18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

12 причин посетить новую выставку Арсенала

Природные формы дерева послужили источником вдохновения для создания произведений искусства, которые можно увидеть на выставке «Ответвление» в Арсенале по 15 октября. Разбираемся с кураторами Натальей Кортуновой и Анной Чудецкой в основных смыслах «деревянных» произведений. И выделяем основные причины, по которым стоит прийти в музей и увидеть все своими глазами. Спойлер: выставка приехала к нам из Москвы и, говорят, в Нижнем все получилось намного лучше.

Наталья Кортунова
Куратор выставки «Ответвление»

1. Возможность, после того как пройдешь по выставке, по-новому взглянуть на окружающий мир, на природу, на мир деревьев. Когда год назад я начала погружаться в эту тему, я поймала себя на том, что начинаю по-другому смотреть на стволы деревьев, их ветви и корни.

2. Впервые увидеть работы нижегородского автора в Нижнем Новгороде. Первый наш герой, с которого выставка начинается, — это Михаил Матюшин. Он уроженец Нижнего. Матюшин был представителем органического направления в русском авангарде начала XX столетия. Он воспринимал мир и вселенную как некое единое органическое начало, единый организм. В его автобиографии упоминается первое детское погружение в природу, связанную с Нижним Новгородом, где он жил на тот момент. Он вспоминает, как из окна смотрит на реку, и у него очень интересные визуальные ассоциации проходят, когда он видит пароход, плывущий по реке. Эта его связь с природой начинается именно здесь, в Нижнем Новгороде.

3. «Ответвление» — это возможность посмотреть на хорошо известных нам художников с другой стороны. Открываются новые грани, довольно любопытные. Например, на выставке можно увидеть параллели между коллекцией всевозможных редкостей, которую собирал Дмитрий Краснопевцев, и его произведениями: отдельные элементы, древесные, оказываются в пространстве его графических и живописных работ. Получилась своеобразная угадайка для наших посетителей — реальные предметы, представленные на выставке, можно найти на фотографии шкафа из мастерской художника или в его картинах и рисунках.

4. Возможность увидеть, как современные художники работают с этой темой. Сейчас, когда человек за последнее столетие нанес природе настолько мощный удар, она звучит особенно актуально. Нижегородская выставка отличается от того, что мы показывали в Москве. Там мы не показывали современных художников в таком масштабе. В этот раз можно увидеть работы Виталия Пушницкого, для которого важна тема мира растений и экологии. По-новому прозвучит произведение нижегородской группы «Провмыза», которым заканчивается выставка. Можно увидеть, что те идеи, которые были актуальны 100 лет назад, актуальны и сейчас.

5. Прекрасная возможность увидеть в довольно большом количестве произведения Степана Эрьзи. Они уникальные и удивительные. Открываешь для себя различные структуры и фактуры экзотического дерева, которое художник использовал, находясь в Аргентине. Например, кебрачо — самое крепкое дерево Южной Америки. Это не то дерево, которое мы видим у других мастеров, — сосна, береза. Для многих это будет началом знакомства с работами Эрьзи. И это знакомство потом можно продолжить, совершив путешествие в город Саранск, где есть музей Эрьзи.

6. Отдельно хочется отметить архитектуру выставки, которая в Арсенале получилась более интересной, чем это было в Москве. Зритель словно совершает прогулку по лесу, где архитектурные колонны напоминают стволы деревьев — мы то оказываемся на поляне, где можем свободно передвигаться, то плутаем, идя по разным «ответвлениям» экспозиции, чтобы в конце вновь оказаться в свободном пространстве, словно на опушке леса.

Анна Чудецкая
Куратор выставки «Ответвление»

1. Оценить, как само дерево подсказывает художнику идею для создания произведения искусства.

2. Открыть для себя совершенно неизвестные грани творчества известных художников. Оказывается, живописец и театральный художник Александр Тышлер, известный как классик отечественной сценографии, еще резал камерные скульптуры. В простых деревянных стволиках он видел таинственные женские образы – пугливых «дриад» и строгих «невест». А Орест Верейский – действительный член Академии художеств, имевший звание народного художника СССР, автор знаменитых иллюстраций к поэме А. Твардовского «Василий Теркин» и другим знаковым книгам советской эпохи, — мог увидеть в обыкновенной коряге трогательную и забавную фигурку слона, моржа, обезьяны, оленя…

3. Открыть для себя возможность самому стать более внимательным к тем формам, которые нам подсказывает природа. Может быть, кто-то увидит во время прогулки по лесу необычный корень и, вдохновившись нашей выставкой, сможет тоже создать для себя такую скульптуру, такой предмет, в котором бы соединились и фантазия природы, и фантазия человека.

4. Увидеть работы из частных собраний, которые редко оказываются в публичном поле — только во время выставки. Так, работы Елены Гуро и Михаила Матюшина взяты из частного собрания. Оба художника были представителями особого направления в русском авангарде, которое получило название «Органика». Оно оказалось в тени более ярких супрематизма, кубофутуризма. Можно сказать, что в течение XX века оно затерялось в картине русского и советского искусства. А сегодня идеи направления «Органика» становятся, пожалуй, все более актуальными.

5. Ощутить тишину. Это тихая выставка: она направлена к чувствам, ощущениям, внутренним переживаниям зрителя, которые, может быть, сложно выразить словами. Этим она отличается от многих современных выставок, которые имеют совсем иное звучание. Эта выставка про экологию, но и не только. Ее основной целью было пробудить в зрителе желание побыть наедине с природой. Не на пикнике, не в компании с друзьями, а наедине с природой. В широком, метафизическом смысле это прикосновение к древу жизни через очень простые, очень камерные произведения.

6. Возможность поговорить о важных вещах без пафоса.

Текст и фото: Анастасия Макарычева

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: