Женщины меняют Петербург — это факт. И это премия, которую вместе с ювелирной компанией Mercury редакция Собака.ru проводит пятый раз, исследуя выдающиеся достижения петербурженок (да!) в области большого и малого бизнеса, стратегического менеджмента, развития науки и креативных индустрий. Вот 15 героинь 2025 года. Они — это уже Петербург будущего: изобретают лекарства от неизлечимых (!) болезней и уникальные технологии, которые делают городскую среду доступной для людей с особенностями, занимаются биохакингом, строят заводы и скоростные дороги. И очень, очень много делают для современного искусства, театра и образования.
Анна Балагурова, генеральный директор «Новой Голландии»
Выпускница кафедры социальной антропологии СПбГУ и Хельсинского университета присоединилась к команде Новой Голландии в 2016 году, прервав кругосветку на парусной яхте. Для проекта это был знаковый год: завершился первый этап реставрации, открылась парковая зона и первое отреставрированное здание — «Кузня». Вместе с командой Балагурова создавала культурную ДНК рукотворного острова и работала над проектами, без которых это общественное пространство сейчас невозможно представить: события во дворе «Бутылки» (от джазовых концертов и выступлений академических и экспериментальных музыкантов до гастролей независимых театров), кинопоказы в парке под открытым небом и пространство с просветительской программой «Сообщество» в здании «Дом 12»
В 2024 году Анна стала генеральным директором АНО «Новая Голландия» и вместе с командой возобновила образовательные проекты в «Сообществе» (например, теперь там собирается «Лекторий Эрмитажа»), а также после перерыва снова запустила «Летний театр» — за лето петербуржцы пришли во двор здания «Бутылка» более 50 раз: на балет «Сон» от Context. Diana Vishneva, на фестиваль reMusik.org, на спектакли театров «Практика» и «Мастерская Брусникина». В 2025 задачи у Балагуровой еще масштабнее: предстоит продолжить редевелопмент на острове — реконструкции и развития ждут исторические здания Новой Голландии.
«Новая Голландия — это значительно больше, чем парк с культурной программой. Главная наша задача — реставрация памятника архитектуры и приспособление острова к современному использованию. В перспективе у нас еще два исторических здания лесных складов, корпуса 16 и 17, которые предстоит восстановить и наполнить новыми идеями и проектами. Уже сейчас идет активная работа над новым сезоном «Летнего театра», где мы продолжим собирать главные имена независимой культурной сцены Петербурга, Москвы и регионов. В начале 2025 года мы запустили несколько образовательных направлений в «Сообществе», сотрудничаем с Эрмитажем, Европейским университетом, НИУ ВШЭ, архивом Музея «Гараж» и многими другими. Есть еще парочка очень специальных проектов, о которых мы скоро расскажем. Ну и обязательно будут кино, выставки, петанк, летние веранды и большой зеленый газон».
Анна Владимирова, директор по научному развитию компании BIOCAD
Выпускница биолого-почвенного факультета СПбГУ, генетик-вирусолог (изучала генетическую устойчивость к ВИЧ1 в НИИ Особо чистых препаратов) присоединилась к инновационной биотехнологической компании BIOCAD в 2012м году. Семь лет и умение шагать семимильными — и младший научный сотрудник выросла в заместителя руководителя отдела разработки антител, а затем в директора по научному развитию. В 2024-м команда ученых BIOCAD и РНИМУ им. Пирогова, в которую вошла Анна, совершила грандиозный прорыв. Был зарегистрирован первый в своем роде препарат cенипрутуг с уникальным механизмом действия для лечения болезни Бехтерева — хронического воспаления суставов и позвоночника с риском паралича. Лекарства, способного остановить недуг, раньше не существовало — а теперь оно есть. В апреле препарат был зарегистрирован Минздравом, а в июне первая партия вышла в гражданский оборот. О российском достижении знает весь мир — статью ученых опубликовал один из самых авторитетных научных журналов — Nature Medicine. Так что фиксируем, Анна Владимирова — суперспециалист и научный эксперт, недавно выступила модератором паблик-тока о Нобелевской премии по химии и регулярно заседает в жюри всероссийских научных конкурсов (научно-популярных статей по биомедицине «Био/Мол/Текст», «Научной вселенной» и школы-конференции в «Сириусе»). Кстати, на русский она переводит не только с профессионального и с английского. Анна также изучала французский, немецкий, латынь и древнегреческий.
«Сейчас я работаю над новыми научными коллаборациями BIOCAD. Ученые, благодаря своим глубоким компетенциям, предлагают идеи или понимание нового механизма действия, а наша компания на основе данных исследований разрабатывает и выпускает лекарства, создавая для врачей и пациентов новые возможности в терапии. Сильная сторона BIOCAD — это как раз платформенное решение определенных задач. В 2025-м сосредоточимся на разработке высокоэффективных оригинальных препаратов для терапии онкологических, аутоиммунных и редких генетических заболеваний».
Кристина Галько, программный директор Дома Радио
В начале 2025 года главный куратор Дома Радио перешла на должность программного директора и теперь занимается не только творческой частью, но и вопросами финансов, управления и стратегий. В ее ведомстве 6 отделов — от продюсерского до пиара и кураторов, а главная задача — собрать все активности институции в цельную концепцию гезамткунстверка.
Весной 2024 года Кристина запустила уникальный кейс «Дом Радио. Транзит» — три дня в режиме нон-стоп гости (беспрецедентный случай свободного посещения режимного объекта) могли увидеть превью будущего мира Дома Радио, то, как институция будет работать после завершения реставрации исторического здания на Итальянской, 27. Это стало и самым посещаемым событием за все время существования просветительского проекта, и вызовом для команды — все силы во временной резиденции на Невском, 62, сейчас направлены на то, чтобы сразу после возвращения на Итальянскую в 2027 году выйти к зрителю именно в таком формате: с расширенной программой, полным курсом лекций, мероприятий и концертов.
«Мне выпала сложная задача научиться балансировать между будущим — тем, как будет выглядеть и функционировать Дом Радио после реставрации исторического здания в 2027 году, участием в разработке и утверждении проекта реконструкции — и настоящим: сложным поиском временной площадки, которая соответствовала бы нашим строгим требованиям по акустике, техническому оснащению и — обязательно — эстетике. Как ни странно, найти точку опоры мне помогает магистратура в Европейском университете по специальности “музейные исследования и кураторские стратегии”. Учеба дает мне возможность сохранять незамутненность и живость взгляда».
Екатерина Горшкова, генеральный директор Невского экологического оператора
Выпускница юридического факультета СПбГУ прошла путь от юрисконсульта до гендиректора в Петроэлектросбыте, а в 2021-м возглавила Невский экологический оператор (НЭО) — главный региональный оператор Петербурга по транспортировке и переработке отходов. Так Горшкова и команда стали евангелистами экоповестки: внедряют комплексную систему раздельного сбора, для чего установили контейнеры во всех районах Петербурга и запустили пилотный проект по сбору текстиля в Выборгском и Приморском районах — за 10 месяцев собрали более 125 тонн вещей. Теперь Петербург входит в топ-10 лучших регионов по обращению с отходами по версии «Зеленой премии — 2024».
Ее деятельность в НЭО называют «мусорной реформой» — в декабре 2022 года Екатерина открыла первую очередь завода «Волхонка» с цехом тоннельного компостирования, который перерабатывает до 600 тысяч тонн отходов в год и всего за 21 день превращают органику в техногрунт для строительства дорог. А летом 2024 года Горшкова запустила вторую очередь завода, и теперь его мощности позволяют перерабатывать треть всех городских отходов. Новая «Единая концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Петербурге и Ленобласти» от НЭО — это амбициозный план развития мусороперерабатывающей отрасли до 2030 года.
«Главная задача для нас — вовлекать петербуржцев в раздельный сбор. Мы регулярно участвуем (и призываем к этому всех) в Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», акции «Чистый берег» и фестивале «День эколога». На 2025-й много планов: достроим перерабатывающий комплекс «Островский» в Выборгском районе Ленобласти и начнем возводить уже третий — «Новоселки» в поселке Левашово. И важно: установим более 200 контейнеров для раздельного сбора текстиля в Петербурге! Наша глобальная цель — сортировать сто процентов отходов к 2030 году».
Мария Грудина, идеологи и создательница инновационного курорта превентивной медицины «Первая Линия. Health Care Resort»
Велнес-муза и безапелляционный гуру здорового образа жизни (член Совета здоровья Сколково!) запустила в 2018-м на берегу Финского залива «Первую Линию» — longevity-курорт премиум-класса, получивший 5 наград World Luxury Hotel Awards 2024. А в этом году привезет все достижения своей команды превент-эйдж-специалистов из Зеленогорска в Петербург, чтобы те, кто всегда спешит (мы!), могли перезагрузиться — весной ждем открытие биохакинг-центра One в апарт-отеле Well. Уже бежим прокачивать энергетические центры наших клеток — митохондрии, чтобы успевать все, везде и сразу. А Мария всё успевает: она развивает велнес-направление как амбассадор Global Wellness Institute, снялась в документальном фильме «Визионеры России», пишет книги (скоро выходит «Манифест физического и ментального благополучия») и делает образовательные продукты: проект «Врачи как менторы» (премия лучшего клиентского сервиса) и обучающие карточки «21 практика благополучия». А еще коллекционирует искусство от классики Самохвалов — Шагал — Дали до петербургских неоакадемистов Тобрелутс и Гурьянова и фоторабот Олега Доу. А недавно искусством стала она сама — для арт-объекта «Взаимообмен» визионерского дуэта участников 56-й Венецианской биеннале Recycle Group создали 3D-модель лица Марии.
«Сегодня искусство, культура, творчество, духовность — ключевые аспекты здоровья, наравне с физическим и ментальным благополучием. Они формируют образ аристократа нового времени и речь не о происхождении, а о духовном, интеллектуальном аристократизме — это новый образ жизни. Каждый может стать таким аристократом духа, человеком, который осознает жизнь как ценность, вкладывается в свое развитие, в свою культуру. Этот сдвиг в восприятии долголетия меняет все: теперь это не просто о здоровье, а о целостной, наполненной жизни, в которой человек становится создателем своего будущего».
Елена Лашкова, основательница группы компаний «Геоизол»
Главный инженерный бренд Петербурга — группу компаний «Геоизол» — основала геолог Елена Лашкова. Это и успешный миллиардный бизнес, и настоящая городская институция, способная справляться с глобальными задачами, будь то строительство подземных развязок или сохранение исторической застройки. «Геоизол» реконструировал Восточное крыло Главного штаба, реставрировал Китайский дворец в Ораниенбауме, Александровский в Царском Селе и кронштадтские форты, принимал участие в строительстве Большого Обуховского моста, ЗСД и «Лахта-Центра». А еще создал множество подземных парковок, в том числе и под зданием «Невского Центра». В 2024 году команда Лашковой участвовала в восстановлении легендарного ленинградского шедевра конструктивизма — водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» Якова Чернихова. А прямо сейчас заканчивает строить длинный променад вдоль берега моря в Светлогорске и грузопассажирский порт в Пионерском, что превратит Калининградскую область в сильный туристический кластер. Еще команда Лашковой разработала уникальную концепцию подземных стоянок в центре Петербурга, которые позволили бы без ущерба для экономики создать на уровне земли полноценную пешеходную среду. О реализации этого проекта мечтают петербургские урбанисты.
«Мне интересен не Петербург абстрактного будущего, а Петербург ближайшего будущего. Я отношусь к нашему городу как к немолодому человеку. В зрелом возрасте важно быть хорошо современно одетым, ухоженным и владеть IT-технологиями. Все эти провода, болтающиеся над головами, нужно спрятать под землю, фасады зданий — отремонтировать, и не разово, а делать это регулярно. Что касается меня, то я сейчас занимаюсь, в основном, двумя направлениями: гидротехническими сооружениями, то есть строительством и реставрацией плотин, каналов, набережных, укреплением берегов, и реставрацией зданий, что для меня оказалось настолько интересным, что я готова заниматься этим всю жизнь».
Алла Манилова, генеральный директор Русского музея
С Аллой Маниловой в должности директора первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства взял курс на выставки-блокбастеры. Самую масштабную экспозицию живописца-историка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа посетило 334 тысячи человек — абсолютный рекорд и звание музея года по количеству посетителей. В октябре 2024 Манилова и команда выдали второй суперхит — «Великий Карл», максимально полную ретроспективу Брюллова с 5 сенсационными работами (в том числе из частных коллекций!), которые зрители увидели впервые. К этой выставке специалисты провели комплексную научную реставрацию «Последнего дня Помпеи», и впервые в истории музейного дела в России посетители могли наблюдать весь процесс в открытой лаборатории через стекло прямо в зале и онлайн. Сейчас параллельно «Великому Карлу» идет монографическая экспозиция к 175-летию Виктора Васнецова со всеми главными шедеврами художника (и да, это тоже блокбастер!).
Не классикой единой: на новаторской выставке «Весть» древнерусские иконы и Илья Репин встретились с инсталляциями Покраса Лампаса и объектами Григория Брускина. А еще Русский музей впервые отправился в регионы — в Рязани показали шедевры XIV– XX веков из постоянной экспозиции. Но самый амбициозный план, инициированный Аллой Юрьевной — грандиозный проект создания единого межмузейного реставрационного научно-исследовательского центра и развитие реставрационных лабораторий в регионах, чтобы в стране появилось поколение реставраторов, освоивших новейшие достижения науки уже в студенчестве.
«Выставка-суперхит — это синоним народной любви. Наши блокбастеры «Великий Карл» и «Виктор Васнецов» только в праздничные дни увидели более 177 000 человек со всей России. Благодаря именно этим двум выставкам Русский музей впервые занял абсолютное первое место среди музеев страны по количеству посетителей в новогодние каникулы. Как это получилось? Перефразируя русскую народную пословицу, талант и труд все перетрут. В команде Русского музея невероятно много талантливых людей, рада что у них открылось второе дыхание. А мой главный лайфхак — определять потенциал своих конкурентных преимуществ и бить в эту точку. Самая большая ошибка — не видеть того, что тебе дано историей и судьбой, и загонять шпилькой в песок золотые монеты».
Алиса Преснецова, директор » Санкт-Петербургской ярмарки искусства 1703
Проект Фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома» Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 ставит рекорды — в прошлом году она стала самой посещаемой за все время существования. Если говорить на языке цифр, то ярмарка приняла более 20 тысяч гостей за 5 дней и было продано более 400 работ общей стоимостью 78 миллионов рублей. В 2024 году ярмарка впервые вышла в город с мероприятиями параллельной программы: Алиса Преснецова и ее команда придумали временные экспозиции современных художников (инсталляции Василия Кононова-Гридина в Новой Голландии, объект Ульяны Подкорытовой из галереи MYTH в отеле «Астория» и художников DiDi Gallery в Lion Palace), специальные проекты гидов с Masters, тематические сеты в ресторанах, отелях, барах и салонах. Они даже провели первый зимний арт-маркет совместно с загородным клубом «Репино-Ленинское».
И важно: теперь у ярмарки 1703 есть бесплатный общедоступный лекторий и клуб коллекционеров, который помогает формировать сообщество экспертов артрынка и ценителей искусства.
«За три года ярмарка 1703 стала одним из самых ожидаемых событий в культурном календаре Петербурга. В новом сезоне мы ждем еще больше гостей, хотим вовлечь в арт-сообщество новых коллекционеров и продолжим знакомить зрителей с разными формами искусства. Я с уверенностью могу сказать, что развитие этого масштабного события в современном искусстве стало возможным благодаря поддержке инициатора проекта ПАО “Газпром”. Мы ставим перед собой амбициозные задачи и находимся в постоянном поиске новых идей. И, конечно, меня вдохновляет работа с людьми, чьи ценности и взгляд на мир совпадают с моими».
Мария Ромашова, президент компании «Говорящий город»
Руководитель направления девелопмента и масштабирования проекта «Говорящий город» привносит инновации в инклюзию: помогает людям с инвалидностью по зрению, инвалидам-колясочникам, пожилым и представителям других маломобильных групп передвигаться по улицам свободнее и безопаснее. Ромашова и команда придумали и внедряют в Петербурге и еще 43 регионах страны уникальную систему радиоинформирования и звукового ориентирования, которой оснащаются улицы (все петербуржцы знают «говорящие» светофоры на пешеходных переходах), транспорт, входы в метро, музеи, театры и поликлиники. Идеи доступной среды поддерживают и городские институции. К примеру, по инициативе петербургской Филармонии в приложении «Говорящий город» появились исторические описания залов, в которых гости ожидают концерт. А еще ориентирование по «Говорящему городу» стало доступно в университете им. А.И. Герцена (альма-матери Марии), чтобы делает комфортнее жизнь сотрудников и студентов РГПУ с нарушением зрения. А еще Мария Ромашова — финалист премии «Россия — страна возможностей» в категории «инклюзия», обладательница награды «Лидер России» и эксперт комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик.
«Людям с инвалидностью необходимо решать массу жизненных вопросов: как ходить на учебу и работу, ездить в гости, в кафе, водить детей в сад. Но их путь — неимоверно сложный квест. И общество, бизнес, государство должны стремиться к тому, чтобы любой человек ощущал себя комфортно. Поэтому технологии, обеспечивающие жизнеспособность людей с инвалидностью (AssistiveTech) — это настоящее и будущее(!), при условии постоянного прогресса в развитии. Это неотъемлемая часть современной жизни, неважно где: на Земле, или на Марсе, главное — где есть Человек».
Зоя Чалова, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества
Зоя Васильевна сделала пространство библиотек (у «Маяковки» уже 8 филиалов!) «третьим местом» и тонко ловит настроения не только разных поколений читателей (от того, что форсится в подростковом твиттере до интересов серебряного возраста), но и разных городских районов. В «Севкабеле» филиал Маяковки заточен на книги по урбанистике, искусству и дизайну. На Московском, 86 работает студия звукозаписи и информационно-туристический центр. В ТЦ «Охта-Молл» устраивают совместные семейные чтения. А в интеллект-центре на Большеохтинском, 8 проводят лаборатории с популяризаторами науки.
Чалова делает профессию модной, используя все способы: например, проводит «Книгаверситет» — Большой библиотечный чемпионат, организованный ЦГПБ имени В. В. Маяковского. В 2022 году Зоя Васильевна собиралась было уйти на пенсию, но, к счастью для петербуржцев, не может остановиться превращать библиотеки в мультимедиа-пространства: в 2024 году в Маяковке на Фонтанке устроила фестиваль «Нате!» с вечеринкой по случаю дня рождения Вовы-Маяка и выставкой стрит-арта, запустила проект «Шорты Набокова. Фестиваль хобби писателя: лекции и практикумы» и организовала историко-культурный День Дома, в который библиотекари становятся городскими гидами, водят экскурсии и рассказывают о нетуристическом Петербурге.
«2024 год стал особенным для публичных петербургских библиотек: правительство города приняло программу модернизации библиотечного пространства. В Петербурге 203 общедоступные библиотеки, и они обслуживают почти миллион человек. Теперь наша задача — объединить библиотеки в единую корпорацию с едиными правилами, единым читательским билетом и единым каталогом. Мы работаем без выходных дней, но знаем, что наш опыт бесценен для страны. В 2025 нам предстоит плотно поработать с возможностями искусственного интеллекта, чтобы с его помощью поменять функции библиотек, упростить поиск информации, автоматизировать процессы».
Марина Шульц, куратор, заведующая отделом современного искусства Эрмитажа
В команде Эрмитажа специалист по истории и искусству XIX века Марина Шульц оказалась более десяти лет назад как ассистент монтажа европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10». Под ее руководством на паркетном полу Двенадцатиколонного зала Зимнего дворца развернулась «Узнаваемая оборона» — похожая на ковер масштабная скульптура шотландки Карлы Блэк. С тех пор в портфолио Шульц появились шок-контент-выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты», первая экспозиция в России архиватора травм немецкого послевоенного поколения Ансельма Кифера и пророческая (и последняя прижизненная) масштабная ретроспектива концептуалиста Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех», над которой он работал со своей женой Эмилией.
В 2022-м Марина возглавила отдел современного искусства Эрмитажа и продолжила популяризировать наследие Ильи Кабакова: в 2024-м Шульц стала куратором сенсационной выставки с тотальной инсталляцией Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации» в Главном штабе — утопического города-музея из десятков рисунков, коллажей и макетов, скрупулезного исследования коллективных и личных воспоминаний. А еще Шульц с командой придумала, как отреставрировать (и заново открыла инсталляцию в 2024 году) «Красный вагон» Кабаковых из коллекции Эрмитажа.
Про XIX век Марина тоже не забывает — ее научную статью про романтика Каспара Давида Фридриха для каталога дрезденской выставки художника оценил Флориан Иллиес, автор интеллектуальных бестселлеров и книги «Магия тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время».
«“Памятник исчезнувшей цивилизации” Кабаковых дает язык, как говорить о прошлом, зачастую болезненном. Не пытаясь кого-то переубедить, перетянуть на свою сторону или что-то доказать. Да, мы все разные, но наши опыты могут сосуществовать, и важно это озвучивать. Инсталляция была подарена Эрмитажу в 2014 году, и с того момента ни разу не выставлялась. Тут было две сложности. Во-первых, она нуждалась в реставрации. Во-вторых, я никогда не видела ее в собранном виде. Для меня главной задачей было не привносить в “Памятник” своего эго и фантазии, а помочь автору на расстоянии адаптировать замысел к Главному штабу и его габаритам (художница Эмилия Кабакова курировала процесс из Нью-Йорка. — Прим. ред.)».
Искусство создавать лучшее
Партнер премии «Женщины меняют Петербург» — ювелирная компания Mercury — специализируется на создании украшений из золота и драгоценных камней. Непревзойденное качество исполнения каждого изделия, природные камни с сертификатами ведущих международных лабораторий, классический дизайн, подчеркивающий природную красоту и цвет натуральных камней — всё это высокие стандарты, которых всегда придерживается компания. Заветная золотая коробочка с логотипом Mercury — это не просто украшение, а символ безупречного вкуса и утонченности. Mercury — это больше, чем ювелирный бренд. Это символ успеха и уверенности в себе. Ювелирная компания Mercury стоит у истоков создания премии Собака.ру «Женщины меняют Петербург» и уже пятый год вместе с редакцией чествует героинь, восхищающих своей деятельностью на благо родного города. И это очень красиво.
Обо всех героинях премии «Женщины меняют Петербург» читайте здесь.
Комментарии (0)