18+
  • Развлечения
  • Книги
Книги

Что думают о книгах члены жюри нижегородского филиала литературной премии НОС. Глава 2.

Накануне дебатов, посвященных выбору шорт-листа нижегородского отделения премии «НОС», которые пройдут 28 октября в Арсенале, редакция «НН.Собака.RU» вдохновилась романом Владимира Сорокина «Манарага» и запечатлела членов жюри «НОСа» в гастрономическом ключе с их любимыми произведениями. Встречайте продолжение нашей истории, в которой Евгений Стрелков рассказывает о представителях лонг-листа, а Мария Гельфонд делится мыслями о проявлении современной литературы в Нижнем.

Евгений Стрелков

председатель жюри, медиахудожник, куратор, поэт, редактор

Книга: Сборник сочинений Саши Соколова («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия», эссе)

Локация: Кафе «Волконский»

Нельзя сказать, что во время знакомства с произведениями из списка я сделал для себя литературные открытия - это может звучать слишком сильно. Но меня удивило, что довольно много текстов - о прошлом, пытающем, волнующем и до сих пор проблемном. Любопытно также, что в каждой третьей книге есть пассаж-другой о современном искусстве. Понятно, когда это встречается у авторов-художников (таких в лонг-листе двое - Лейдерман и Пепперштейн), но и у других тоже. Виктор Пелевин в своей книге придумал целый арт-стиль под названием «гипсовый век». Зиновий Зиник язвит строчками: «Одни и те же белые стены музеев и галерей и одетые во все черное кураторы; с диктатурой одного и того же типа работ, где сложным образом зашифрованы крайне элементарные идеи марксистского толка об обществе массового потребления». Анна Немзер итожит: «Знаете, современные художники вам бы объяснили, что современный художник - это не тот, который умеет хорошо рисовать, а тот, у кого зритель правильный. Я упрощаю, но вы понимаете...». 

Но интереснее всего было читать «Памяти памяти» Марии Степановой и «Родина слоников» Дениса Горелова. У Степановой написано про память рода. Вот длинная цитата: «У Геннадия Айги есть поэтическая книга, где с глубокой точностью, тишина за тишиной, переводятся в слова первые месяцы дочери. Он говорит там о штуке, которую называет периодом сходств; длится он недолго, но в это время по лицу младенца, как облака, сменяя друг друга, проходят знакомые и незнакомые лица и выражения - словно растревоженный род смотрится в ребенка, как в зеркало, узнавая и отпечатываясь». У Горелова речь идет вроде как об отечественном кино, но на самом деле гораздо больше, чем про кино - про жизнь российскую.

Современная литература очень разнообразна. Многое ловко сконструированно, на злобу дня и по модным выкройкам, как правило, авторами женскими. Вообще, в списке много писательниц: маститая Петрушевская, манерная Некрасова, псевдосказочная Яковлева. Или, скажем, режиссёр-сценарист Наталья Мещанинова с пронзительной и жесткой исповедальностью. Мне в большинстве текстов из списка не хватало языковых, формальных, стилевых тонкостей, но это касается лишь моего личного интереса в прозе. 

К современной литературе точно подходит слово «потребление»: одни производят, другие потребляют. Мне бы хотелось других отношений. Вообще, хорошая проза - штучная вещь, не в каждом городе есть заметный автор. Вот жил у нас Денис Осокин, и был Нижний на карте современной прозы. Вернулся Денис в Казань - нет нас на карте прозы. Но это не страшно, на всю страну - всего десяток сильных региональных авторов, ну и втрое больше живет в столицах.

Мария Гельфонд
филолог, историк литературы, доцент НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Книга: Собрание сочинений Осипа Мандельштама

Локация: НИУ ВШЭ

Важно, чтобы в любом городе были очаги притяжения, и у Нижнего в этом плане двойственная ситуация: мы всегда можем уехать на необходимый нам литературный вечер в Москву. Мы не так далеко от столицы, чтобы считать себя провинцией. При этом в городе идет довольно интересная литературная жизнь. В прошлом году на протяжении одного месяца у нас в Вышке была встреча с замечательным прозаиком Глебом Шульпяковым и следом - с еще более известным прозаиком Алексеем Ивановым, а в ближайшем времени будет встреча с поэтом Владимиром Друком, живущим сейчас в США. Мне кажется, это уже одна из точек притяжения, и таких точек много. Главное, что такие культурные площадки есть. В последние годы Льва Рубинштейна, Сергея Гандлевского, Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую, Татьяну Толстую я слушала в Нижнем Новгороде, хотя и в Москве в разные периоды удавалось с ними встречаться.

Мне кажется, что современные читатели - это те же потребители интернета. Мы очень мало зависим от того, что есть в книжном магазине. Прекрасно, что есть «Дирижабли», которые не только привозят книги, но еще и организовывают встречи с авторами. Но главным источником остается интернет, и здесь нет особой спецификации.

Фото: Лев Тагин, Анатолий Козьма

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: