Петербургские художники из арт-группы «Явь» не гонятся за хайпом. В своих работах они поднимают важные и остросоциальные темы. «Собака.ru» поговорила с одной из участниц группы — Анастасией Владычкиной. Анастасия поделилась тем, как они пришли к стрит-арту и как относятся к работам других художников, а еще рассказала об их феноменальном приложении AR Hunter, которое позволяет увидеть уничтоженный в Петербурге стрит-арт.
О смысле стрит-арта
Мы начинали в 2014 году, но не как стрит-арт группировка, а как молодежное общественное движение — хорошо, что мы этот период быстро переросли. К стрит-арту пришли случайно — хотели выражать наши идеи с помощью ярких визуальных образов на улицах города, при этом рисовать совершенно не умели. Но поняли, что стратегия работает: стрит-арт помогает доносить мысль до широкой аудитории. Затем к нам присоединился художник, окончивший Академию Штиглица, который никогда раньше на улице не рисовал. Постепенно «Явь» отказалась от остросоциальных высказываний «в лоб»: иносказательность, эстетическая ценность работ, поиск собственного стиля, умение вписать работы в контекст городской среды для нас важнее.
О несогласованных работах
Несогласованные муралы рисовать проще, чем маленькие работы: у прохожих нет вопросов или подозрений, принимают нас за коммунальные службы. Мы ведь стоим на подъемнике, а люди думают, что это очень дорогая техника, хотя аренда на смену — 7 часов — стоит от 6 до 9 тысяч рублей, раз в год можно себе позволить. К тому же мы ставим вокруг дорожные конусы, оградительные ленты, у всей команды рации в руках — такая вот наглость.
О любимом проекте
Моя самая любимая работа — «Большой ковш»: рисунок в виде созвездия Большой Медведицы, который мы сделали зимой 2019 года, когда все вокруг обсуждали, как плохо коммунальщики убирают снег. Тогда многие стрит-артисты рассказывали об этой проблеме, например представляли граффити с огромной лопатой. И наш «Большой ковш» восприняли так же — отработка актуальной медиа-повестки. Хотя мы придумали акцию еще летом, хотели изображением созвездия привлечь внимание к изучению космоса. В своем паблике мы выложили фото работы и написали текст с «обманкой», сначала — об уборке улиц, затем о науке: «Лопата не поможет решить проблемы со снегом и льдом в Петербурге. Нам нужен Большой Ковш. На самом деле Большой Ковш это лишь астеризм в созвездии Большая Медведица. Это часть большого и прекрасного созвездия». Было интересно, сколько людей прочитают описание целиком: оказалось, всем был интересен только «хайп», истинный смысл спрятался под снегом. Результаты опечалили, но мы знали, что так будет.
О скорости
Сейчас пост-продакшн работы важнее, чем сама работа: грубо говоря — не сделал вовремя хорошую фотографию, считай и работы нет. Когда мы делали «Большой Ковш», мимо нас проходил журналист: он узнал, что рождается новый проект «Яви», сделал фотографии еще не законченного «Ковша» — именно они и разлетелись по СМИ и социальным сетям. Итоговый результат увидело куда меньше людей — мы расстроились, потому что «рисовать в стол» не хочется. Если мы рисуем ночью, то утром надо уже выложить качественные фотографии с удачного ракурса — так что быстрый мобильный интернет очень важен для стрит-артиста.
О приложении AR Hunter
Это приложение помогает посмотреть на уничтоженные работы с помощью дополненной реальности — наводишь телефон на стену и видишь виртуальный «культурный слой». Сначала мы хотели перевести несколько наших работ в AR, нашли разработчика, и оказалось, что сделать приложение очень сложно, поэтому мы решили делать его не ради несколько личных работ, а для всех. Так появилась идея добавить уничтоженный стрит-арт других художников. Это как панорамы в Google-картах — дополнить может любой. Мы не можем добавить все, что нам отправляют, из-за нехватки времени и кураторством не занимаемся — на улице кураторов нет. Если художник прислал 40 работ, то разместим 2-3 рандомные.
Сейчас у приложения более 5 000 скачиваний — мы ожидали меньше. Совсем недавно мы его обновили: теперь там представлено еще больше художников, а увидеть «восстановленные» работы с помощью AR Hunter уже можно не только в Петербурге, но и в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Нижневартовске. Кроме того, мы «повесили» на 16 дорожных знаков работы различных стрит-артистов. Так как знаки выглядят одинаково в России, Белоруссии и ряде еще других стран, то человеку необязательно находиться в Москве или Петербурге, чтобы посмотреть работу нашего приложения — достаточно навести на тот или иной дорожный знак.
Весь контент мы перенесли на облачные сервисы, чтобы облегчить вес приложения. Теперь скорость работы приложения зависит от скорости мобильного интернета пользователя. Я, например, пробовала на МегаФоне, все прогружается и работает быстро. Вообще, высокая скорость мобильного интернета этого оператора нас сильно спасала во время тестирования приложения. Мы проводили его зимой, в Петербурге и других городах было холодно. Буквально каждое граффити мы выходили проверять вживую, и если оно криво висело, отправляли правки разработчику. Там же на месте ждали от него обновлений — и каждый раз мы перезагружали приложение. Ни разу не приходилось долго ждать загрузки, а значит, долго мерзнуть.
На разработку приложения мы тратим свои деньги: какие бы способы монетизации мы ни придумали в будущем, для художников все будет бесплатно. Одно приложение удобно для всех, иначе каждому стрит-артисту придется искать разработчика, а пользователю — скачивать десятки приложений. AR слабо развивается из-за технических сложностей, а наше приложение решает проблему.
О хайпе
Недалеко от моего дома есть стена, мимо которой я проходила несколько месяцев, и в облупившейся штукатурке ясно видела силуэты женщины в старинных нарядах. Очень захотелось сделать там работу. Мне показалось логичным, что раз мне видятся женщины в исторических костюмах, то это должны быть сильные женщины-правительницы. В результате к прошлому 8 марта мы нарисовали там Клеопатру, королеву Англии и Ирландии Елизавету I и императрицу Екатерину II. Мы хотели показать этой работой, что, несмотря на то что сейчас женщин-глав государств не так много, в истории были примеры, когда они успешно и долго правили. Тогда нас обвинили в хайпе, мол «парни хайпят на феминизме». Хотя мы создавали мурал с другой девушкой-феминисткой, а в «Яви» только один парень. Я считаю, что памятные даты на то и нужны — чтобы вспоминать и делать, а праздники — чтобы праздновать. Я не оцениваю работы других стрит-артистов, никогда не знаешь, что стоит за тем или иным рисунком: погоня за хайпом, или правда «сердце болит». Действительно, стрит-арт многие используют для раскрутки — так быстрее попадают в галереи, но для меня это не ок. Совсем другое дело — привлекать внимание общества к важным для меня вопросам. В стрит-арте нет правил — за это я его люблю.
О новых проектах
В прошлом году мы сделали много работ, помимо «Женской власти». Например, в апреле — проекцию Бэтмена в медицинской маске на здание рядом с домом. Когда началась пандемия, мы подумали о том, что было бы здорово сделать стрит-арт, не выходя из дома. Мы начали обсуждать, как это сделать и пришли к такому решению: самая знаменитая в мире проекция — вызов Бэтмена; коронавирус начался с летучей мыши — а это символ Бэтмена. Все сложилось. В мае выпустили спецпроект «Генезис» — 9 виртуальных работ в панорамах Google-карт. Начали делать триптих «Сказка», который отражает наши мысли и размышления по поводу социально-политической обстановки в России и соседних странах. Пока нарисовали 2 работы: «Сказка» и «Яблоко». Последняя работа запланирована на этот год.
2021-й мы начали с громкой работы — «Терпение», которая просуществовала буквально день. Она произвела такой общественный резонанс, с которым мы не встречались за все существование проекта. К 12 апреля мы сделаем работу, связанную с космосом, так как для нас важна эта тема и наука в целом. У нас очень много планов, надеюсь, все получится реализовать. Не могу раскрывать подробности, но если в общих чертах: мы, конечно, продолжим работать над приложением; уже год работаем над серией работ, которые будут указывать на проблемы в нашем обществе; и еще будет ряд работ, посвященных культурному уровню российских граждан.
Комментарии (0)