18+
  • Образ жизни
  • Финансы
  • Бизнес
Финансы

Владелица салона ENZO Надежда Мудрецова – о женском предпринимательстве, денежных аффирмациях и идеальном комплименте

Долгое время Надежда Мудрецова работала инженером, но всегда мечтала о собственном магазине одежды, в котором каждая женщина найдет вещь для себя. За шесть лет существования ее салон пережил переезд, несколько ребрендингов и пандемию и, кажется, стал только успешнее. Новый герой совместного проекта «Собака.ru» и «Альфа-Банка» «Время – деньги» – Надежда Мудрецова – расскажет, с какими сложностями приходится сталкиваться начинающим предпринимателям, как она совмещает работу и личную жизнь и почему никогда не говорит «или-или».

 

По образованию вы инженер-энергетик. Почему вы сначала выбрали такое далекое от моды направление?

Все мои близкие родственники - инженеры, в основном химики. И так уж повелось в нашей семье, что если у тебя нет инженерного образования, значит, нет никакого. А если оно есть, зачем идти работать по другой специальности? Нужно быть полезным в том, чему научился. Поэтому после окончания университета я 7 лет проектировала высоковольтные линии передачи по всей России. Одним из последних проектов, в котором я участвовала, была линия на границе с Китаем продолжительностью 360 км. После этого я ушла в декрет с четким пониманием, что больше не вернусь в эту профессию.

Иногда я сидела за компьютером в проектном институте и думала: «Не знаю, как и почему, но у меня обязательно будет свой магазин одежды! Я хотела быть полезной большому количеству людей, просто решая их задачи и показывая, что они могут выглядеть совсем иначе. Могут быть красивыми каждый день и внутри, и снаружи, ведь одежда, как вторая кожа, несет информацию о нас в окружающий мир. Она формирует отношение к нам, при этом определяет наше личное отношение к самим себе, новое видение себя. Кайф же, когда понимаешь, что одежда – это четкий инструмент твоего взаимодействия с внешним миром и внутренним!

В какой момент вы поняли, что откроете бизнес в сфере одежды?

Моя история с одеждой началась очень давно, еще в подростковом возрасте. Я лет с тринадцати была очень высокая, 181 см. В то время – 1997-1998 годы – модные вещи на мой рост подобрать было невозможно, поэтому все наряды мне шила мама. Но шила не наобум, а по модным журналам вроде “Burda” и из хороших европейских тканей. В итоге я всегда выгодно выделялась среди сверстниц (не только ростом) и очень привыкла к этому. Мама с детства внушала нам с сестрой: вы девочки и всегда должны выглядеть красиво.

Так во мне и укрепилось это желание всех одевать так, чтобы подчеркивать красоту. Я помню, как маленькая разглядывала людей в автобусе по дороге в школу и не понимала, почему они с такими красивыми фигурами так странно и безвкусно одеты. И вот до сих пор это продолжается: как проеду в Москве в метро, так целый аналитический процесс в голове запускается (Смеется). Еду и думаю: «Так, ну тебе брюки нужно чуть пошире/поуже, а тебе бы куртку немного покороче/подлиннее, рукава другие... А тут бы деталей добавить, цвет изменить; а тебе этот принт вообще нельзя носить, а к этой обуви нужны другие аксессуары более объемные/мелкие. В общем, кошмар!»

Аналитический процесс продолжается постоянно. Но после того, как я начала проходить курс в институте имиджелогии, я узнала четкие алгоритмы и критерии, и это значительно облегчило мою жизнь.

Чем Enzo отличается от других магазинов?

Во-первых, тем, что мы развиваемся, учимся и меняемся в лучшую сторону ЕЖЕДНЕВНО.

К тому же у нас концепция магазина такова, что мы сопровождаем гардеробы клиентов годами, учитывая особенности их фигур, роста, специфики деятельности и так далее. Мы сотрудничаем со стилистами и всегда приглашаем их к взаимодействию.

Также для такого качества у нас достаточно демократичные цены, и в этом, пожалуй, наша основная философия: вам не обязательно тратить миллионы, чтобы одеваться современно, модно и эффектно.


Я хотела быть полезной большому количеству людей, просто решая их задачи и показывая, что они могут выглядеть совсем иначе

Сформировался ли у вас образ вашей покупательницы?

Да, конечно, мы постоянно анализируем нашу клиентскую базу (в ней уже более 2000 человек!), запросы и ценности покупателей. Формировать портрет клиентов необходимо, чтобы как можно точнее решать их задачи. Мы очень гибки в ассортименте: подбираем его в зависимости от меняющихся потребностей и запросов клиентов.

Очень приятно, что сейчас к нам приходят молодые девушки и их отлично выглядящие мамы. Для обеих мы подбираем образы, а они в это время довольные болтают в соседних примерочных и обсуждают одежду. Получается, что они проводят вместе бесценное время да еще извлекают из этого пользу!

При открытии магазина вы столкнулись с серьезными трудностями. 

Большинство трудностей возникло от неопытности. Я даже место выбирала, как потребитель: ехала по площади Лядова, увидела, что строится новый торговый центр, и подумала: «О, клево, новый ТЦ! Автобусные остановки и метро близко, рядом парк, центр города, парковка большая, спортзона будет. К тому же это единственный торговый центр такого уровня в этом районе. Я бы сюда ходила, надо брать!» Ну, я и взяла помещение в черновой отделке (тогда еще на 3 этаже), вложила кучу денег. И что вы думаете? В первый месяц, в ноябре 2015, люди были. В декабре их стало поменьше, а в январе они пропали совсем. В феврале мимо нашего магазина на 3 этаже за целый день могли пройти в лучшем случае три человека, а платежи никто не отменял.

Так произошло потому, что в день открытия «Неба» заработала только часть торговых площадей, о чем нас, конечно, заранее не предупредили. Мы же рассчитывали на полное открытие. И так начался мой предпринимательский путь проб и ошибок. Со временем мы переехали на 1 этаж к другому собственнику и с 2016 года стоим и развиваемся там.

И после этого у вас родилась идея создать сообщество для женщин-предпринимателей?

Отчасти да. Мы четко поняли, что с такими проблемами в начале своего предпринимательского пути встречается большая часть людей. От незнания у них возникают вопросы: «Что? Как? Для чего? Зачем? Кто поддержит? Где какие ресурсы?» У людей есть крутая идея, но нет понимания, как ее осуществить и у кого спросить.

К тому же я всегда верила в то, что окружение влияет на жизнь человека на 90%. Я хотела окружить себя умными людьми, профессионалами своего дела, предпринимателями, бизнесменами. И была уверена, что сообщество мне в этом поможет. Так и получилось. С 2016 года наше сообщество изменилось и выросло. У нас никогда не было и нет конкуренции – только взаимодействие, взаимовыгодное сотрудничество. И негласное правило: первый вопрос, который ты задаешь – это «Чем я могу быть полезна?»


Даже самая умопомрачительная идея без четкой разумной реализации может прогореть с точки зрения финансов

Почему вы решили сделать сообщество только для женщин?

Мы изначально поняли, что мужчины и женщины по-разному мыслят и решают задачи и по-разному к ним, соответственно, относятся. Не каждая женщина захочет рассказывать о своих проблемах и слабостях перед мужчиной, и наоборот. Кроме того, у мужчин-предпринимателей, как правило, более глобальные бизнесы и видение стратегическое, а нам нужны были детали.

Мы начали собираться каждую неделю по пятницам и приглашать эксперта по той или иной наболевшей теме. Экспертом мог быть как мужчина, так и женщина, главным критерием всегда оставался профессионализм. Мы вместе обедали, болтали, учились, делились опытом, все это было бесплатно. Иногда на встречу приходило больше 50 человек, и это было целое собрание!

Сейчас мы отчасти убрали ограничения, потому что интегрировались в крупнейшее межрегиональное сообщество #кодпубличности Анны Мавричевой, но мужчин больше пока не стало.

Есть ли у вас особые правила обращения с деньгами?

Я всегда откладываю от каждого дохода «процент на развитие». В бизнесе это 50% от чистой прибыли, в личных финансах проценты зависят от конкретных целей. Как любая женщина, я очень люблю вкладывать деньги в себя: в свое образование, развитие, отдых, одежду. Я инвестирую деньги, причем не только в свой бизнес. Люблю вкладывать деньги в мужа и детей. Мы с мужем, кстати, очень разные с точки зрения денег: у него — стратегия накопления, у меня — стратегия перевложения постоянного. Так и живем!

Как человеку стать богатым?

Во-первых, на мой взгляд, нужно обрести четкое понимание того, сколько денег и для чего ты хочешь Потом постепенно искать необходимые ресурсы и людей, которые могут вам помочь. А во-вторых, необходимо «договориться» с внутренним Я и создать правильные установки. Потому что если ты работаешь на износ и мечтаешь получать только 50 000 рублей, ты этим и ограничишься. Посмотрите на бизнесменов, которые кажутся такими счастливыми и успешными. Завистливые люди скажут: «Конечно, у него все хорошо! Зарабатывал бы я столько, и у меня было бы так же!» А на самом деле все наоборот. Им хорошо не потому, что они богатые, а они богатые потому, что им хорошо! Они научились жить и управлять своей энергией грамотно.

Для того, чтобы открыть бизнес, нужен определенный склад ума или просто опыт и знания?

Я думаю, что не надо выбирать между этими двумя вариантами. Существуют как врожденные качества, так и приобретенные навыки. Вы наверняка слышали популярный пример про балерин. Вот есть девочки и мальчики с уникальными от природы данными, у них все получается легко, и до определенного возраста им нет равных. А есть те, про которых когда-то говорили, что из них ничего не получится. Но они решили для себя, что будут пахать и добьются своей цели. И вот когда те, первые, забываются и перестают стараться, бывшие «двоечники» начинают их превосходить благодаря своему упорству и целеустремленности.

Так же и в театре, и в бизнесе. Для меня идеальный пример – это когда человек и талантлив, и трудолюбив. Поэтому у нас с сестрой такая позиция: никогда не выбирай «или-или», выбирай «и-и».


Делайте и еще раз делайте: пришла мысль  пробуйте, реализовывайте и оценивайте результат

Какой совет можете дать начинающим предпринимателям?

Во-первых, подберите правильное окружение и найдите экспертов в разных областях, которые помогут вам избежать фатальных ошибок. Даже самая умопомрачительная идея без четкой разумной реализации может прогореть с точки зрения финансов. Все-таки, как ни крути, деньги являются своеобразным мерилом успешности любой компании, и они нужны, как минимум, для дальнейшего развития, даже если собственник вдруг наотрез отказался от личного дохода по своим личным убеждениям.

Во-вторых, делайте. Делайте и еще раз делайте: пришла мысль  пробуйте, реализовывайте и оценивайте результат. Не помню, чья это мысль, но она мне очень нравится: «Если много думал и ничего не сделал, можешь считать, что и не думал».

А какой вы руководитель?

Тот, который постоянно учится. Я умею признавать и исправлять свои ошибки. При этом я требовательна к своим сотрудникам и к тому результату, который они показывают.

Соблюдаете ли вы какой-то распорядок дня, чтобы балансировать между работой и семейной жизнью?

Да, я пришла к тому, что мне нужно собственное расписание. Потому что пока его нет, ты находишься в хаосе. Когда я только начинала заниматься бизнесом, у меня случались сильные перекосы. Я не была уверена в себе, не понимала, что делать, забывала про семью напрочь. Я помню, как думала: «Так, мне нужно успеть родить в понедельник, чтобы к пятнице уже выйти и провести мероприятие». И я провела! (Смеется). Но это история, с одной стороны, про самоотдачу, а с другой, про стертые границы.

В такие моменты, кстати, происходит большое количество разводов. Мне повезло, у меня понимающий муж. Я говорила ему: «Сейчас дай мне время, я решу эту задачу и освобожусь». И он ждал. Но потом я сама поняла, что загнала себя в такую яму, что у меня нет времени просто вздохнуть. У меня к тому моменту было уже два маленьких ребенка, и я стала учиться делегировать задачи, просить о помощи, выстраивать какую-то систему отношений в семье. Это обязательно нужно делать, потому что навык делегирования вам потом и в бизнесе многократно пригодится. А еще обязательно выделите себе выходной день. Я вот решила, что у меня выходным будет четверг и в этот день я буду делать все, что захочу, и не следовать никакому расписанию – восстанавливаться .

Что для вас идеальный комплимент?

А что вообще такое комплимент? Желание сделать приятное?

Для меня это оценка каких-то черт или способностей.

Ага, то есть как у Дудя: «В чем сила?» Тогда первая сила в знании, и, значит, комплимент – знающая. Вторая сила в «настоящести», и комплимент – нас-то-я-ща-я, стоящая. А третья сила в открытости, и комплимент – открытая. Пусть будут эти три слова, они мне очень нравятся.

 

 

Текст: Мария Ушакова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Бизнес,

Комментарии (0)

Купить журнал: