«Золотая пчела» – биеннале графического дизайна и один из самых масштабных форумов плаката в мире (проводится с 1992 года): в последнем сезоне участвовали авторы почти из 100 стран. Основные мероприятия проходят в Центральном Доме художника и Новой Третьяковке в Москве, однако выставки проводят в десятках институций России и за рубежом. В Нижний привезут 155 плакатов – примерно треть от всей экспозиции в Новой Третьяковке.
Также в программе – тематические кинопоказы (18 декабря – «Современный русский дизайн» и «Лепота. Фильм-исследование русской визуальной культуры», 19 декабря – «100 лет дизайна»), авторские экскурсии и мастер-классы от кураторов из Вышки. Выставку организует Григорий Хромов, программный директор Школы дизайна ВШЭ, креативный директор брендингового агентства Brand Hub.

Григорий Хромов
программный директор Школы дизайна ВШЭ
Для дизайнеров «Золотая пчела» – это не просто выставка, это настоящий праздник. Огромный вернисаж, образовательная программа, лекции звезд мирового графического дизайна, встречи с авторами – атмосфера вдохновения, творчества и профессиональной энергии. Традиционно в биеннале участвует мой друг, нижегородец Дмитрий Рекин – один из самых известных российских плакатистов. Он – художник с мировым именем, преподаватель, человек, который много лет развивает плакатную культуру в России. Представлена и работа нашей выпускницы – Яны Кузьминой, студентки Школы дизайна (на тот момент). Яна – очень талантливый дизайнер, у нее большое будущее, и участие в «Золотой пчеле» – важный шаг в её профессиональной истории.
Среди 16 номинаций биеннале – «Глобальная эмпатия» (место сопереживания в дизайне и жизни), «Другая жизнь» (о глобальных проблемах и мировых кризисах), «Музыка будущего» (работы, посвященные экспериментальной музыке всех жанров).

Григорий Хромов
программный директор Школы дизайна ВШЭ
Для меня безусловный лидер – серия плакатов, заслуженно получившая Гран-при, – работы Сони Ким, созданные для спектакля «Комната Адлера» Леры Сурковой в Театре Ермоловой. Спектакль посвящен герою с диссоциативным расстройством личности, и Соня очень точно передала состояние «расколотости». Каждый лист – будто портрет человека, собранного из множества разных «я», которые живут внутри него одновременно. Это визуально сильные, глубокие и смелые работы. Серия состоит из шести плакатов, сделанных в смешанной технике: фотография, ручная работа, графические приемы, которые создают эффект множественности и внутреннего диалога. Также у нас в экспозиции представлены авторы из десятка стран – каждый привнес в плакат свою культурную оптику. Например, совершенно потрясающая работа китайского автора Джи Лянга. Очень атмосферные и точные плакаты у итальянца Леонардо Сонноли. Меня впечатлили работы американца Кристофера Скотта – узнаваемые, острые, с фирменным графическим «почерком». И таких открытий – десятки. «Пчела» тем и ценна, что она знакомит не только с именами, но и с национальными визуальными традициями.
Кстати, за 32 года проведения «Золотой пчелы» главными призерами форума становились дизайнеры восьми стран: Швейцарии (4 раза), Франции (трижды), США (дважды), Израиля, Нидерландов, Южной Кореи, Японии. Победа Сони Ким – третий российский «гран-при»: в 1992 году его получил Андрей Логвин, а в 2012 – Игорь Гурович.
Когда: 18 декабря 2025 – 17 января 2026 года
Где: Центр культуры «Рекорд», Пискунова, 11/7
Вход свободный.
6+
Организовано Министерством культуры Нижегородской области при поддержке Центра Культуры «Рекорд».
Комментарии (0)