18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Евгения Кривицкая: «Мы идем по пути, начертанному классиками»

Евгения Кривицкая, профессор, лауреат Премии Москвы, концертирующая органистка представит в Нижегородском театре оперы и балета мультикультурный просветительский проект «За Русь святую!..». Созданный в соавторстве с режиссером, актером, лауреатом Премии Москвы и Российской национальной музыкальной премии «Овация» Петром Татарицким, он пройдет в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода и поможет по-новому осмыслить героическую историю города и русского народа.

Автор фото - Владимир Яроцкий

Автор фото - Владимир Яроцкий

Как рождалась идея проекта?
Меня всегда интересовала история нашей страны, и когда поступило предложение от художественного руководителя Нижегородского театра оперы и балета Александра Топлова сделать проект, приуроченный к двум важным датам: 800-летию Нижнего Новгорода и 800-летию Александра Невского, то я с удовольствием откликнулась. Конечно, проще всего было бы взять кантату «Александр Невский» Прокофьева, исполнить ее с видеорядом из одноименного кино и «поставить галочку». Но такими легкими путями ходить неинтересно. Тем более когда ты вступаешь в пространство театра, хочется максимально использовать все его возможности. Надо понимать: публика приходит в театр, чтобы получить зрелище. Поэтому в нашем проекте участвуют хор, балет, солисты оперы, будет видеопроекция, драматическая игра и мелодекламации.

В чем вы видите уникальность проекта и ценность для зрителя?
Я бы предложила повернуть вопрос иначе: зачем зрителю идти на проект «За Русь святую!..»? И вот тут мы заходим в интересную область, связанную с патриотизмом, с любовью к своей родине, с неравнодушным отношением к прошлому, с интересом к своему городу. Казалось бы, очевидные вещи, но вот ведь как: когда мы приезжаем в другую страну как туристы, то заходим в каждый храм, в каждый музей, идем с картой по городу, стараясь посетить все самые значимые места, сфотографироваться у каждого памятника или любопытного архитектурного здания. И не считаем это чем-то зазорным – наоборот, это чуть ли не главная цель и затем повод для красочных рассказов своим друзьям и близким. Но насколько мы хорошо знаем достопримечательности своего родного города, заходили ли в музеи, храмы? Думаю, многие проходят мимо памятника Минину и Пожарскому, смутно представляя, за какие такие деяния увековечены эти люди. Поэтому идея программы – рассказать о героических страницах истории Нижнего Новгорода и России, конечно, поэтизируя события и добавляя эмоциональный фон благодаря звучанию музыки. Отсюда, кстати, родился подзаголовок «Героическое действо», где мы используем старинное русское слово «действо», означающее театральное представление аллегорического плана.

Что в проекте вам кажется наиболее интересным и в хорошем смысле «бросающим вызов»?
Задействованы многие силы театра. С ними в прямом контакте мой соавтор и режиссер-постановщик Петр Татарицкий. Есть интересные задачи у балета: Морихиро Ивата специально для нашей постановки делает редакцию «Половецких плясок» Бородина. Мы посмотрели вариант, существующий сейчас в «Князе Игоре», и поняли, что в нашем контексте пляски должны быть более воинственными и свирепыми. Хор, под руководством Эдуарда Пастухова, учит духовный концерт «Кондак Александра Невского» современного композитора Сергея Екимова. Мы говорим в постановке о «делах давно минувших дней», но выражаемся языком музыки XIX–XXI века: от Глинки, Направника до авторов наших дней. Я не буду раскрывать все нюансы, но мне кажется, что вызов в том числе в том, что проект дает возможность проявить себя как-то по-новому всем участникам. А для публики это не столько вызов, сколько приглашение поразмышлять о судьбе своей Земли и, процитирую тут слова Петра Татарицкого, «вспомнить, что любить Родину — это естественное чувство».

Автор фото - Иван Андреев

Автор фото - Иван Андреев

Зрителя театра оперы и балета ждет новый опыт – ему нужно будет воспринять синтез форм. Как вы относитесь к таким метаморфозам и как воспринимаете их, когда оказываетесь зрителем?
Насколько я знаю, публика в театре уже подготовлена к таким мультикультурным проектам. В 2019 году прошла премьера балета «Шопениана, или Японские этюды», где уже были предприняты подобного рода эксперименты. Да и, по сути, тот же «Князь Игорь» Бородина или «Руслан и Людмила» Глинки сочетают в себе и оперу, и танцы в сопровождении хора – чем не прообраз синтеза форм? Так что мы идем по пути, начертанному классиками. У нас с Петром Татарицким есть серьезный опыт, связанный с проведением органных гала на исторической сцене Большого театра. Проект существует уже восемь лет, и там в ансамбле с органом в один вечер выступают и хор, и солисты балета, и солисты оркестра. Звучат мелодекламации, идет онлайн-трансляция крупных планов рук и ног играющих органистов, все сопровождает красочный видеоряд – каждый раз разный, в зависимости от темы концерта. И знаете, какие отзывы можно почитать в интернете – не только СМИ, но и блогеров, и даже просто зрителей? Самые восторженные, как будто люди побывали «в космосе».

Что касается меня лично, то не забывайте, что я чаще всего прихожу в зал как журналистка, и поэтому когда в программе есть серьезная концепция, крепкий сценарий, постановочные идеи, то я только радуюсь. Значит, есть материал для оценки, размышлений.

В афише значится имя Лоры Квинт, автора мюзиклов и любимых песен. Анонсирована мировая премьера номеров из ее новой партитуры «Русский бал в четыре столетия». Какое значение этот элемент имеет в общей канве проекта?
Удивительно, как рифмуются мысли у близких по духу творческих людей. Мы дружим с Лорой уже несколько лет, она замечательный композитор и невероятно полетный, с безграничной фантазией человек. С ней с давних пор сотрудничает очень известный поэт, драматург Николай Денисов: на его тексты создано огромное количество песен, которые пели все звезды нашей эстрады, театра и кино, а также он автор либретто ряда успешных мюзиклов. Свою новую книгу стихов и пьес он подарил некоторое время назад Петру Татарицкому, с которым давно дружит и творчески партнерствует. Режиссер, изучая ее, нашел текст арии Козьмы Минина из музыкальной драмы «Русский бал в четыре столетия», где сюжет связан с событиями 1611-1616 годов в Нижнем Новгороде и повествует о деяниях Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Конечно, пройти мимо такого было невозможно, тем более выяснилось, что Лора Квинт написала музыку для этой пьесы. Оба автора с восторгом восприняли предложение интегрировать несколько номеров в нашу постановку, и таким образом в Нижегородском театре оперы и балета состоится мировая премьера фрагментов из мюзикла Лоры Квинт и Николая Денисова. Они планируют приехать на исполнение и быть в зале. Для нас это очень важное и радостное событие.

Поговорим о просветительском аспекте «За Русь святую!..». Какого зрителя вы бы хотели увидеть в зале?
Конечно, умного, заинтересованного, открытого к высказыванию артистов. Мы предлагаем авторское видение героических событий прошлого, ищем исторические параллели и перекрестки, поэтому в прологе речь идет о событиях, связанных с Земским ополчением в Нижнем Новгороде в начале XVII века, а потом «мостик» перекидывается в эпоху Александра Невского. Он совершал подвиги в период становления Нижнего, умер он по соседству, в Городце, а в последней трети XIII века Городецким княжеством правил третий сын Александра Невского, князь Андрей. Тут много любопытных фактов, ярких личностей: мы хотим, чтобы зритель увидел не фигуры на постаменте, а живых людей – любящих, страдающих за идеи и отстаивающих принципы.

Бывали ли вы в Нижнем Новгороде, и есть ли какие-то чувства и истории, которые связывают вас с городом?
С вашим городом меня связывают давние и очень теплые отношения. Они уходят корнями в годы моей юности, поскольку Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии довольно много исполнял произведений моего отца, композитора Давида Кривицкого. Его связывала длительная человеческая и творческая дружба и с маэстро Александром Скульским, и с директором филармонии Ольгой Томиной. И эта дружба перешла ко мне «по наследству». Это удивительные люди, держащие планку культуры здесь, в Нижнем Новгороде. Я слежу за деятельность оркестра, бываю на некоторых эксклюзивных событиях – и как музыкальный критик, и даже как органистка: дважды мы с Петром Татарицким участвовали в Сахаровском фестивале искусств с камерными программами в жанре концерта-спектакля. То есть мой интерес к мультиформатным историям не случаен. Еще я член диссертационного совета Нижегородской консерватории, вела в ней авторский курс, курировала работу по защите кандидатской диссертации, за что благодарю президента консерватории Эдуарда Фертельмейстера, который в свое время вовлек меня в научную жизнь… В общем, это отдельная страница моей жизни: очень яркая, позитивная, у меня здесь есть друзья, общение с которыми всякий раз – праздник. Я рада, что теперь в мою орбиту вошел и Оперный театр.

Текст: Анна Лобова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: