18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Антон Ильинский: «Чтобы организовать среднего размера стрим, нужно оборудования на три-четыре миллиона рублей»

Событийные стримы стали важным инструментом продвижения бизнеса, но каждому ли бизнесу этот инструмент подходит? Антон Ильинский, режиссер студии Birdhouse, о том, как организовать трансляцию на миллионную аудиторию, зачем компании выходят в эфир и сколько это для них стоит.

Начало

Мы, как и многие в нашей индустрии, начинали с некоммерческих проектов. Мы стремились развиваться, но, честно говоря, не рассчитывали, что очень быстро будем работать в коммерции. Наши первые проекты – это трансляции диджей-сетов, игровые стримы. Постепенно, по чуть-чуть стали делать и бизнес-эфиры. Таких команд со своим оборудованием, которые могут организовать выездную трансляцию, думаю, в Нижнем сейчас три-четыре вместе с нашей. Есть одиночки, но у них, конечно, другие возможности и они учету не поддаются. Мы сейчас можем организовать вещание фактически любого события и с любой площадки.

Пандемия

Чтобы 10 лет назад въехать в отрасль, нужно было быть телевизионщиком или компанией, которая занимается техобеспечением крупных мероприятий. А в пандемию появилось много качественного и доступного оборудования, которое позволяло вещать меньшими средствами, но на вполне профессиональном уровне. Плюс кратно вырос интерес к стримам как инструменту продвижения бренда, причем бренда почти любого размера, в том числе личного.
Самые первые стримеры были по большей части техническими энтузиастами и геймерами, которые тоже часто неплохо разбираются в технике. А если ты, например, психолог, то вряд ли во всем этом подкован, но общество хочет твой контент в красивой картинке и с хорошим звуком, то есть упакованным. И ты, значит, к кому-то идешь, кто может и то и другое организовать. Да, можно сказать, пандемия вывела стримы на новый уровень, и технический, и концептуальный. Концептуальный в том смысле, что было изобретено много новых или заново переосмысленных форматов онлайн-событий.

Проекты

Мы делали трансляцию для Science Slam Russia. Это такой формат научно-популярных мероприятий, на которых ученые в неформальной обстановке рассказывают о своих разработках. Цель – представить свой проект максимально доступно и интересно, желательно с юмором. Стрим получил большой охват, около 500 тысяч просмотров в VK только за первые два часа.
Помимо трансляции, перед началом мероприятия были еще и лайвы с включениями корреспондента. Такие живые истории я всегда продвигал и продвигаю. Событие можно показать и в записи, а вот подобные элементы прямого эфира создают очень, как мне кажется, важное ощущение сопричастности у аудитории.
Это была большая коллаборация с федеральными организаторами, Парком науки ННГУ и Арсеналом. И для нас это было чем-то вроде промежуточного экзамена, мощная проверка того, насколько мы круто все сможем сделать.

Фестиваль «Молодые ветра» «Нашего радио». Делали трансляцию рок-концерта из Нижнего. Выставляли много камер, чтобы создать динамику, была задача передать драйв события по максимуму.

Эфир для российского общества «Знание». Трансляция ток-шоу-марафона. В течение целого дня ведущий в студии общался с приглашенными звездами. Мероприятие было сложным, и мы были в принципе единственными из Нижнего, кто смог обеспечить технический райдер. Нужно было, по сути, развернуть целую телестудию. После этого проекта мы поняли, что сможем организовать вещание вообще любого мероприятия, на уровне региона так уж точно. Это был жесткий стресс-тест для команды. В общем, прокачались. Онлайн-трансляции – вообще, кстати, экономически хорошая штука. Это не универсальный инструмент, и он не подходит для продвижения любого продукта. Но позволяет компаниям во многих случаях реально стимулировать рост продаж и снижать издержки.

Форматы

Есть малые трансляции. Самый простой вариант – один человек перед камерой. Такие форматы мы тоже делаем, и часто прямо из нашей студии. Как правило, к нему прибегают организаторы разного рода онлайн-конференций и лекций.

На уровень выше – трансляция из какого-то большого пространства, для подобных мероприятий во многих случаях требуется реализация двустороннего вещания, ну, то есть телемоста. Эфир ведется с нескольких камер, нужно несколько планов выступающих, возможно, съемка зрителей в студии.

Стрим концерта, спортивное мероприятие – тут важно показать динамику и больше деталей, соответственно необходимо больше точек съемки.

Оборудование

Чтобы организовать среднего размера стрим, нужно оборудования на три-четыре миллиона рублей. Это профессиональная проверенная техника: пультовая, несколько камер, несколько мощных компьютеров, которые выполняют функцию медиасерверов, специализированные устройства для видео-, аудиозахвата, контроллеры, коммутация – все вместе это называется ПТС, передвижная телестудия, или трансляционная станция. Примерно за три часа мы можем развернуть такой комплекс на площадке события. На случай, если что-то пойдет не так, есть несколько систем дублирования оборудования.

Команда

Самый сложный вопрос – откуда берутся люди в команде и откуда их вообще брать.
Кто у нас задействован на проектах обычно? Ну, конечно, операторы – и это, отмечу, не видеографы, это специалисты совершенно иной компетенции.
Одна из ключевых фигур на площадке – режиссер, конечно. Он корректирует работу операторов и он в итоге определяет, что будет выходить в эфир.
Один из самых значимых сотрудников – это звукорежиссер. Звук, как ни странно, важнее, чем картинка, чем видео. Крайне важно, чтобы в трансляции был хороший звук.
Продюсер. Вполне можно назвать продюсера первым человеком в продакшене. От него зависит, как проект будет реализован в целом. Он руководит всеми людьми и процессами. Он корректирует режиссера, контролирует ведущих (буквально в «ухо» говорит, что ему делать) и помогает гостям. Он отвечает за то, чтобы к эфиру были подготовлены все необходимые медиаматериалы.
И, конечно, технический директор. На проекте много оборудования и технического персонала, ответственного за него, и кто-то должен всем этим руководить.
В зависимости от масштаба проекта в организации трансляции могут участвовать техники (монтаж и настройка оборудования; помощь оператору), ассистенты (помогают спикерам, ну и просто «подай-принеси» тоже, иногда от выполнения простых задач зависит очень многое).

Деньги

Это всегда очень индивидуально. Но это никак не связано с платежеспособностью клиента, а жаль! (Смеется.) Зависит буквально от задач, и все подробно прописывается в сметах. Тут две основные расходные статьи: техника; услуги специалистов. Условно приблизительная стоимость трансляции в среднем по рынку сейчас 100 тысяч рублей. Это один не очень большой проект и один день работы. Но проект может состоять и из десятка трансляций, включать медиаподготовку, работу продюсера, сценаристов, дизайнеров, монтажеров. В таком случае эфир может стоить и несколько миллионов.

Текст: Владимир Трепитов
Фото: архив героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: