18+
  • Город
  • Урбанистика
Урбанистика

Елена Ерышева

Этим летом после масштабной реконструкции музей-квартира А. Д. Сахарова вновь открыл свои двери. В обновленном пространстве организаторы показали, как можно совместить аутентичность и современность, тактично вписав в обстановку советской квартиры технологии XXI века.

Впервые музей в квартире, бывшей местом ссылки академика, был открыт через два года после его смерти, в 1991 году. Спустя тридцать лет пространство обновилось. Как это происходило?
Стоит заметить, что для того времени открытие подобной мемориальной квартиры было уникальным событием. Это живой пример демократизации нашего общества, развития правового сознания. Место сохранило исторический пример нарушения основных общечеловеческих прав и свобод в советской России. Сохраняя память о подобных фактах, рассказывая о судьбе и делах А. Д. Сахарова, музей привлекает внимание к тем ценностям, которые отстаивал академик: уважение к человеческой личности и ее правам, гражданская ответственность, интеллектуальная и политическая свобода. Что касается обновления, то в этом нам помогло большое количество людей, а также государственные структуры. Мы начали с предварительной работы, в частности согласовали дизайн-проект: его выполнила компания Станислава Горшунова «Гора». А дальше – документация, тендер и, конечно, сама реконструкция. И вот 20 августа музей открыл свои двери вновь. Наше пространство – это живой организм. Музей нельзя обновить просто технически, мемориальная квартира должна оставаться аутентичной, хранить обстановку, которая позволяет погружаться в то время, когда событие происходило.

Как удается поддерживать нужную атмосферу?
Мемориальные музеи работают с памятью. Во всем мире используются современные техники, чтобы человек, который не являлся участником событий, получил личный эмоциональный опыт. Мы пошли путем коллабораций с художниками, театрами. К примеру, к 100-летию А. Д. Сахарова в таком партнерстве родился триптих «Человек», автора Ильи Барабина. В своих рисунках он отразил важные вехи жизни академика: его работу над водородной бомбой, годы в роли депутата, время, проведенное в ссылке.

Мы надеемся, что новое пространство станет точкой притяжения, что в музей вернется молодежь.

В пространство органично вписались и актуальные технологии. Какие новые проекты доступны посетителям на данный момент?
К открытию музея мы создали аудиоинсталляцию #сахаровинверсия (действует до 1 декабря). Слово «инверсия» здесь обозначает, что во время ссылки при внешней видимости свободы в этой квартире академик находился под тотальным контролем. Аудиоинсталляция – один из вариантов маршрута в музее-квартире. Это результат совместной работы пяти авторов из разных городов России во время лаборатории Theatrum 2021 в Нижнем Новгороде. Обычно проекты останавливаются на презентации, но в этот раз он воплотился в реальность. Для любителей физики в музее представлен контент от компании «Росатом»: на современном сенсорном экране можно самостоятельно изучать мировые события в этой области периода с 1921 по 1989 год.

Какие еще активности предлагает музей?
За счет расширения пространства мы получили возможность проводить у себя небольшие мероприятия (раньше нам приходилось организовывать их в других местах). Поэтому сотрудники сейчас разрабатывают специальные события: спектакли, лектории, нетворкинги, тематически связанные с Андреем Сахаровым, его супругой Еленой Боннэр и теми направлениями, которыми они занимались.

Какой посыл несет новая концепция «Музей – это место для диалога»?
Мы надеемся, что новое пространство станет точкой притяжения, что в музей вернется молодежь. Это уже происходит. Если в последние годы посетителей становилось все меньше, то сейчас люди приходят постоянно, несмотря на отдаленное расположение. И это не только благодаря внешнему изменению. Мы расширились и стараемся показывать многостороннее видение истории. История, достижения и идеи Андрея Дмитриевича Сахарова до сих пор до конца не раскрыты, обществу еще долго предстоит их исследовать, и мы в этом помогаем. Ждут ли нас в будущем музеи-квартиры наших современников? Формат мемориальных музеев будет востребован до тех пор, пока человек хочет помнить, накапливать опыт.

Текст: Наталья Бадьина
Фото: Валерий Шибанов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: