18+
  • Развлечения
  • Книги
Книги

Евгений Кудельников: «Мы все как будто готовимся к какой-то катастрофе»

А как насчет приключенческого трактата о месте, которого нет и, судя по всему, еще долго не будет? Продюсер, режиссер студии «Кинофактура» Евгений Кудельников достал с полки унаследованного книжного шкафа утопию Герберта Уэллса «Люди как боги». Оказалось, книга и через сто лет после написания может слишком многое о нас рассказать.

Евгений Кудельников

Евгений Кудельников

Уэллс – литератор и политик-практик, а кроме того, пожалуй, один из наиболее прозорливых фантастов. Он предсказал не только появление боевой авиации и ядерного оружия, но и, например, бытового видеомагнитофона. (Подсчитано, что его вымыслы становились реальностью в 80% (!) случаев). Утверждал, что через СССР начнется новая эра человечества. В Советском Союзе, кстати, его привечали (разрешенный фантаст), сочинения печатались внушительными тиражами, но не все, конечно, «Россия во мгле» была по понятным причинам под запретом.

Евгений Кудельников: «Мне от моего дедушки досталась прекрасная библиотека, в которой, в частности, было обширное собрание «приключений» и «фантастики»: Уэллс, Беляев, Марк Твен, Джек Лондон, Фенимор Купер – такая, в общем, литература для мальчиков. (Ги де Мопассан, Бальзак и так далее отошли сестре.) Целый шкаф – одному мне. Переварил его полностью в старших классах и институте. Уэллса там было пара десятков томов точно. Были там и «Люди как боги». Насколько мне известно, это вообще первое художественное произведение, в котором описываются параллельные миры. И даже будто бы сама эта концепция была изобретена Уэллсом. Сейчас нас ею не удивишь, но впервые она была предложена в этой книге».

Писателя называют родоначальником утопистики, его концепция будущего переустройства мира во многом опередила время. Он создал свыше ста футурологических, политических, социологически трудов, в которых исследователи находят немало оригинальных наблюдений. Массмедиа Уэллс считал (еще в первой половине XX века!) главным пропагандистским инструментом властителей, был убежден, что они станут орудием перевоспитания в новом обществе.

Евгений Кудельников: «Мы уже достаточно длительное время живем в таком медиапространстве, которое генерирует контент преимущественно деструктивного, разрушительного характера. Навскидку не могу вспомнить продукт (фильм, сериал), который настраивал бы на созидание. А фантазий разного рода на тему зла, напротив, все больше. И это для меня поразительно, мы все как будто готовимся к какой-то катастрофе. А Герберт Уэллс (и не только он!) в начале XX века почему-то вот думал о других вещах. Он в этой книге не просто попытался дать свое видение устройства утопического общества, он противопоставил его обществу капиталистическому и самым характерным, выпуклым его типажам, представителям определяющих его страт: политик, промышленник, критик от искусства, дамы из высшего общества, которых забрасывает на параллельную планету, на тысячелетия обогнавшую в развитии Землю. Книга была написан сто лет назад, а главные ее герои практически ничем не отличаются от архетипов, с которыми мы сталкиваемся каждый день сейчас. Поражаюсь, насколько Уэллс меток и актуален в своих наблюдениях и описании человеческого. По сути, да, получается, человечество за сто лет не поменялось вообще».

Роман «Люди как боги» показывает социальную организацию и технологические возможности продвинутой цивилизации планеты Утопия. Здесь отсутствует собственность в любом виде, нет принуждения личности, нуждающихся, политики как таковой; есть абсолютное единомыслие. Государственные институты исчерпаны, элиты ликвидированы.

Евгений Кудельников: «Мир, который здесь изображен, его легко критиковать из нашего времени, но его очень интересно осмыслять, потому как это искренняя попытка представить мир, принципиально отличный от нашего. Попытка хотя бы в рамках романа нарисовать общество, которое оказалось способным победить войны, болезни, насилие и идет к развитию. Где каждый человек занят тем, в чем даровит, и вся его деятельность направлена не на обогащение, но на благо большинства. Личное служение общим идеалам через свое призвание. Здесь люди тоже и самореализовываются, и самосовершенствуются, но работая на общее благо. Представить что-то подобное во плоти в нашей жизни почти невозможно – слишком в нас много конфликтов и порочных страстей. И мы ведь во много еще и обогнали в своей дремучести героев Уэллса».


«– Вы первые утопийцы, которых я вижу за работой.
– Это не работа, – с улыбкой отозвался садовник, стоявший ближе к нему, белокурый, веснушчатый, голубоглазый юноша. – Но раз мы отстаиваем эти розы, нам приходится о них заботиться.
– Это ваши розы?
– Очень многие считают, что с махровыми горными розами слишком много возни, а их ползучие стебли и шипы вообще неприятны. Другие находят, что на такой высоте следует выращивать простые розы, а эта прелесть пусть вымирает! А вы за наши розы?
– За эти розы? Всей душой! – отозвался мистер Барнстейпл.
– Вот и хорошо! В таком случае пододвиньте-ка, пожалуйста, мою тачку поближе сюда, чтобы удобнее было складывать мусор. Мы отвечаем за хорошее поведение всей этой чащи, а она тянется вниз почти до самого озера.
– И вы должны сами о ней заботиться?
– А кто это сделает за нас?
– Но не могли бы вы нанять кого-нибудь... заплатить, чтобы кто-нибудь другой взялся ухаживать за кустами?
– О, окаменевший реликт седой старины! – ответил юноша. – О, ископаемый невежда из варварской вселенной! Или тебе непонятно, что в Утопии нет класса тружеников? Он вымер полторы тысячи лет назад. Наемное рабство, паразитизм – со всем этим давно покончено. Мы читаем о таких вещах в книгах. Тот, кто любит розу, должен служить розе... своими руками.
– Но ведь вы работаете.
– Не ради денег. Не потому, что кто-то другой что-то там любит или чего-то желает, но по лени не хочет служить этому сам или добыть для себя желаемое. Мы работаем – частица разума и частица воли всей Утопии».

Герберт Уэллс «Люди как боги»


Евгений Кудельников: «Но внутри нас все же есть утопическое мышление. Есть люди, которые стремятся помогать и помогают другим бескорыстно – примеров немало: волонтерство, зоозащита, просто нормальные семейные отношения, в которых заботятся друг о друге и не ждут чего-то взамен. Примеры бескорыстного служения есть. А нам чаще всего подсвечивают вот этот навязчивый фокус на собственном сознании, иногда, впрочем, не имеющем должного или вообще какого-либо содержания. Я вижу это повсеместно, и это, конечно, в большинстве случаев ведет к разобщению. Людям сложно устанавливать союзы, крепкие связи. Из этого вырастают все конфликты и проявления нетерпимости. Это то, что способно нас разрушить и отбросить назад. Но книжка не вгоняет в тоску, она как будто подсказывает, в ней на самом деле изложен очень интересный взгляд на то, по какому пути развития человеку стоило бы идти».

Текст: Владимир Трепитов
Фото: Дмитрий Ким

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: