Cцена оперного стала главным культурным телепортом города – из сказочного безвременья «Золотого петушка» и драматичной лиры Красавина в «Пиковой даме» (не опера, а балет!) можно смело прыгать в экспериментальное «Лебединое» и интригующую феерию Вайнберга в «Любви д’Артаньяна». Наши бьют все премьерные исторические рекорды – семь постановок (!) за год. Поговорили с директором театра и «старым спекулянтом» Айратом Тухватуллиным о том, как заманить на нижегородскую сцену мировых звезд, почему без компромиссов невозможно будущее и как быть классикой, а не мейнстримом.
Айрат Рашитович, 24 октября театру исполняется 90 лет. Каких от вас ждать сюрпризов на юбилей?
Именно в этот день в 1935 году состоялась премьера первого спектакля – оперы Бородина «Князь Игорь». А само здание построили еще в 1903 году на средства Максима Горького и Федора Шаляпина. 5 сентября того же года Народный дом, где мы сейчас играем, открылся благотворительным концертом певца. 24 октября мы устроим большой гала-концерт, где проведем Национальную оперную премию «Каста Дива». Ее обычно устраивают только в Москве и Санкт-Петербурге. В 2024 году мы уже принимали звезд мирового уровня на нашей сцене – в этот раз будет еще масштабнее.
За этот год (с апреля по апрель) в театре прошло рекордное количество премьер – семь! Как удалось совершить такой квантовый скачок?
Театр действительно зазвучал по-новому. Признаюсь, до 2022 года я даже не знал, что в Нижнем Новгороде есть оперный, хотя сам работаю в театральной сфере с 1996 года. Начинает развиваться театральный туризм – люди из столиц едут за нашей уникальной интерпретацией классики,и не только. Обычно подготовка одного спектакля в музыкальном театре занимает не менее полугода. Но у нас премьеры выходят практически каждый месяц. К примеру, «Лебединое озеро» начали репетировать сразу после новогодних показов «Щелкунчика». Параллельно в этом сезоне мы уже выпустили оперу «Золотой петушок», а к маю готовим еще одну постановку. Худрука Алексея Трифонова не остановить – и это прекрасно. Главный индикатор успеха для меня – зрители. Посещаемость Оперного театра выросла с 57 до 83 процентов по сравнению с прошлым годом. Более того, мы вошли в лонг-лист «Золотой маски» с двумя постановками – балетом «Пиковая дама» на сцене театра и «Похищение из сераля» в Пакгаузах.
Олег Беркович (заместитель губернатора Нижегородской области. – Прим. ред.) при вашем назначении выделил среди задач не только разработку стратегии развития театра, но и расширение маркетинга и гастрольной деятельности. Как продвигается работа в этих направлениях?
Маркетинг – сложная, но очень интересная штука. Я иногда в шутку называю себя «старым спекулянтом», потому что знаю, как продавать билеты. Не проходит ни дня без общения с отделом маркетинга. Иногда мы даже спорим и ссоримся, но это хорошо. Как только работа становится шаблонной – пропадает динамика, и всё застаивается. Мы постоянно экспериментируем – однажды развесили по городу афиши оперы «Золушка» с ошибкой: вместо «Россини» написали «Росинни». Это вызвало дикий ажиотаж по всему городу – в соцсетях нас уничтожали. Мы оправдывались, каялись в соцсетях. Но в результате эффект оказался ошеломительный – билетов не было за неделю до спектакля, все раскупили (смеётся).
Как дела с гастрольной жизнью?
Мы – единственный нестоличный театр, который участвует в абонементе Московской филармонии. В основном там представлены московские и питерские коллективы, лучшие из лучших. Наш театр попал в этот список, что не может не радовать. Мы привозим в Концертный зал имени Чайковского концертные исполнения наших опер. Представьте, как тяжело из театра вывезти 200 человек солистов, оркестр и остальную команду. О нас уже говорят на федеральном уровне. Для московских и петербургских специалистов стало престижно сотрудничать с Нижегородским оперным. Мы же мечтаем выступить в Мариинском театре и Большом.
Про планы правительства поняла. А чего лично вы хотите достичь за юбилейный год?
Моя задача – реализовывать идеи художественного руководителя, а это всегда тандемная работа мастера и менеджера. Но самое главное: при всей своей яркой, эксцентричной харизме Алексей Трифонов – человек, который умеет слышать. Это очень важно. Именно эта его черта ведет нас в созидательном направлении. А если компромисса между директором и художником не будет – это уже не театр искусства, а театр боевых действий.
Кузнецова, Сергеев, Мугинштейн – как вам удается привозить в Нижний звезд всероссийского уровня?
Это заслуга художественного руководителя, которого назначили в театр раньше меня. Благодаря его связям и усилиям здесь собралась команда, которая стала интересна мировым звездам. Недаром Теодор Курентзис в прошлом году впервые за 15 лет согласился встать за пульт не своего оркестра. Он услышал наш La Voce Strumentale, собранный главным дирижером и маэстро Дмитрием Синьковским, и сказал: «Я хочу поработать с вами». Мне было непросто перестроиться с драматического театра на музыкальный – они кардинально отличаются. Я не знал, например, что голос спит до определенного времени. Поэтому самые ранние репетиции у нас начинаются в 11:00, а последние заканчиваются в 21:00. В театре до 12 ночи остаются только я и охранник. Мне важно знать каждого, погружаться во всех процессы. Всегда всем говорю: «Моя дверь открыта, не бойтесь и все рассказывайте». К каждому нужен свой подход, тем более к артистам. Они в какой-то степени эгоцентричны – но такими их надо любить и принимать.
Что для вас театр?
Это моя жизнь, и у меня нет другой. Не знаю, как ответить на этот вопрос. Зато я знаю, с чего начинается театр – с идеи.
Какая идея у Нижегородского театра оперы и балета?
Мы знакомим зрителя с нетривиальным и не с хайповым. Мы как приятный и понятный бутик для любого, где тебе не стыдно находиться и ты можешь прикоснуться к искусству. Хотя для многих понятие «от-кутюр» – это часто очень страшно, дорого, недостижимо и непонятно. Мы доступны и понятны каждому, но при этом не являемся мейнстримом.
Как завлечь в театр человека, который боится, что ничего не поймет и не получит удовольствия?
Если бы такой человек появился, я бы, наверное, сказал: «Пошли, я тебе налью, а дальше посмотрим волшебство на сцене». Буфет – очень важная часть театра. С грузом повседневных мыслей и забот в голове ты не сможешь попасть в сказку и в мир героев. Что позволяет выдохнуть, отбросить все свои бытовые переживания и погрузиться в волшебный мир, который они будут видеть на сцене? Немножко выпить, чтобы расслабиться и появился небольшой расфокус. Театралы поймут смысл моих слов. Я как-то видел двух дам в почтенном возрасте, которые принесли с собой актимельки, но внутри был не йогурт, а коньяк. Я не призываю к алкоголизму – нужно совсем чуть-чуть, чтобы достичь эффекта театрального сопереживания! (Смеется.)
Текст: Анна Горбунова
Фото: Арина Федотова
Стиль: Мария Мужжухина
«НН.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» — 2025:
Титульного партнера и партнера номинации «Бизнес» — Океанис
Партнера номинации «Урбанистика» — Федерального девелопера GloraX
Партнера номинации «Мода» — Оптику «Кронос»
Партнера номинации «Спорт» — страховую компанию «Согласие»
Партнеров номинации «Наука и технологии» — компанию «Симона» — бытовая техника для кухни и бренд бытовой техники ASKO
Партнера номинации «Просвещение» — БЦР Моторс — официального дилера гибридных кроссоверов AITO SERES
Инфопартнер премии — объединенная редакция телеканалов Волга, Волга 24, ННТВ и информационного агентства ВРЕМЯ Н
Ивент-партнера — агентство «РЕЙТИНГ»
Комментарии (0)