18+
  • Развлечения
  • Спорт
Спорт

Николай Заварухин: «Уфа – мой любимый город, но для меня важнее доверие команды»

Хоккеист, воспитанник уфимской школы хоккея, чемпион России в составе «Салавата Юлаева» 2008 года, сейчас развивает тренерскую карьеру. Этот сезон он провел в роли главного тренера новосибирской «Сибири».

В какой момент карьеры игрока вы поняли, что в будущем станете тренером?

Я не думал об этом. У меня оставался еще год контракта в Магнитогорске, но из-за проблем со здоровьем я понял, что надо заканчивать, чтобы поберечь колено. Я понимал, что после завершения карьеры, я все равно останусь в хоккее. Я всю жизнь, с раннего детства, в хоккее, и без него уже никак. Первые полгода, как закончил, не думал о работе, продолжал играть с друзьями, с арендаторами. Потом уже папа, который знал мой характер, посоветовал: «Сходи попробуй, помоги детей потренировать». Я попробовал, и мне понравилось.

Часто игроки «Салавата Юлаева», завершив карьеру, идут работать тренерами в детскую школу, а потом начинают перемещаться по командам из клубной системы: «Батыр» – «Толпар» – «Торос». Вы тоже поначалу пошли по этому пути, но потом вдруг уехали в Новосибирск. Как это произошло?

Сначала я помогал тренерам в детской школе. Потом учился у Константина Полозова в «Батыре». Он – тренер, который очень много дает игрокам. Я получил от него много информации, много опыта, узнал, что творится в голове у молодых ребят.


Через некоторое время я понял, что созрел для немного большего

Понял, что созрел, чтобы попробовать себя главным тренером молодежной команды. При этом я сам никуда не обращался, никого не просил, у меня не было и до сих пор нет агента. Просто мне позвонил Владимир Антипин, с которым я раньше играл в Тольятти. Спросил: «Николаич, поедешь?» – «Поеду». Так и получилось.

Правда ли, что у вас было предложение войти в тренерский штаб «Салавата Юлаева», когда здесь главным тренером был Николай Цулыгин?

Да, предложение было. У меня с Николаем хорошие отношения, мы много лет дружили, отдыхали вместе, наши дети дружили. Он сам мне звонил, приглашал, но так сложились жизненные обстоятельства. У меня на тот момент был контракт с «Автомобилистом».

Уфимские игроки нередко подписывают контракты с командами из Нижнекамска, Магнитогорска, Екатеринбурга – городов, которые находятся не так далеко от Уфы. Для вас это имело значение?

Уфа – мой любимый город, но для меня важнее было доверие той команды, куда меня зовут, в какой роли, на какой позиции меня там видят. Главное это, а не близость к дому. Потом, в тренерской карьере, у меня была цель стать главным тренером, и я этой цели добился. Еще работая помощником в молодежной команде в Нефтекамске, несмотря ни на какие финансы, я хотел развиваться и тренировать в КХЛ.


Отец все время за меня переживал и говорил: «Хочу, чтобы ты попробовал себя главным тренером в КХЛ»

И потом он сказал: «Ну все, я увидел». Мне было очень приятно. Я очень много от отца взял.

Тренеров принято делить на диктаторов или демократов, мотиваторов или тактиков. Вы к какой категории себя бы отнесли?

Я бы не хотел себя относить к одной категории. Я стараюсь брать понемногу от каждой. И диктатором можно быть, и тактиком. Главное – брать все лучшее ото всех.

Игроки говорят, что вы много общаетесь с ними вне льда. Вы специально ставите такую задачу перед собой?

Конечно. Сейчас такая жизнь, что нужно всегда быть с ребятами, понимать их проблемы. Это помогает быть на одной волне. Один из примеров для меня это Игорь Никитин из ЦСКА, он делает то же самое, у него хороший контакт с игроками. Так они все понимают, что мы делаем одно дело.

Представьте ситуацию. Вы заходите в заведение, там сидят ваши игроки, на столе у них алкоголь. Ваши действия?

Смотря какой день, смотря какое время. Если выходной – это одно, если день перед игрой, скажу, что вы – профессионалы, выходите на следующий день и отрабатывайте, делайте свое дело. Я спокойно к этому отношусь, я был в такой ситуации с «Сибирью» в Риге. Я им сказал, если завтра игру не выиграете, я вас оштрафую. Они вышли на матч и зубами ловили шайбы, дрались. Один человек из команды встал и сказал: «Если проиграем – получите все!» Мы победили 1:0, и мне очень понравилась хорошая, такая командная обстановка. Лучшая игра по атмосфере была.

Вам не кажется, что в России маловато тренерских семинаров, где тренеры могли бы делиться опытом друг с другом?

Да, это то, чего нам очень не хватает. Сейчас мы все забыли, все держим в секрете. А нужно как можно больше тренерского общения.


Учиться полезно в любом возрасте

Я сам только за, готов ехать на любой семинар. Я и раньше, когда работал в молодежке, за свои деньги ездил учиться, например, в Финляндию.

Если бы у вас была возможность поехать на стажировку в любой клуб мира, то куда бы вы поехали?

Если в России – то в ЦСКА. Мне нравится работа их тренерского штаба, их гибкость во время матча, когда они могут поменять тактику. Игорь Никитин нравится мне как тренер, как психолог, как человек. Хотя я с ним работал, когда я тренировал молодежку в Новосибирске, он был помощником Дмитрия Квартальнова в «Сибири», но все равно я бы хотел посмотреть, как он работает сейчас в ЦСКА. А если за границей – то, наверное, в «Тампа-Бэй Лайтнинг». Мне нравится их рисунок игры и мне нравятся многие игроки. Особенно уфимский вратарь Андрей Василевский, конечно. Я бы туда только из-за него и Никиты Кучерова поехал бы.

Понятно, что любой тренер хочет со своей командой выигрывать каждый матч, но какая у вас, как у тренера, глобальная цель? Чего вы хотите добиться через 5, 10 лет?

Хочу поработать главным тренером в «Салавате Юлаеве». Это родной клуб, мне небезразлична его судьба, я там вырос, там осталась моя частичка. Хочется помочь ему своими идеями, опытом, и, конечно, выиграть трофей.


Николай Заварухин – продолжатель хоккейной династии. Его отец Николай Заварухин-старший – одна из легенд «Салавата Юлаева», чей игровой свитер под 11-м номером висит под сводами «Уфа-Арены». За свою игровую карьеру Николай Николаевич выступал за ЦСКА, «Ак Барс», «Ладу» и магнитогорский «Металлург». Тренерскую карьеру начал в Нефтекамске, работал в «Торосе», «Нефтехимике», «Автомобилисте» и «Сибири».

Текст: Андрей Юртаев
Фото: Дамир Абсалямов

Материал из номера:
Май - июнь 2021
Люди:
Андрей Василевский

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: