18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Театральная правда Никиты Бетехтина

Выпускник ГИТИСа и магистратуры Школы-студии МХАТ, молодой режиссер из Тюмени ставит спектакли в России и Европе. Этой осенью он приехал в Нижний Новгород, чтобы на сцене Центра театрального мастерства создать и представить зрителям камерную историю о супружеских отношениях. 

Я одинаково люблю работать как со своими артистами в Красноярском театре юного зрителя, так и с новыми коллективами в других городах.

Все сошлось: у меня была возможность оторваться от дел, и на несколько недель я приехал в Нижний Новгород, чтобы поставить пьесу «Солнечная линия», в которую влюбился еще несколько лет назад. И делаю я это с актерами, с которыми хотел давно поработать: с Женей Пыхтиным и Аней Сильчук. При этом мне кажется важным, что мы оставляем дружеские отношения за пределами репетиционного зала. Там мы только профессионалы – артисты и режиссер. Мы можем ругаться, обсуждая спектакль, а потом просто выйти и забыть об этом.

Сегодня на смену вертикальному режиссерскому театру приходит театр горизонтальный, в котором создателем спектакля становится команда: артисты, режиссер, композитор, художник, саунд-дизайнер, видеохудожник. В этом случае все медиа – выразительные средства постановки – равны, и режиссер занимает позицию дирижера, который следит за тем, чтобы все составляющие одинаково чисто прозвучали.

Сценографию спектакля «Солнечная линия» мы с художником Надей Скомороховой решили сделать лаконичной, чтобы выделить игру артистов. Текст Ивана Вырыпаева я воспринимаю как музыкальную партитуру – очень важно, чтобы актеры не сфальшивили, выдержали все паузы, длинноты, зоны молчания, ферматы.

Это далеко не первый мой спектакль, но у меня так и не появилось никаких универсальных рецептов: каждый раз я начинаю все заново, как в первый раз. Все вариативно, и в целом работа над спектаклем складывается из случайностей – даже самые лучшие мизансцены в самых лучших своих постановках я не могу объяснить. Можно ли все разложить на алгоритмы? Кто-то пытается, я – нет: это не поле моего поиска.

Работа с классической пьесой, имевшей множество интерпретаций, – это или диалог с предшественниками, или попытка присвоить текст, которому сто пятьдесят или четыреста лет, сделать его речью артистов. Но я не понимаю, как можно обойтись без современной пьесы. Драматургия сегодня – это огромный пласт актуальной культуры: писать модно, каждый год появляются новые имена – это интересные ребята, которые ощущают время, и их пьесы – отражение нас самих. Они и есть наши уши и наши глаза. Они быстрее, чем театр как институт, схватывают то, что происходит в обществе.

Театр ничего никому не должен. Он может быть каким угодно. Любить надо театр живой и театр, где есть правда, тем более что она сегодня в дефиците.

Если артист лжет в своем существовании, если режиссер лукавит, если творческий коллектив работает нечестно, если в нашем обществе происходят глобальные изменения, а театр делает вид, что все прекрасно, – почему я должен идти в такой театр? Создавая другую реальность в сценическом пространстве, мы должны говорить правду. 

 

текст: Анастасия Базилева

фото: Наталья Арсланова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: