18+
  • Развлечения
  • Музыка
  • Бизнес
Музыка

Главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета Юрий Медяник – о командной работе, любимой музыке и союзе искусства и бизнеса

Основатель двух музыкальных коллективов, главный дирижер шоу «Синяя птица» и соавтор саундтрека к фильму «Лед 2» Юрий Медяник – идеальный герой для первого выпуска новой рубрики «Время – деньги». Это совместный проект «Собака.ru» и «Альфа-Банка» про влиятельных и медийных людей Нижнего Новгорода, которые расскажут о своем пути к успеху, секретах обращения с деньгами и умении сохранить время и финансы даже в самой сложной ситуации.

О Нижнем

Еще два месяца назад я шутил, что очень много работаю и не успеваю даже выпить чай – не то, чтобы город посмотреть. Сейчас, на самом деле, мало что изменилось, но я потихоньку начинаю осваивать некоторые улицы. Недавно дошел от улицы Белинского до площади Свободы, был на Большой Покровской. Я могу сказать, что знаю город, только когда обойду его пешком. А пока, к сожалению, я большую часть видел только из окна такси.

Нижний отличается от многих городов, в первую очередь, темпом жизни. Он здесь чрезвычайно медленный, спокойный, иногда граничащий с состоянием сна. Никак не претендую на изменение ритма, к которому привыкли все горожане, но хочу заметить, что буду предлагать в рамках своей деятельности чуть иную скорость, более быструю, которая может превратить театр в пульсирующее сердце города.

О театре в пандемию

Я вступил в новую должность в самый разгар пандемии и, конечно, это оказалось непросто. Коронавирус до сих пор влияет на все аспекты работы театра, начиная с того, что мы не можем пригласить всю публику на спектакль из-за процентного ограничения, и заканчивая запретом на открытие буфетов и гардеробов. Соответственно, люди идут в зал в верхней одежде, что создает неудобство и им, и артистам, которые выходя на сцену видят не торжественно одетую публику, а, скорее, подобие зала ожидания на вокзале: с куртками, шапками, сумками. Сложности касаются и планирования спектаклей, потому что сейчас театр не может «задышать» свободно. Мы постоянно думаем: «А вдруг завтра придет новое распоряжение, новое ограничение?»

Если вы читали новости о неких коллективах, которые репетировали во время самоизоляции по Zoom, знайте, что это чистой воды пиар. Онлайн-репетицию невозможно провести технически: всегда будет пусть малейшее, но все же отставание звука.

О любимом деле и выгорании

Я занимаюсь музыкой с раннего детства, поэтому у меня никогда даже мысли не возникало, что жизнь может быть иной. Моя семья вся музыкальная, и меня никогда не спрашивали, хочу я быть музыкантом или нет. Мне просто создали все необходимые условия и не оставили выбора, за что я своим родителям очень благодарен.

Что касается выгорания – да, это случалось. Мне недавно исполнилось 38 лет и, разумеется, у меня были периоды, когда хотелось что-то изменить. Но насколько я припоминаю, эти изменения все равно лежали в рамках музыки. Например, я играл классику, потом захотелось играть джаз и эстрадную музыку. А желания радикально все бросить и уйти в электрики или киномеханики у меня не было никогда.

О тайм-менеджменте и мини-ритуалах

Мне нравится понятие дедлайнов: я сам их четко соблюдаю и всегда требую этого от своих коллег. Думаю, именно поэтому то, что я делаю, всегда спорится. Также я представляю только совместную деятельность, работу в команде – по-другому не умею и не люблю. Командная работа и дедлайны – вот мое кредо.

Что касается ритуалов, помогающих организовывать время, я большой поклонник Apple. Я пользуюсь практически всеми их девайсами: у них очень удобная и понятная система, в которой все синхронизировано и доступно. Все напоминания, будильники, push-уведомления собраны в моих гаджетах, и, в целом, мне этого хватает. Других особых ритуалов, наверное, нет. Если только помолиться на ночь – больше ничего.


«Командная работа и дедлайны – вот мое кредо»

Об идеальном дне

У меня нет глобальных расписаний и четких распорядков дня. Любые мероприятия и дела я планирую исходя из потребностей моей семьи. Для меня идеальный день – это день, в котором есть время, в первую очередь, для жены и ребенка. Если я не поиграю с дочерью, не выучу с ней что-то, у меня не будет настроения ни репетировать, ни отдавать какие-то распоряжения.

Об отношении к работе

Мне жаль людей (особенно творческих), которые называют свою работу работой. Я бы никогда не использовал это слово по отношению к тому, что делают артисты. Мне очень нравится прекрасное и немного забытое выражение: «В каком театре ты служишь?» Именно «служишь», а не «работаешь». Раньше всегда так говорили, так было принято. Работать можно на мебельной фабрике или на железной дороге, а в театр ты приходишь служить искусству.

То же самое и с отдыхом. Я не понимаю, как можно отдыхать от своей «работы», учитывая, что для меня музыка – моя жизнь, образ мыслей. Я не могу и не хочу от нее отвлекаться. Да, возможно, артисты – немного сумасшедшие, потому что они всегда сосуществуют с тем, что делают. Это их продолжение. Даже когда я еду в отпуск, я обязательно посещаю концерты, хожу в филармонию, в оперу.

Будучи артистом, ты не можешь прийти домой и сразу же отключиться от того, что произошло с тобой за день. Ты все равно будешь думать, анализировать, даже если убедишь себя в обратном. У нашей памяти есть удивительное свойство: незначительные вещи она хранит 15-20 секунд, чуть более важные – несколько минут, а самые важные – всю жизнь, на уровне подсознания. Я «научился» использовать эту возможность мозга откладывать на полочку подсознания те мысли, к которым можно вернуться. И вот спустя несколько таких возвращений у меня часто рождаются правильные решения. Можно подумать, что они пришли просто так, но, на самом деле, они никуда и не уходили.


«Возможно, артисты – немного сумасшедшие, потому что они всегда сосуществуют с тем, что делают. Это их продолжение»

Об искусстве и бизнесе

Важно помнить, что сам театр и отношение к нему артиста – две совершенно разные вещи. Я убежден, что любой музыкант или актер должен воспринимать свою деятельность исключительно как искусство, но это не отменяет того, что и театр, и весь институт культуры живут по правилам бизнеса. Все новые концерты, спектакли, фестивали происходят не из одного только желания сделать творческий проект – это всегда тщательно продуманная и просчитанная схема.

Невозможно (да и не нужно, наверное) подходить ко всему только с творческой точки зрения. Необходимо учитывать пожелания публики, актуальную повестку, финансы и бюджет. Вот когда ты уже принял решение, обсудил все вопросы, договорился с площадками, посчитал затраты, тогда занимайся только музыкой, забыв о деньгах и статусе.

Кстати, о финансах

В силу того, что у меня много деятельности разных направлений (я руковожу двумя коллективами: Emotion Orchestra и Pluri_Art Orchestra) мне приходится вникать самостоятельно во все дела, в том числе и финансовые. И я не могу сказать, что меня это не заботит.

Несколько лет назад, например, мы с Emotion Orchestra сделали программу «Вивальди. Времена Танго». Это была первая в мире подобная аранжировка знаменитого цикла, никто ее раньше так не исполнял. И эта идея была полностью просчитана – от начала и до конца. Прежде всего я обратился к статистике, выяснил, какая музыка и какого композитора самая популярная в мире. Оказалось, что это Вивальди. Дальше я пересмотрел и переслушал почти все переложения и транскрипции музыки Вивальди и обнаружил, что никто не играл его в стиле танго. Тогда мы сделали концертную программу, записали ее, выпустили на лейбле «Мелодия» и она получилась чрезвычайно успешной: и с творческой, и с финансовой точки зрения. Только в России мы сыграли более 100 концертов, а были еще концерты в других странах. В 2018 году диск с нашей программой вошел в топ-6 по количеству прослушиваний на стриминговых сервисах среди всех выпущенных дисков лейбла «Мелодия».

О любимой музыке

Я слушаю много различной музыки. В этом плане я не ботан и не сухарь, которые признают только классику, а когда слышат Моргенштерна – покрываются мурашками. Я слушаю почти все, за исключением, пожалуй, хард-рока или кислоты.

Мне нравится живое исполнение, я люблю джаз. До пандемии я побывал на концерте легендарного Джорджа Бенсона, слушал там же на фестивале группу Jamiroquai, которая точно далека от классики. Я не понимаю людей, которые меня спрашивают: «Под какую музыку вы расслабляетесь?», потому что, на мой взгляд, расслабиться можно только в тишине, а музыка всегда требует от тебя повышенного внимания.

Текст: Мария Ушакова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Бизнес,

Комментарии (0)

Купить журнал: