Городские достопримечательности он создает своими руками – от впечатляющего граффити о пожарных на Оскском съезде до трогательного трибьюта Ван Гогу на дзержинской хрущевке. С лауреатом премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» мы встретились накануне его поездки на ярмарку «Арт Россия», чтобы узнать, с чем (и в чем!) он отправится на смотр отечественного совриска.
«Арт Россия» для вас – знаковое событие, именно с нее началась ваша всероссийская известность. Что везете туда в этом году?
Я участвую в ярмарке уже четвертый год. На этот раз представлю разные периоды своего творчества с разрывом в пять лет – покажу работы прошлого и настоящего, чтобы был виден контраст моего видения как художника, расширение моих горизонтов.
Как же вы изменились за эти пять лет?
Я сам как творец остался тем же самым человеком, но мой мир пластично прогрессирует в событийности времени, возраста. Поэтому мои новые работы на шаг отличаются от предыдущих.
Ваши появления на публике обычно очень яркие. Что планируете надеть на ярмарку?
Моим образом сейчас занимается Даша Свиридова – основательница бренда одежды «ПоникПо», на открытие ярмарки она шьет рубашку, брюки и кепку с моими репродукциями. И еще на мне будут кроссовки Филиппа Определякова из FIREWORK Custom – он их создает по моей палитре. Мы не первый раз работаем вместе – на последнем конкурсе «Краса Нижнего Новгорода» совместно делали выход. Очень хочется продолжить наше сотрудничество – интересно посмотреть, куда оно нас приведет.
У вас запоминающийся медийный образ. На прошлую церемонию «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» пришли в деревянной кепке, деревянные кроссовки в вашем гардеробе тоже имеются. Почему вам так нравится привлекать к себе внимание?
Кепки и костюмы – продолжение моего творчества. Быть художником – это не только рисовать, чем дальше идешь, тем шире раскрывается горизонт. К тому же быть замеченным тоже важно, значит, твое искусство не пылится в мастерской, а двигается и работает вместе с тобой.
Ваши картины есть и у губернатора Глеба Никитина, и у ресторатора Александра Ильина, и у звезд шоу-бизнеса Киркорова и Тимати. Вы поддерживаете с ними личные контакты или все ограничивается деловыми интересами?
У Ильина более трехсот моих работ, мы теперь дружим, очень часто видимся – у него такая же творческая натура, как и у меня. Это человек слова и дела, и я много у него учусь, такие люди меня вдохновляют.
Александр Ильин выставляет ваши картины у себя в ресторанах. Вы думаете над тем, в каком пространстве ваши работы будут представлены? Может, даже создаете их под определенное место?
Обычно все наоборот – место находит мои работы. Но иногда создаю что-то под подпространство, но для этого нужно поймать волну: место должно не напрягать, а подсказывать и помогать. Творчество – это свобода, художник сам себе заказчик. Хотя, если окунуться глубже, мы, художники, похожи на проводники – нами управляют высшие силы.
С Киркоровым вы ведь даже кепками обменялись: вы ему свою деревянную, а он вам – D&G. Носите подарок Филиппа?
Ношу, но в основном на выставках, на особых событиях. Я берегу его кепку как арт-объект, сейчас это уже в прямом смысле большая ценность – произведение, связанное с событием моей жизни. А деревянная кепка – в доме Киркорова вместе с другими моими работами. Думаю, он тоже ее бережет.
Что можно сказать о человеке, которому нравятся ваши картины?
В основном это люди, глубоко чувствующие ритм души. У меня ведь очень эмоциональные работы, которые будоражат внутренний мир, но не у всех он достаточно яркий, кто-то воспринимает искусство просто как чертеж. Я иногда спрашиваю зрителей: о чем мои картины, что вы здесь видите? И часто они рассказывают то, чего не знал даже я как автор. Творчество – это чудо, а картина –загадка. У меня так.
Вы до сих пор работаете в пожарной части Дзержинска. Почему? Не лучше ли полностью сосредоточиться на искусстве?
На искусстве я сосредоточен полностью, а служба пожарным мне только помогает: пожарный и художник Спич – это же звучит и сразу запоминается! И вообще мне интересно общаться с честными людьми, неважно, галерист ты или пожарный. У нас в пожарке своего рода братство: мы вместе ныряем в огонь, поэтому должны уважать друг друга.
Как коллеги-пожарные относятся к вашему творчеству?
У нас висят мои картины 2014 года, ребята предлагают их продать, потратить вырученные деньги на нужды части, а мне нарисовать что-то новое. Это забавно.
Ваши любимые места в Дзержинске? Что бы вы посоветовали там посмотреть?
В старой части города есть галерея под открытым небом, которую я создал несколько лет назад: 15 объектов стрит-арта, самый большой из них – арт по мотивам «Звездной ночи» Ван Гога на торце четырехэтажного дома. Ну и еще можно посетить мою мастерскую – я вас приглашаю!
Благодарим за помощь в организации съемки Дмитрия Огородцева (создателя первого в России завода умных полимеров и мецената, который поддерживает искусство в Дзержинске!).

Дмитрий Огородцев
Бизнес имеет гораздо больше точек пересечения с искусством, чем кажется на первый взгляд. Они взаимодействуют давно и регулярно, и от этого выигрывают и те, и другие. Представители бизнеса получают от этой синергии творческую реализацию и признание, люди искусства – деньги и ресурсы для дальнейшего творчества.
У меня много произведений современных художников, но я не считаю себя коллекционером. Картины у меня появляются, как правило, после личного знакомства с художником. За Спичем давно наблюдаю и присматриваюсь к его творчеству. Мне нравится его индивидуальность и незашоренность. Надеюсь, что через какое-то время, его работы дополнят и украсят мою коллекцию.
Текст: Сергей Костенко
Фото: Арина Федотова
Стиль: Дима Казах
Локация: производственное предприятие «СИБУР» в Дзержинске
Комментарии (0)