Дом 12»

В 2024 году Анна стала генеральным директором АНО «Новая Голландия» и вместе с командой возобновила образовательные проекты в «Сообществе» (например, теперь там собирается «Лекторий Эрмитажа»), а также после перерыва снова запустила «Летний театр» — за лето петербуржцы пришли во двор здания «Бутылка» более 50 раз: на балет «Сон» от Context. Diana Vishneva, на фестиваль reMusik.org, на спектакли театров «Практика» и «Мастерская Брусникина». В 2025 задачи у Балагуровой еще масштабнее: предстоит продолжить редевелопмент на острове — реконструкции и развития ждут исторические здания Новой Голландии. 

«Новая Голландия — это значительно больше, чем парк с культурной программой. Главная наша задача — реставрация памятника архитектуры и приспособление острова к современному использованию. В перспективе у нас еще два исторических здания лесных складов, корпуса 16 и 17, которые предстоит восстановить и наполнить новыми идеями и проектами. Уже сейчас идет активная работа над новым сезоном «Летнего театра», где мы продолжим собирать главные имена независимой культурной сцены Петербурга, Москвы и регионов. В начале 2025 года мы запустили несколько образовательных направлений в «Сообществе», сотрудничаем с Эрмитажем, Европейским университетом, НИУ ВШЭ, архивом Музея «Гараж» и многими другими. Есть еще парочка очень специальных проектов, о которых мы скоро расскажем. Ну и обязательно будут кино, выставки, петанк, летние веранды и большой зеленый газон».  

Анна Владимирова, директор по научному развитию компании BIOCAD

Выпускница биолого-почвенного факультета СПбГУ, генетик-вирусолог (изучала генетическую устойчивость к ВИЧ1 в НИИ Особо чистых препаратов) присоединилась к инновационной биотехнологической компании BIOCAD в 2012м году. Семь лет и умение шагать семимильными — и младший научный сотрудник выросла в заместителя руководителя отдела разработки антител, а затем в директора по научному развитию. В 2024-м команда ученых BIOCAD и РНИМУ им. Пирогова, в которую вошла Анна, совершила грандиозный прорыв. Был зарегистрирован первый в своем роде препарат cенипрутуг с уникальным механизмом действия для лечения болезни Бехтерева — хронического воспаления суставов и позвоночника с риском паралича. Лекарства, способного остановить недуг, раньше не существовало — а теперь оно есть. В апреле препарат был зарегистрирован Минздравом, а в июне первая партия вышла в гражданский оборот. О российском достижении знает весь мир — статью ученых опубликовал один из самых авторитетных научных журналов — Nature Medicine. Так что фиксируем, Анна Владимирова — суперспециалист и научный эксперт, недавно выступила модератором паблик-тока о Нобелевской премии по химии и регулярно заседает в жюри всероссийских научных конкурсов (научно-популярных статей по биомедицине «Био/Мол/Текст», «Научной вселенной» и школы-конференции в «Сириусе»). Кстати, на русский она переводит не только с профессионального и с английского. Анна также изучала французский, немецкий, латынь и древнегреческий.

«Сейчас я работаю над новыми научными коллаборациями BIOCAD. Ученые, благодаря своим глубоким компетенциям, предлагают идеи или понимание нового механизма действия, а наша компания на основе данных исследований разрабатывает и выпускает лекарства, создавая для врачей и пациентов новые возможности в терапии. Сильная сторона BIOCAD — это как раз платформенное решение определенных задач. В 2025-м сосредоточимся на разработке высокоэффективных оригинальных препаратов для терапии онкологических, аутоиммунных и редких генетических заболеваний».

Кристина Галько, программный директор Дома Радио

В начале 2025 года главный куратор Дома Радио перешла на должность программного директора и теперь занимается не только творческой частью, но и вопросами финансов, управления и стратегий. В ее ведомстве 6 отделов — от продюсерского до пиара и кураторов, а главная задача — собрать все активности институции в цельную концепцию гезамткунстверка.

Весной 2024 года Кристина запустила уникальный кейс «Дом Радио. Транзит» — три дня в режиме нон-стоп гости (беспрецедентный случай свободного посещения режимного объекта) могли увидеть превью будущего мира Дома Радио, то, как институция будет работать после завершения реставрации исторического здания на Итальянской, 27. Это стало и самым посещаемым событием за все время существования просветительского проекта, и вызовом для команды — все силы во временной резиденции на Невском, 62, сейчас направлены на то, чтобы сразу после возвращения на Итальянскую в 2027 году выйти к зрителю именно в таком формате: с расширенной программой, полным курсом лекций, мероприятий и концертов.

«Мне выпала сложная задача научиться балансировать между будущим — тем, как будет выглядеть и функционировать Дом Радио после реставрации исторического здания в 2027 году, участием в разработке и утверждении проекта реконструкции — и настоящим: сложным поиском временной площадки, которая соответствовала бы нашим строгим требованиям по акустике, техническому оснащению и — обязательно — эстетике. Как ни странно, найти точку опоры мне помогает магистратура в Европейском университете по специальности “музейные исследования и кураторские стратегии”. Учеба дает мне возможность сохранять незамутненность и живость взгляда».

Екатерина Горшкова, генеральный директор Невского экологического оператора

Выпускница юридического факультета СПбГУ прошла путь от юрисконсульта до гендиректора в Петроэлектросбыте, а в 2021-м возглавила Невский экологический оператор (НЭО) — главный региональный оператор Петербурга по транспортировке и переработке отходов. Так Горшкова и команда стали евангелистами экоповестки: внедряют комплексную систему раздельного сбора, для чего установили контейнеры во всех районах Петербурга и запустили пилотный проект по сбору текстиля в Выборгском и Приморском районах — за 10 месяцев собрали более 125 тонн вещей. Теперь Петербург входит в топ-10 лучших регионов по обращению с отходами по версии «Зеленой премии — 2024».

Ее деятельность в НЭО называют «мусорной реформой» — в декабре 2022 года Екатерина открыла первую очередь завода «Волхонка» с цехом тоннельного компостирования, который перерабатывает до 600 тысяч тонн отходов в год и всего за 21 день превращают органику в техногрунт для строительства дорог. А летом 2024 года Горшкова запустила вторую очередь завода, и теперь его мощности позволяют перерабатывать треть всех городских отходов. Новая «Единая концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Петербурге и Ленобласти» от НЭО — это амбициозный план развития мусороперерабатывающей отрасли до 2030 года.

«Главная задача для нас — вовлекать петербуржцев в раздельный сбор. Мы регулярно участвуем (и призываем к этому всех) в Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», акции «Чистый берег» и фестивале «День эколога». На 2025-й много планов: достроим перерабатывающий комплекс «Островский» в Выборгском районе Ленобласти и начнем возводить уже третий — «Новоселки» в поселке Левашово. И важно: установим более 200 контейнеров для раздельного сбора текстиля в Петербурге! Наша глобальная цель — сортировать сто процентов отходов к 2030 году».

Мария Грудина, идеологи и создательница инновационного курорта превентивной медицины  «Первая Линия. Health Care Resort»

Велнес-муза и безапелляционный гуру здорового образа жизни (член Совета здоровья Сколково!) запустила в 2018-м на берегу Финского залива «Первую Линию» — longevity-курорт премиум-класса, получивший 5 наград World Luxury Hotel Awards 2024. А в этом году привезет все достижения своей команды превент-эйдж-специалистов из Зеленогорска в Петербург, чтобы те, кто всегда спешит (мы!), могли перезагрузиться — весной ждем открытие биохакинг-центра One в апарт-отеле Well. Уже бежим прокачивать энергетические центры наших клеток — митохондрии, чтобы успевать все, везде и сразу. А Мария всё успевает: она развивает велнес-направление как амбассадор Global Wellness Institute, снялась в документальном фильме «Визионеры России», пишет книги (скоро выходит «Манифест физического и ментального благополучия») и делает образовательные продукты: проект «Врачи как менторы» (премия лучшего клиентского сервиса) и обучающие карточки «21 практика благополучия». А еще коллекционирует искусство от классики Самохвалов — Шагал — Дали до петербургских неоакадемистов Тобрелутс и Гурьянова и фоторабот Олега Доу. А недавно искусством стала она сама — для арт-объекта «Взаимообмен» визионерского дуэта участников 56-й Венецианской биеннале Recycle Group создали 3D-модель лица Марии.

«Сегодня искусство, культура, творчество, духовность — ключевые аспекты здоровья, наравне с физическим и ментальным благополучием. Они формируют образ аристократа нового времени и речь не о происхождении, а о духовном, интеллектуальном аристократизме — это новый образ жизни. Каждый может стать таким аристократом духа, человеком, который осознает жизнь как ценность, вкладывается в свое развитие, в свою культуру. Этот сдвиг в восприятии долголетия меняет все: теперь это не просто о здоровье, а о целостной, наполненной жизни, в которой человек становится создателем своего будущего». 

Елена Лашкова, основательница группы компаний «Геоизол»

Главный инженерный бренд Петербурга — группу компаний «Геоизол» — основала геолог Елена Лашкова. Это и успешный миллиардный бизнес, и настоящая городская институция, способная справляться с глобальными задачами, будь то строительство подземных развязок или сохранение исторической застройки. «Геоизол» реконструировал Восточное крыло Главного штаба, реставрировал Китайский дворец в Ораниенбауме, Александровский в Царском Селе и кронштадтские форты, принимал участие в строительстве Большого Обуховского моста, ЗСД и «Лахта-Центра». А еще создал множество подземных парковок, в том числе и под зданием «Невского Центра». В 2024 году команда Лашковой участвовала в восстановлении легендарного ленинградского шедевра конструктивизма — водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» Якова Чернихова. А прямо сейчас заканчивает строить длинный променад вдоль берега моря в Светлогорске и грузопассажирский порт в Пионерском, что превратит Калининградскую область в сильный туристический кластер. Еще команда Лашковой разработала уникальную концепцию подземных стоянок в центре Петербурга, которые позволили бы без ущерба для экономики создать на уровне земли полноценную пешеходную среду. О реализации этого проекта мечтают петербургские урбанисты.

«Мне интересен не Петербург абстрактного будущего, а Петербург ближайшего будущего. Я отношусь к нашему городу как к немолодому человеку. В зрелом возрасте важно быть хорошо современно одетым, ухоженным и владеть IT-технологиями. Все эти провода, болтающиеся над головами, нужно спрятать под землю, фасады зданий — отремонтировать, и не разово, а делать это регулярно. Что касается меня, то я сейчас занимаюсь, в основном, двумя направлениями: гидротехническими сооружениями, то есть строительством и реставрацией плотин, каналов, набережных, укреплением берегов, и реставрацией зданий, что для меня оказалось настолько интересным, что я готова заниматься этим всю жизнь». 

Алла Манилова, генеральный директор Русского музея

С Аллой Маниловой в должности директора первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства взял курс на выставки-блокбастеры. Самую масштабную экспозицию живописца-историка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа посетило 334 тысячи человек — абсолютный рекорд и звание музея года по количеству посетителей. В октябре 2024 Манилова и команда выдали второй суперхит — «Великий Карл», максимально полную ретроспективу Брюллова с 5 сенсационными работами (в том числе из частных коллекций!), которые зрители увидели впервые. К этой выставке специалисты провели комплексную научную реставрацию «Последнего дня Помпеи», и впервые в истории музейного дела в России посетители могли наблюдать весь процесс в открытой лаборатории через стекло прямо в зале и онлайн. Сейчас параллельно «Великому Карлу» идет монографическая экспозиция к 175-летию Виктора Васнецова со всеми главными шедеврами художника (и да, это тоже блокбастер!).

Не классикой единой: на новаторской выставке «Весть» древнерусские иконы и Илья Репин встретились с инсталляциями Покраса Лампаса и объектами Григория Брускина. А еще Русский музей впервые отправился в регионы — в Рязани показали шедевры XIV– XX веков из постоянной экспозиции. Но самый амбициозный план, инициированный Аллой Юрьевной — грандиозный проект создания единого межмузейного реставрационного научно-исследовательского центра и развитие реставрационных лабораторий в регионах, чтобы в стране появилось поколение реставраторов, освоивших новейшие достижения науки уже в студенчестве.

«Выставка-суперхит — это синоним народной любви. Наши блокбастеры «Великий Карл» и «Виктор Васнецов» только в праздничные дни увидели более 177 000 человек со всей России. Благодаря именно этим двум выставкам Русский музей впервые занял абсолютное первое место среди музеев страны по количеству посетителей в новогодние каникулы. Как это получилось? Перефразируя русскую народную пословицу, талант и труд все перетрут. В команде Русского музея невероятно много талантливых людей, рада что у них открылось второе дыхание. А мой главный лайфхак — определять потенциал своих конкурентных преимуществ и бить в эту точку. Самая большая ошибка — не видеть того, что тебе дано историей и судьбой, и загонять шпилькой в песок золотые монеты».

Алиса Преснецова, директор  » Санкт-Петербургской ярмарки искусства 1703

Проект Фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома» Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 ставит рекорды — в прошлом году она стала самой посещаемой за все время существования. Если говорить на языке цифр, то ярмарка приняла более 20 тысяч гостей за 5 дней и было продано более 400 работ общей стоимостью 78 миллионов рублей. В 2024 году ярмарка впервые вышла в город с мероприятиями параллельной программы: Алиса Преснецова и ее команда придумали временные экспозиции современных художников (инсталляции Василия Кононова-Гридина в Новой Голландии, объект Ульяны Подкорытовой из галереи MYTH в отеле «Астория» и художников DiDi Gallery в Lion Palace), специальные проекты гидов с Masters, тематические сеты в ресторанах, отелях, барах и салонах. Они даже провели первый зимний арт-маркет совместно с загородным клубом «Репино-Ленинское».

И важно: теперь у ярмарки 1703 есть бесплатный общедоступный лекторий и клуб коллекционеров, который помогает формировать сообщество экспертов артрынка и ценителей искусства.

«За три года ярмарка 1703 стала одним из самых ожидаемых событий в культурном календаре Петербурга. В новом сезоне мы ждем еще больше гостей, хотим вовлечь в арт-сообщество новых коллекционеров и продолжим знакомить зрителей с разными формами искусства. Я с уверенностью могу сказать, что развитие этого масштабного события в современном искусстве стало возможным благодаря поддержке инициатора проекта ПАО “Газпром”. Мы ставим перед собой амбициозные задачи и находимся в постоянном поиске новых идей. И, конечно, меня вдохновляет работа с людьми, чьи ценности и взгляд на мир совпадают с моими».

Мария Ромашова, президент компании «Говорящий город»

Руководитель направления девелопмента и масштабирования проекта «Говорящий город» привносит инновации в инклюзию: помогает людям с инвалидностью по зрению, инвалидам-колясочникам, пожилым и представителям других маломобильных групп передвигаться по улицам свободнее и безопаснее. Ромашова и команда придумали и внедряют в Петербурге и еще 43 регионах страны уникальную систему радиоинформирования и звукового ориентирования, которой оснащаются улицы (все петербуржцы знают «говорящие» светофоры на пешеходных переходах), транспорт, входы в метро, музеи, театры и поликлиники. Идеи доступной среды поддерживают и городские институции. К примеру, по инициативе петербургской Филармонии в приложении «Говорящий город» появились исторические описания залов, в которых гости ожидают концерт. А еще ориентирование по «Говорящему городу» стало доступно в университете им. А.И. Герцена (альма-матери Марии), чтобы делает комфортнее жизнь сотрудников и студентов РГПУ с нарушением зрения. А еще Мария Ромашова — финалист премии «Россия — страна возможностей» в категории «инклюзия», обладательница награды «Лидер России» и эксперт комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик.

«Людям с инвалидностью необходимо решать массу жизненных вопросов: как ходить на учебу и работу, ездить в гости, в кафе, водить детей в сад. Но их путь — неимоверно сложный квест. И общество, бизнес, государство должны стремиться к тому, чтобы любой человек ощущал себя комфортно. Поэтому технологии, обеспечивающие жизнеспособность людей с инвалидностью (AssistiveTech) — это настоящее и будущее(!), при условии постоянного прогресса в развитии. Это неотъемлемая часть современной жизни, неважно где: на Земле, или на Марсе, главное — где есть Человек».

Зоя Чалова, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества

Зоя Васильевна сделала пространство библиотек (у «Маяковки» уже 8 филиалов!) «третьим местом» и тонко ловит настроения не только разных поколений читателей (от того, что форсится в подростковом твиттере до интересов серебряного возраста), но и разных городских районов. В «Севкабеле» филиал Маяковки заточен на книги по урбанистике, искусству и дизайну. На Московском, 86 работает студия звукозаписи и информационно-туристический центр. В ТЦ «Охта-Молл» устраивают совместные семейные чтения. А в интеллект-центре на Большеохтинском, 8 проводят лаборатории с популяризаторами науки.

Чалова делает профессию модной, используя все способы: например, проводит «Книгаверситет» — Большой библиотечный чемпионат, организованный ЦГПБ имени В. В. Маяковского. В 2022 году Зоя Васильевна собиралась было уйти на пенсию, но, к счастью для петербуржцев, не может остановиться превращать библиотеки в мультимедиа-пространства: в 2024 году в Маяковке на Фонтанке устроила фестиваль «Нате!» с вечеринкой по случаю дня рождения Вовы-Маяка и выставкой стрит-арта, запустила проект «Шорты Набокова. Фестиваль хобби писателя: лекции и практикумы» и организовала историко-культурный День Дома, в который библиотекари становятся городскими гидами, водят экскурсии и рассказывают о нетуристическом Петербурге.

«2024 год стал особенным для публичных петербургских библиотек: правительство города приняло программу модернизации библиотечного пространства. В Петербурге 203 общедоступные библиотеки, и они обслуживают почти миллион человек. Теперь наша задача — объединить библиотеки в единую корпорацию с едиными правилами, единым читательским билетом и единым каталогом. Мы работаем без выходных дней, но знаем, что наш опыт бесценен для страны. В 2025 нам предстоит плотно поработать с возможностями искусственного интеллекта, чтобы с его помощью поменять функции библиотек, упростить поиск информации, автоматизировать процессы».

Марина Шульц, куратор, заведующая отделом современного искусства Эрмитажа

В команде Эрмитажа специалист по истории и искусству XIX века Марина Шульц оказалась более десяти лет назад как ассистент монтажа европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10». Под ее руководством на паркетном полу Двенадцатиколонного зала Зимнего дворца развернулась «Узнаваемая оборона» — похожая на ковер масштабная скульптура шотландки Карлы Блэк. С тех пор в портфолио Шульц появились шок-контент-выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты», первая экспозиция в России архиватора травм немецкого послевоенного поколения Ансельма Кифера и пророческая (и последняя прижизненная) масштабная ретроспектива концептуалиста Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех», над которой он работал со своей женой Эмилией.

В 2022-м Марина возглавила отдел современного искусства Эрмитажа и продолжила популяризировать наследие Ильи Кабакова: в 2024-м Шульц стала куратором сенсационной выставки с тотальной инсталляцией Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации» в Главном штабе — утопического города-музея из десятков рисунков, коллажей и макетов, скрупулезного исследования коллективных и личных воспоминаний. А еще Шульц с командой придумала, как отреставрировать (и заново открыла инсталляцию в 2024 году) «Красный вагон» Кабаковых из коллекции Эрмитажа.

Про XIX век Марина тоже не забывает — ее научную статью про романтика Каспара Давида Фридриха для каталога дрезденской выставки художника оценил Флориан Иллиес, автор интеллектуальных бестселлеров и книги «Магия тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время».

«“Памятник исчезнувшей цивилизации” Кабаковых дает язык, как говорить о прошлом, зачастую болезненном. Не пытаясь кого-то переубедить, перетянуть на свою сторону или что-то доказать. Да, мы все разные, но наши опыты могут сосуществовать, и важно это озвучивать. Инсталляция была подарена Эрмитажу в 2014 году, и с того момента ни разу не выставлялась. Тут было две сложности. Во-первых, она нуждалась в реставрации. Во-вторых, я никогда не видела ее в собранном виде. Для меня главной задачей было не привносить в “Памятник” своего эго и фантазии, а помочь автору на расстоянии адаптировать замысел к Главному штабу и его габаритам (художница Эмилия Кабакова курировала процесс из Нью-Йорка. — Прим. ред.)». 

Искусство создавать лучшее

Партнер премии «Женщины меняют Петербург» — ювелирная компания Mercury — специализируется на создании украшений из золота и драгоценных камней. Непревзойденное качество исполнения каждого изделия, природные камни с сертификатами ведущих международных лабораторий, классический дизайн, подчеркивающий природную красоту и цвет натуральных камней — всё это высокие стандарты, которых всегда придерживается компания. Заветная золотая коробочка с логотипом Mercury — это не просто украшение, а символ безупречного вкуса и утонченности.  Mercury — это больше, чем ювелирный бренд. Это символ успеха и уверенности в себе. Ювелирная компания Mercury стоит у истоков создания премии Собака.ру «Женщины меняют Петербург» и уже пятый год вместе с редакцией чествует героинь, восхищающих своей деятельностью на благо родного города. И это очень красиво.

Кольцо MERCURY, коллекция Color, белое золото, рубин овальной огранки, бриллианты круглой и овальной огранки
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Кольцо MERCURY, коллекция Color, белое золото, рубин овальной огранки, бриллианты круглой и овальной огранки

 

Брошь MERCURY, коллекция Flower, белое золото, бриллианты огранки груша и круглой огранки
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Брошь MERCURY, коллекция Flower, белое золото,  бриллианты огранки груша и круглой огранки

 

Кольцо MERCURY, коллекция Color, белое золото, турмалин прямоугольной огранки, бриллианты круглой огранки, огранки маркиз и огранки груша
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Кольцо MERCURY, коллекция Color, белое золото, турмалин прямоугольной огранки, бриллианты круглой огранки, огранки маркиз и огранки груша

 

Брошь MERCURY, коллекция Miss Russia, белое золото, бриллианты круглой огранки
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Брошь MERCURY, коллекция Miss Russia, белое золото, бриллианты круглой огранки

Кольцо MERCURY, коллекция Color, белое золото, танзанит прямоугольной огранки, бриллианты огранки багет
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Кольцо MERCURY, коллекция Color, белое золото, танзанит прямоугольной огранки, бриллианты огранки багет

 

Серьги MERCURY, коллекция Flower, белое золото, жемчуг, бриллианты огранки груша и круглой огранки
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Серьги MERCURY, коллекция Flower, белое золото, жемчуг, бриллианты огранки груша и круглой огранки

 

Браслет MERCURY, коллекция Classic, желтое золото, бриллианты
Реклама. ООО «М СТИЛЬ», ОГРН 1165032052063

Браслет MERCURY, коллекция Classic, желтое золото, бриллианты

Обо всех героинях премии «Женщины меняют Петербург» читайте здесь.

Материал из номера:
Март
Люди:

Комментарии (0)