18+
  • Здоровье
  • Здоровье
Здоровье

«От собак сейчас многого требуют»: как понять, нужен ли вашей собаке зоопсихолог?

Кинолог Полина Комова рассказала нам, что собой представляет современная психологическая коррекция собак и как определить, тревожной собакой вырастит щенок или нет. Попутно выяснилось, зачем собаке дают прозак, кое-что про тараканов и заблуждения кинологов «старой школы» Даже мораль будет в конце.

Чем принципиально психика собаки отличается от психики человека?

У собак по большей части ассоциативная память. Они выстраивают ассоциации на основе своего прошлого опыта, опыта самого раннего — все в щенячестве начинается. Если щенок в три месяца, например, увидел, услышал, почувствовал весь этот мир, то он и взрослой собакой будет понимать, что как устроено, что нормально, что не нормально, чего бояться, чего не бояться. А вот если щенок только, предположим, в пять месяцев вышел на «свободу», то, конечно, для него все будет плохим и страшным.

И здесь «фрейдизм»?

Ну, не совсем. Просто у собак есть периоды социализации. До трех-пяти месяцев щенок должен увидеть жизнь, понюхать ее, потрогать, пожевать. И если он жил в депривации вот эти первые месяцы, если его заперли в какой-то стерильной обстановке, в клетке с мамой, где он ничего не видел, то это уже невосполнимо. Собака уже не научится нормально относиться к людям и другим собакам, это будет такой зашуганный дичок. И это в том числе о собаках из зоомагазинов — слава богу, их уже почти не осталось. Тут возможна только какая-то адаптация. Но это почти нерешаемая задача.

Применим ли вообще к собаке термин «психическое расстройство»?

У собаки депрессии даже могут быть, ПТСР. Даже что-то типа ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство. — Прим. редакции).

А как ОКР проявляется?

Это могут быть погони за какими-то тенями, за лучиками света, навязчивое жевание лап, хвоста — в общем, любые навязчивые действия, которые не прекращаются. Копание лежанки, бегание за хвостом — эти компульсии, они, как правило, следствие расстройства психики.

С психическими расстройствами у собак нельзя, как и у людей, бороться, напичкав пациента таблетками, думая, что все тут же пройдет.

Помимо ОКР, есть какое-то продолжение у этого списка?

Ну, ОКР говорить все-таки неверно, потому что мы не можем заглянуть в голову собаке. Компульсивные расстройства — это более корректно. Да у собак даже полушизофрения может быть. Но это уже не моя стезя, этим с собаками занимается невролог поведенческой медицины. Моя задача как специалиста по коррекции — увидеть, что поведение у собаки ненормальное. Ну, то есть я вижу, что собака беспрерывно бегает за своим хвостом, я пробую поработать с ней, если результата нет — направляю к неврологу. Невролог проводит обследование, назначает таблетки, и дальше я снова подключаюсь. И пытаюсь понять, как я могу скорректировать поведение, но уже с таблетками.

Есть специальная фарма для лечения психических расстройств у собак?

Да, существуют специальные препараты, но человеческие тоже применяют. Прозак, например, я знаю, назначают. Но это все-таки к неврологом больше вопрос.

У людей есть психологи и психиатры, у собак, получается, то же самое?

Да-да, я как психолог у людей, но у собак. С психическими расстройствами у собак нельзя, как и у людей, бороться, напичкав пациента таблетками, думая, что все тут же пройдет. Всегда должна быть совместная работа врача и кинолога в таких случаях.

Давайте про саму психологическую коррекцию поговорим. Как она обычно проходит?

Лучше на примере, чтоб не говорить про собаку в вакууме. Допустим, у нас есть тревожная собачка, которая боится людей, звуков, улицы и вообще всего. Не боится только находиться дома. Только дома ей хорошо. И как понять — это у собаки проблема с психикой или ее в детстве что-то напугало, и тогда поможет коррекция поведения? Для этого нам нужно для начала попробовать менеджмент среды. То есть мы должны оградить собаку от всего, чего она боится. Она боится улицы — надо сделать так, чтобы она там меньше находилась. Или убрать раздражители с улицы, ну, то есть выгуливать собаку только рано утром или поздно вечером. Если она боится света из окна или внешних шумов — задергиваем занавески, а собаку помещаем в какое-то пространство безопасности, в какой-то только ее домик. Для собак даже есть специальные наушники, чтобы оградить их от звуковых раздражителей. Ну и гостей домой стараемся не приглашать. Все это и называется менеджментом среды. Мы делаем все, чтобы собака пришла в нормальное состояние, чтобы она стала адекватной, спокойной, чтобы вокруг нее не было фона тревожности. Если собака не хочет ни есть, ни играть — такое бывает, — мы ее этому заново учим, потому что вся коррекция происходит через еду и игру. Плюс повышаем уверенность собаки в себе. И только после этого мы можем приступать к коррекции, понемногу добавляя «страшных» для собаки стимулов. Объясняем ей, что эти стимулы не страшные. Если мы, например, на первом этапе уже застопорились и, как бы мы ни ограждали собаку от раздражителей, стресс ее не уходит, тут можно прибегнуть к препаратам.

А какими способами мы объясняем собаке, что нет на самом деле ничего страшного в ее страхах?

С помощью страшного слова контробусловливание. Допустим, у собаки все в целом хорошо, но она боится людей. Мы сначала показываем ей маленького человечка где-то вдалеке. В момент появления человечка начинаем играть в интересную для нее игру. И через какое-то время собака, увидев человека вдалеке, вместо того чтобы поджимать хвост и убегать, начинает радостно вилять хвостом, смотреть на хозяина, как бы говоря, я вижу человечка — давай играть.
Постепенно подходим ближе и ближе к человечку и таким образом даем понять собаке, что пугаться незнакомцев не стоит. Связываем появление чужого с веселой игрой. Но это очень схематичный пример, этот процесс может показаться легким, однако на самом деле это не так. И откаты бывают. Где-то можно переборщить. Собака, например, в моменте была тревожной, а мы ей показали человека — откат. И коррекция чаще всего волнами идет — то прогресс, то откат.

«Разведенцы» — это те, кто просто наживаются на матке своей собаки. Есть собака — чего бы не сделать с ней щенков.

Насколько широко в собачьей популяции распространены психические/психологические расстройства?

Сложно сказать, потому что раньше вообще мало кого беспокоили ментальные проблемы собак. Например, если собака работала на ферме, но при этом боялась овец — с ней быстро расправлялись. Род таких собак, соответственно, не продолжался. Современные собаки по большей части домашние любимцы. Они просто сидят на диване и нужны только для того, чтобы было кого погладить зимним вечером. Поэтому в разведении сейчас фактически участвуют почти все особи. Неважно, боится она чего-то или не боится. Собака красивая — ok, вяжем.
Отсюда и увеличение числа собак с психическими расстройствами. В моем информационном пузыре — каждой третьей собаке необходима фармподдержка. Но, думаю, тут примерно как у людей, адекватных особей все еще достаточно много, может быть, большая часть.

А что в целом является глобальным триггером возникновения отклонений у собак — это город, современная жизнь, к которой собаки не совсем приспособлены?

Это два разных вопроса. Почему собаки рождаются с депрессией или компульсивным расстройством? Как и у людей — неизвестно, просто рождаются. А вот почему на протяжении жизни собаки становятся тревожными или агрессивными, это да, потому что сейчас сложная среда для собак. От них сейчас многого требуют, например быть спокойными у дороги, где много машин, рядом с большим количеством людей, и не каждая собака с этим справляется.

Как я понимаю, психологические проблемы собаки с течением времени, если на них не обращать внимания, могут усугубиться. Вот как на ранней стадии понять, что у собаки есть эти проблемы, чтобы пресечь их развитие?

Об этом стоит задуматься, когда вы только берете щенка. На его психику влияет даже то, в каком состоянии была беременная сука. Если она голодала, если она была в стрессе, то и щенки с крепкой, здоровой психикой у нее не родятся.
Вообще стоить сказать, что есть заводчики и «разведенцы». Хорошие заводчики любят своих собак, работают над улучшением породы, углубляются в генетику, и у них собаки обычно стоят дорого, потому что они действительно вкладывают в них много сил. «Разведенцы» — это те, кто просто наживаются на матке своей собаки. Есть собака — чего бы не сделать с ней щенков. И вот они вообще не заботятся ни о какой генетике, вкладываются в собак меньше, действуют по схеме «живет и живет». И у щенков от таких «разведенцев» может быть очень много проблем. Да, даже у опытных заводчиков всякое бывает. Случается, и проблемную собаку вяжут, потому что невыгоден ее простой.
В общем, всегда смотрим на родителей, и лучше вживую. Важно понять, есть ли у родителей страхи, агрессия. Скорее всего, щенки будут очень похожи — если не копия — на своих родителей.

А вас просили когда-нибудь провести такую оценку наследственности, помочь выбрать щенка?

Нет, я таким не занимаюсь, мое — это дрессировка, но вообще у коллег такие услуги есть.

После того как мы, что называется, познакомились с родителями, какие дальше наши действия?

Смотрим щенка. Они все разные. Есть даже специальные тесты для проверки психики щенка, например тест Фишера — Волхарда. Это проверка с помощью простых упражнений: взять щенка на руки, перевернуть на спину, поиграть с ним, бросить ему какую-нибудь шуршащую штуку, показать страшный предмет какой-нибудь, просто звякнуть ключами. И вот тогда уже многое будет понятно про собаку. В норме щенок в возрасте полутора-двух месяцев вообще ничего не должен бояться. То есть если он просто испугался громкого звука — это нормально, но если он испугался и убежал под кровать, сидит там, прячется, вот это уже звоночек.
Приведу личный пример. Когда я забирала моего второго пса от заводчика, еще щенком, около месяца от рождения, он испугался упавших на пол ключей, не пошел их нюхать, но я не придала этому значения, потому что все остальное было с ним в порядке. И вот сейчас у меня немного тревожная собака.

Как зовут?

Шаман.

Как работаете с его тревожностью? Или она не сильно проявляется?

Нет, у него не сильная тревожность, бывает, потявкивает на незнакомых людей, мужчин боится и звуков немного. Я увеличиваю в нем уверенность и в моменте, когда появляется раздражитель, поддерживаю его. Каких-то супертренингов у нас нет, это не тот случай. Стараюсь вывести его из каждой тревожной ситуации и просто жду, когда он станет уверенным в себе кобелем (смеется).
Например, он может увидеть и испугаться какого-нибудь мужчину, который, как собаке показалось, странно стоит. Проще обойти этот раздражитель, пойти по другой дороге, то есть не дать собаке утвердиться в своем страхе. Лучше поддерживать ее и фоном увеличивать уверенность, и со временем собака будет реагировать на всех нормально. Но это в нашем конкретном случае.

Не нужно пытаться самостоятельно скорректировать поведение собаки. Это как история с самолечением у людей, чаще всего становится только хуже.

Есть ли какая-то корреляция между частотностью возникновения психологических проблем у собак и породой?

Да, есть породы, которые склонны к тревожности и разного рода расстройствам. Но я больше знаю про овчарок, потому что много ими занимаюсь. Например, аусси — у меня вторая собака аусси (австралийская овчарка. — Прим. редакции) — по большей части уверенные в себе собачки, а вот у шелти трусости побольше в породе. Но это не продукт исследования, это из моих собственных наблюдений,

Рубрика «было — стало». Хочу вас попросить рассказать о каком-то случае из практики, чтобы показать, каких с собакой удалось добиться результатов и каких вообще можно добиться результатов c помощью коррекции.

Могу рассказать о моих любимчиках, которые были в самом начале моей карьеры, поэтому я их очень хорошо запомнила. Пришли ко мне с запросом: собака боится людей. Спаниелька там была. На улице буквально тряслась и пыталась куда-то сбежать. Ей было нормально только дома или в лесу. Было непросто, но через несколько месяцев собака чувствовала себя вполне комфортно рядом с людьми, не пыталась спрятаться от гостей, нормально стала реагировать на прикосновения, даже могла взять угощение из рук условно незнакомого человека.

У владельца собаки появились подозрения, что с ней что-то не в порядке, — что нужно делать?

Я скажу, что делать не нужно. Не нужно пытаться самостоятельно скорректировать поведение собаки. Это как история с самолечением у людей, чаще всего становится только хуже. Лучше сразу обращаться к кинологу. Советов в интернете много, в том числе от кинологов старой школы, которые по-прежнему рекомендуют собаку ругать, когда она чего-то боится, или игнорировать ее страх. Проблема в том, что страх невозможно подкрепить. Поведение мы можем подкрепить, но не эмоции. Могу привести пример, который я привожу своим ученикам. Вот есть человек, который боится тараканов. Забегает в комнату, где находится этот человек, таракан, и человека начинают бить по голове. Начнет ли человек бояться тараканов меньше? Вряд ли. Скорее больше начнет бояться. А если таракан забегает — и человеку дают «пять тысяч», вероятно, в какой-то момент он начнет даже ждать визита таракана. У собак то же самое. Если собака боится и мы в этот момент ее ругаем, она не будет бояться меньше. Нужно ей дать понять, что все хорошо — собака, я с тобой, не бойся этого страшного салюта.
Раньше считалось, что все поведение животного — это реакция на поощрение и наказание. Но потом выяснилось, что у собаки и эмоции, и сочувствие есть, в том числе к соплеменникам. Ну, например, собаки могут делиться едой друг с другом. Даже мораль у собак есть.

Текст: Владимир Трепитов
Фото: архив героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: