Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Арт-дроп_2025
  • Коллекционировать искусство
  • Ярмарка искусства 1703
Искусство

Поделиться:

Нужны ли галереям блогеры и Тимати, можно ли раскусить коллекционера по сумке и стыдно ли торговаться?

Модератор и арт-журналист Александра Генералова усадила за круглый стол представителей четырех новых супермодных галерей молодого искусства из Москвы и Петербурга (Deep List! fābula! Jessica! Shift!) и задала все (местами неудобные!) вопросы про арт-рынок.

Участники

Александра Генералова,

арт-журналист и автор телеграм-канала «Твой стремный коллаб»

Джессика,

муза и владелица новой петербургской галереи Jessica

Даша Кузнецова,

соосновательница галереи и креативного агентства Shift

Даша Ярцева,

соосновательница гибридной галереи и агентства по арт- стратегиям Deep List

Ира Шульженко,

соосновательница гибридной галереи и агентства по арт- стратегиям Deep List

Лена Фадеева,

создательница галереи и кураторской платформы fābula

Алина Чичикова,

создательница галереи и кураторской платформы fābula

Я хочу купить молодое искусство! Зачем мне галерея, если есть соцсети?

Александра Генералова: Cпрошу сразу в лоб: зачем доверять галеристам? Ведь человек, который решил купить молодое недорогое искусство, может просто поскроллить и выбрать то, что понравится: сейчас у активных в соцсетях художников бывают сотни тысяч просмотров.
Ира Шульженко: Потому что у нас есть чуйка. Например, мы с Дашей Ярцевой были одними из первых коллекционеров Грехта, активно покупали его живопись и графику еще пять лет назад. А сейчас этот анонимный художник из Петербурга работает с Джессикой и весной 2025-го в пространстве Limonov Art Foundation у него прошла большая персональная выставка.
Даша Ярцева: Ира права, сложно сказать, это удача, острый взгляд или любовь и любопытство к искусству, но мы часто оказывались в числе первых коллекционеров у классных художников и продолжаем дружить. Так сложилось, что я была первым человеком, кто в 2014 году купил работы Вовы Чернышева (резидент и хедлайнер супермодной нижегородской студии «Тихая». — Прим. ред.). А еще нашла Ахмата Биканова и подружилась с Олей Австрейх, когда их не было в пуле ни одной из галерей. Мы сделали первые проекты совместно. А сейчас Австрейх участвует в резиденции Трейси Эмин — ​одной из известнейших современных художниц мира! Рада, что мы не теряем связь спустя время, а в моей коллекции есть работы этих художников.
Даша Кузнецова: Я покупала работы певца поп-хоррор-эстетики Саши Лемиша и ­постинтернет-художника Миши Гуд­вина с его объектно-ориентированным искусством, когда их еще мало кто знал.
Александра генералова: Окей, у вас чуйка. Но наш условный потенциальный коллекционер возразит: раз вам нужно продавать своих художников, вы, конечно, скажете, что они будут расти в цене. А вот как проверить ваши обещания самому?
Ира Шульженко: В том‑то и дело: в случае с молодым искусством нет вторичного рынка, так что никак не проверить. Многие коллекционеры стремятся покупать напрямую у художника, но практика показывает, что опыт и насмотренность галериста решают. Если вы расцениваете молодое искусство как инвестицию, то лучше купить в галерее — ​да, это дороже, но толку будет больше.
Даша Ярцева: Если молодой художник попал в галерею, значит, он прошел экспертизу сообщества, тех людей, которые не раз и не два сделали правильный выбор.
Александра Генералова: При этом ваши проекты очень отличаются от «классических» галерей. Например, у молодых галерей часто нет «стационарного» пространства, только поп-ап-проекты, нет жестких «эксклюзивов» с художниками, вообще все очень флюидно.
Даша Ярцева: Смотри, как все устроено, если ты «классическая» галерея. У тебя есть пул из десяти, допустим, художников. С ними ты постоянно работаешь, их работы предлагаешь коллекционерам. В какой‑то момент предложение исчерпывается, и это случается довольно быстро. Когда мы с Ирой создавали нашу галерею Deep List, то хотели представлять интересную для нас художественную сцену в целом, а не ограниченный список художников, которые у нас «на эксклюзиве». С кем‑то мы работаем как галеристы и развиваемся вместе. А с близкими по духу авторами, кто уже в пуле других галерей, мы дружим, про них рассказываем и ведем агентскую работу. В итоге все довольны: художник зарабатывает, галереи не в конфликте, а коллекционер получает больше выбора.
Ира Шульженко: Сто процентов, да. Когда наши коллекционеры приходят к нам с каким‑то запросом, а у нас в Deep List нет подходящего искусства, мы их направляем к коллегам по цеху. Это, кстати, важный маркер нашего поколения. Мы делимся, знакомим, показываем, рассказываем.
Даша Кузнецова: Коллаборации галерей — ​это тренд! Например, уважаемые галереи Anna Nova и pop/off/art вместе делают выставки, недавно в Петербурге показывали Михаила Левиуса, чья живопись в манере насыщенного повествованием комикса напоминает поколению миллениалов о компьютерных играх типа GTA и американском кино 1990–2000-х. В итоге обе галереи стали сильнее, получив возможность работать на два города. Так что сейчас конкуренции в духе жирных 2000‑х, когда надо было делить поляну зарождающегося рынка, между нами, галеристами, нет. Наоборот — ​мы дружим, во многом потому, что стали общаться до того, как пришли в этот бизнес.
Ира Шульженко: Поэтому мы решили объединиться в ­галерей­ны­­й квинтет — ​Deep List, Shift, Shilo, «сцена/szena», керамический проект Tōmo — и коммуникационный партнер Александр Бланарь. Делаем свою арт-­ОПГ, конклав, ко­оператив — ​называйте как хотите. Начали с поп-ап-проекта в новом московском пространстве Blar — это была совместная выставка One-­Stop Show, в которой участвовали 28 художников от всех пяти галерей. Получился этакий «универсальный магазин смыслов», где есть и живопись, и фото, и видео, и графика. В ближайшем будущем, надеюсь, соберемся на одной площадке и на постоянной основе.

И все‑таки: уместен ли торг?

Галерея Jessica получила премию как лучший стенд Cosmoscow 2024

Галерея Jessica получила премию как лучший стенд Cosmoscow 2024

Нестор Энгельке. «Джессика». Дерево, масло. 2024

Нестор Энгельке. «Джессика». Дерево, масло. 2024 

Андрей Рудьев. «Джессика». Холст, масло. 2023

Андрей Рудьев. «Джессика». Холст, масло. 2023

Александра Генералова: Манифестирую, в России выкристаллизовался новый тип галеристов, которые осознали: поддерживающее комьюнити — ​это в первую очередь выгодно. А есть ли спрос у коллекционеров на такую бережную коммуникацию и тотальный сейф-спейс? Как же азарт, конкуренция?
Даша Кузнецова: Конечно, есть. Новые коллекционеры — ​это такие же, как и мы, люди, которым не надо было выживать в 1990‑е и условно «ездить на стрелки». Это поколение молодых бизнесменов, айтишников, которые пережили духless и узнали, что такое велнес. Они делают психологические сессии для своих сотрудников, ходят на йогу и используют тайм-трекеры. Естественно, с ними нам проще общаться и дружить.
Даша Ярцева: Раньше для многих коллекционеров встреча с художниками была кошмаром: вот придут бедные-­несчастные художники, будут у нас что-то просить. Простите, но это буквально цитата. Сейчас, наоборот, коллекционеры хотят познакомиться с художником. Общение с автором наконец становится ценностью.
Александра Генералова: Вообще, главная задача нашей сегодняшней встречи — ​понять, кто такой современный коллекционер. Может, у вас есть какая‑то внутренняя классификация?
Джессика: (Внезапно деревянная голова лося — этот арт-объект все это время висел на заставке в окошке зума ​— подает человеческий голос. Это голос Джессики.) Я не могу сказать, что привыкла классифицировать ­людей. Мне кажется, каждый коллекционер уникальный. И у каждого есть уникальный стиль.
Даша Кузнецова: А у меня есть классификация: те, кто сразу отвечают в мессенджерах, и те, кто не отвечают в мессенджерах на десятое сообщение подряд.
Александра Генералова: Не отвечают на какие вопросы?
Даша Кузнецова: Когда деньги хочется с них взять — ​не отвечают. На выставку зовешь — ​не отвечают. А вот те, кто отвечают, — ​это мои любимые коллекционеры. Но бывают и неожиданности. Знаю случаи, когда человек молчит восемь месяцев, а на девятый приходит и покупает на два миллиона. Вот по­этому я верю, надеюсь и никогда не сдаюсь, когда отправляю коллекционеру восьмидесятое по счету сообщение. (Смеется.)
Лена Фадеева: Среди тех, кто коллекцио­нирует, появились покупатели новой формации, которые интересуются искусством и покупают ультрасовременные работы. Они — ​вовсе не системные коллекционеры. Часто это публичные люди, инфлюенсеры — ​например, Настя Миронова и Маша Миногарова. Они ходят на ярмарки, мероприятия и очень аккуратно присматриваются. Они коллекционируют то, что совпадает с их представлениями об актуальном в культуре. Интересы у них немного другие, не такие, как у коллекционеров «большой десятки».
Ира Шульженко: У нас в Deep List так получилось, что многие коллекционеры, с которыми мы работаем, — ​вообще не из пула «классических». Например, известный мейкап-художник Ярослав Грехов, люди из фэшн-сферы.
Лена Фадеева: У нового поколения принципиально другая культура покупки: они не торгуются. Мне кажется, это что‑то специфическое для нашей страны — ​раньше человек себя обиженным чувствовал, если ему не дали скидку. А вот меня еще в начале моей работы в арт-бизнесе, в галерее «­Триумф», торг ужасно оскорблял — ​как будто мы на базаре помидоры продаем. И новые коллекционеры — ​основатели брендов, ребята из IT — ​слышат цену и говорят «окей». Они не будут тебя прожимать на уменьшение цены в десять раз.
Даша Ярцева: Самое забавное, что чем дальше человек от профессионального арт-сообщества, тем спокойнее он относится к ценам на искусство. И если сравнивать с ситуацией десятилетней давности, то сейчас покупают менее попсовые и понятные вещи. Вкус усложняется.
Даша Кузнецова: Я вообще считаю, что эти новые коллекционеры, условные айтишники, умеют слушать. Они быстрее проникаются доверием к галеристу и легче воспринимают информацию. Может быть, потому, что у них пока еще не сложилось четких представлений в визуальной культуре: что нравится, что не нравится. Поэтому они не парятся.
Даша Ярцева: Я всегда фрустрируюсь, когда начинается этот беспощадный торг, где предложение коллекционера сразу же падает в цене на 50–60 % от заявленной стоимости и люди это считают нормальным, поэтому мы практически не уступаем в цене. Кажется, максимальную скидку мы делали 20 % — для селебрити, которая привыкла почти всё получать по бартеру.
Даша Кузнецова: Правильно! Я вот, например, хочу Balenciaga Rodeo — ​никто же мне скидку делать не будет.

Тест: можно ли раскусить коллекционера по сумке?

Кутя. «Без названия». 2025

Кутя. «Без названия». 2025

Мария Катьянова. «Вакх». Холст, масло. 2024

Мария Катьянова. «Вакх». Холст, масло. 2024

Иван Михайлов. Из проекта «Волга». 2023

Иван Михайлов. Из проекта «Волга». 2023

Александра Генералова: Кстати, а есть связь между тем, какие бренды человек выбирает и какое искусство ему близко? Кажется, что ультрасовременное искусство как раз выберут те, кто носит Balenciaga, Ottolinger, экспериментальные бренды из КМ20, а не любители Lorо Pianа.
Джессика: Я считаю, что да. Но это не точно.
Ира Шульженко: У нас в Deep List есть коллекционеры в трекинговых ботинках и жилетках Вассермана. (Смеется.) Но я все‑таки считаю, что им сложнее понять, зачем инвестировать в искусство. А вот для условного модника в Balenciaga эстетическая сторона жизни уже представляет ценность, и купить арт такому человеку проще. Люди, которые ходят в КМ20, — это все‑таки больше наша целевая аудитория. Раз они интересуются современной ­модой, то и ультрасовременное искусство им зайдет. Надо просто показать и рассказать им о новых художниках вроде dashkamonashka.
Лена Фадеева: Бывает и такое, что человек с авангардным вкусом в одежде имеет совершенно «бежевый» вкус в искусстве и покупает очень декоративные, пресные вещи. И наоборот — ​приходит к нам на стенд такая элегантная женщина в бежевом кашемировом пальто и говорит: «Вау, мне нравится Эрик Железкер!» Или выбирает работу dashkamonashka с невестой, у которой десны кровоточат.
Даша Ярцева: Как‑то на одной из ярмарок к нашему стенду подошел человек, который честно признался, что он не задумываясь отдаст 160 тысяч за кроссовки, но отдать 40 тысяч за графику ему психологически тяжело — ​нужно походить, подумать.
Мне кажется, это вечная классика: сравнивать цены на искусство и на сумки. У арт-группы «Малышки 18:22» даже был проект про сумочки. Суть в том, что сумка — ​это публичная демонстрация твоего статуса. А искусство ты покупаешь в интерьер, домой, и сколько человек это увидят? Только друзья, которые к тебе в гости приходят. Ну можно еще ленту фотографий на айфоне перед кем‑то полистать, мол, посмотрите, что я на ярмарке современного искусства купил в прошлом году. Транслировать свою идентичность, вкусы через одежду — ​это более понятный и простой способ. А вот проявлять себя через коллекцию, которую ты собираешь, — ​это уже новый уровень самопрезентации.
Лена Фадеева: Но мы быстро выходим на этот новый уровень. Взять, к примеру, феномен Ларри Гагосяна — ​одного из самых известных арт-дилеров в мире, владельца мегагалереи, который начинал с продажи постеров. Он сделал так, что искусство определенных художников над диваном коллекционера стало более важным маркером его статуса, нежели сумка или часы.
Ира Шульженко: Это началось! По­явились сообщества, в которых люди чуть-чуть «подсобирают» искусство, ходят на благотворительные аукционы в МАMМ. И если ты хочешь сидеть с ними за одним столом, то все-­таки должен какую‑то картину повесить у себя над диваном. Желательно не одну, а в каждую комнату. И именно это вводит тебя в какой-то определенный круг.

Доступное искусство — ​миф или реальность?

Дарья Денисова / dashkamonashka. “Rose”. Бумага, цифровая печать. 2024

Дарья Денисова / dashkamonashka. “Rose”. Бумага, цифровая печать. 2024 

Артем Брюхов. ARTIFACT 37545-358A. 3D-печать, PLA-пластик, камни, песок. 2024

Артем Брюхов. ARTIFACT 37545-358A. 3D-печать, PLA-пластик, камни, песок. 2024 

Кристина Рожкова. «Без названия». Печать на ­зеркале. 2024

Кристина Рожкова. «Без названия». Печать на ­зеркале. 2024 

Александра Генералова: Условный начинающий коллекционер идет на московские blazar, Cosmoscow или петербургскую 1703 и думает — ​с чего начать? Тратить много не хочется, но вой­ти в круг хочется. Какое‑то время назад много говорили про тиражную графику — ​как точку входа.
Даша Ярцева: С точки зрения молодого коллекционера покупать тиражную графику начинающих художников — ​классная стратегия. А вот для галерейного бизнеса продавать эту графику — ​невыгодно. Потому что усилие, необходимое для продажи работы за 5 000 руб­лей и за 5 000 000 руб­лей, — ​примерно одинаковое.
Александра Генералова: То есть доступное искусство — ​иллюзия?
Даша Ярцева: Нет, почему же? Просто для развития этой истории нужны не галереи, а, например, дилеры. Мне очень нравятся подборки доступного искусства, которые делает в своем телеграм-­канале Love them all арт-консультант Марина Анциперова. 
Даша Кузнецова: Мы c галереей Shift сделали только один тиражный проект — в честь Нового года — в коллаборации с телеграм-­каналом «Артохолик». Это был набор шелкографий Smooth Transitions — ​про Новый год или в целом про ощущение праздника. Можно было купить недорогие принты Александры Тен, Анастасии Рыбаковой, Полины Шилкините, «Малышек 18:22» — ​всё это уже достаточно известные и перспективные художницы. Но солдаута не было. Не знаю, возможно, тиражное искусство теряет актуальность в плане коллекционирования. Может, лучше купить небольшую работу, но unique, что называется.
Александра Генералова: Публика намного больше любит фотовыставки, чем выставки современного искусства в таких экспериментальных медиумах, как видеоарт или ультрасовременные инсталляции. А вот продавать фотографию тяжело. Почему так?
Джессика: Потому что фотография — ​тиражная.
Александра Генералова: Но в галерее Jessica вы при этом работаете с Александром Гронским — ​лауреатом World press photo, одним из самых известных фотографов России. То есть если фотограф — ​звезда, то ситуация чуть лучше? (Вдруг окошко зума гаснет, и голова лося, а вместе с ней, предположительно, и Джессика выходят из беседы.)
Даша Кузнецова: В пуле нашей галереи Shift есть автор Женя Соломатина, она занимается абстрактной ­фотографией. Многие считают этот жанр чем‑то посредственным, но я не согласна. И мы отлично продаем работы Жени, хотя это просто чистый цвет, медитативный минимализм. Но в целом, конечно, люди не могут преодолеть барьер: зачем покупать фотографию, раз я сам могу взять айфон и сделать снимок?
Алина Чичикова: С другой стороны, для определенного типа коллекционеров фотография является предпочтительным жанром. Условно, человеку из IT проще представить, почему более ценным является изображение момента, существовавшего в жизни (если мы говорим про документальную фотографию), а не абстрактная живопись, например. Да и в интерьере фотография смотрится неплохо, особенно рядом с тиражным плакатом из любимого бара.
Александра Генералова: Если все‑таки хочется попробовать начать коллекцию с графики — ​куда податься?
Даша Кузнецова: Я советую ехать в Нижний Новгород, на ярмарку графики «Контур», которую несколько лет делает на паркинге принадлежащего ему ­отеля Sheraton коллекционер Дмитрий Володин с куратором Майей Ковальски. Во-первых, там есть не только тиражная графика, но и уникальные графические работы, цена на которые может быть от 20 000 до 800 000 руб­лей. Во-вторых, в мае этого года «Контур» расширился ярмаркой-­сателлитом «Контур. Фото».
Алина Чичикова: Вообще, камерные ярмарки, вроде PAF в петербургском «Севкабель Порту», или маркеты, вроде того, что проходит на московском «Винзаводе», представляют довольно широкую выборку графики, в том числе доступной. Прошлой осенью наша галерея fābula вместе с куратором специальных проектов площадки «Петербург-концерт» Ильей Шуриновым устроила в Екатерининском собрании маркет современного искусства (Un)Fair, где тоже показывали и продавали ручную и тиражную графику.

Помогают ли инфлюенсеры продажам?

Александра Пацаманюк. «Каруселька». 2022

Александра Пацаманюк. «Каруселька». 2022

Алексей Панькин. «Название № 2». Из проекта «Дом родной ему песенка о майском жуке». Дерево. 2020

Алексей Панькин. «Название № 2». Из проекта «Дом родной ему песенка о майском жуке». Дерево. 2020 

Павел Гришин. «Желтый ­монах». Холст, акрил. 2024

Павел Гришин. «Желтый ­монах». Холст, акрил. 2024 

Александра Генералова: Но пока что для формирования полноценного арт-рынка коллекционеров все еще недостаточно. Как привлечь новых людей?
Даша Ярцева: Мне кажется, очень большую роль играют медиа. Например, в 1990–2000‑е художники Андрей Бартенев, Влад Мамышев-­Монро постоянно мелькали по телевизору, на обложках журнала «Птюч», в светской хронике — ​огромная аудитория знала о них. Сейчас крупных медиа с большой ­аудиторией все меньше, но каналов коммуникации стало больше, и в каждый нужен контент. Наши ярмарки современного искусства начали круто работать с блогерами, инфлюенсерами, соцсетями, и есть результаты — ​девелоперы хотят коллаборации с художниками, фэшн-бренды хотят коллаборации с художниками. Так искусство становится частью медиаполя, и постепенно к нам притягиваются новые люди.
Александра Генералова: В общем, нужно, чтобы блогеры с охватами покупали искусство и показывали это в соцсетях? Ну и рэперы, само собой, а то у нас только Тимати пока за всех отдувается.
Ира Шульженко: Конечно! Если блогеры с огромной аудиторией транслируют мысль «коллекционирование — ​это часть лайфстайла», то формируется мнение: купил работу молодого художника — ​ты классный. Как это с сумками происходит. Некруто носить паленую сумку «шанель» — лучше поддержать какой‑то независимый бренд. Кстати, признавайтесь, у кого покупал Тимати? (Смеется.)
Лена Фадеева: У нас в fābula не покупал пока. Но было кое-что не менее хайповое. Давайте я про легендарную нашу продажу расскажу — самую яркую за всю мою карьеру арт-дилера и галериста. Мы продали инсталляцию Эрика Железкера в Музей мировой погребальной культуры. Для друзей он называется ­Музей смерти и находится при частном крематории в Новосибирске. Его хозяева начали собирать всё, что связано с захоронениями, погребальной культурой, открыли музей. Я не нарадуюсь таким людям.
Даша Кузнецова: К слову, сейчас по­явился популярный блог про погребальную культуру, там гробы продают, очень стильные. Новый сервис, который делает похороны модненькими. Кринжово, конечно, но, видимо, и в этой сфере без продвижения в соц­сетях уже нельзя.
Даша Ярцева: Да, все начинается с SMM. И в искусстве, конечно, тоже. Например, приходит блогер Ксюша Шипилова, покупает работу на выставке, постит в соц­сети — ​и сразу к нам приходят люди, которые хотят произведения из той же серии. Так происходят первые разовые покупки. Затем начинается следующий этап — ​сформировать ценность коллекционирования как процесса. Сейчас очень многие коллекционеры предпочитают оставаться в тени. Когда они вы­йдут из сумрака в публичное поле — ​это будет прорыв для всего арт-рынка.
Александра Генералова: Но если условная инфлюенсерка, купившая на ярмарке десять работ, заявит, что она — ​коллекционер, не девальвирует ли это само понятие?
Даша Кузнецова: Давайте не будем делать из коллекционеров небожителей. Считаешь себя коллекционером — ​назови себя таковым и говори об этом. Важна интенция, а не укомплектованное хранилище на 2 000 работ. Все начинают с малого. Зато, купив пять работ, приятно считать себя частью этого мира.
Алина Чичикова: Абсолютно согласна, десять работ — ​уже неплохая база для коллекции! Очень приятно и интересно, когда публичные или не очень люди рассказывают и показывают объекты из своих коллекций. Главное, чтобы работы были достойные, а для этого нужно либо погружаться всерьез и изучать контекст, либо прибегнуть к услугам профессионалов (нас с вами!).
Александра Генералова: Получается, у современных коллекционеров всё как у современных художников: считаешь себя художником — ​значит, художник?
Даша Ярцева: Именно! Никто не может тебе дать этот статус. Надо просто сказать это самому себе: я — коллекционер.
Александра Генералова: Ради этого вывода мы все тут сегодня и собрались. Как в одной известной песне: коллекционеры, не надо стесняться!

Фото: Дарья Венгерская, архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Арт-дроп_2025, Коллекционировать искусство, Ярмарка искусства 1703

Комментарии (0)

Наши проекты

Купить журнал: