18+
  • Город
  • Общество
Общество

Архитектор Станислав Горшунов: «У домов должно быть что-то личное»

Руководитель архитектурного бюро, известного проектами ТЦ «Жар-птица», Premio Centre, паста-бара «Пастарама», кафе Boss Bar и лапшичной «Совок», теперь занимается благоустройством Большой Покровской улицы совместно с КБ Strelka. Станислав Горшунов рассказал «НН.Собака.ru», зачем архитекторы участвуют в конкурсах, что необходимо для создания хороших проектов и чем Нижний Новгород интереснее Петербурга. 

Станислав Горшунов

Станислав Горшунов

Ощущается ли разница между работой архитектором и руководителем архитектурного бюро?

Разница в ответственности. Если у тебя с индивидуальной практикой нет заказов, то и дохода нет только у тебя. Когда за тобой еще несколько человек, нужно их обеспечивать финансово вне зависимости от обстоятельств. Зато у меня в команде талантливые люди, предпроектные обсуждения и творческие мозговые штурмы с которыми здорово помогают в работе. Одному это вообще довольно трудно сделать, если, конечно, нет раздвоения личности. К сожалению, я никогда не работал на кого-то, а шагнул в индивидуальную практику, но было бы проще перенимать чей-то опыт, чем учиться на своих ошибках. Я до сих пор все делаю по наитию. Конечно, пользуюсь и определенными архитектурными приемами, но при этом очень сильно поддаюсь интуиции. Для меня это один из самых важных моментов в начале проектирования и создания концепции – пропустить место через себя, через призму своих знаний и ощущений.

Почему избежали этапа работы под чужим началом?

Во время учебы в архитектурно-строительном университете я прошел летнюю практику в московском бюро «Остоженка», а потом работал сам по себе, просто как архитектор. Так удачно получилось, что в начале этой деятельности мне попался довольно большой заказ, его утверждение и реализация придали мне уверенности. Затем я сделал еще несколько объектов, понял, что в одиночку уже не справляюсь, постепенно приглашал людей – и вот мы превратились в небольшое бюро. Сейчас я и директор, и главный архитектор проектов, иногда сам черчу какой-нибудь узел, местами даже прораб. То есть фактически я все равно участвую в каждом проекте, что сильно выматывает. Поэтому сейчас пытаюсь пересмотреть структуру бюро.

Чем руководствуетесь в работе?

Считаю, чтобы делать интересные проекты, нужно смотреть глубже и шире, видеть суть места, его энергетику. Тут может пригодиться любая информация из абсолютно разных сфер, никак не связанных с архитектурой. Широкий кругозор может натолкнуть на оригинальную идею, добавить вариантов, порой совершенно неочевидных и непредсказуемых. Я даже не всегда могу описать концепцию, возникшую у меня в голове, поэтому прибегаю к графической поддержке. А иногда вхожу в раж и на эмоциях описываю так, что заказчик просто проникается тем, насколько я горю идеей. Но главное – это даже не внешний вид здания на момент его сдачи, а то, как оно потом будет существовать, будет ли востребовано и прибыльно для заказчика, как долго останется актуальным и как красиво будет стареть.


Периодически хочется уехать подальше от цивилизации – в лес, пустыню, лишь бы не было вокруг ничего, созданного человеком. Так я и отдыхаю

Почему именно ваше бюро занялось благоустройством Покровки, и для чего это нужно лично вам?

С коммерческой точки зрения, для бюро участие в конкурсах – финансово довольно затратное занятие, но мы периодически идем на это, потому что для нас важно сделать город лучше. В феврале КБ Strelka проводило конкурентные переговоры, участвовали семь бюро из Нижнего, и мы выиграли.

Не боитесь негативных оценок после окончания благоустройства?

У нас, к сожалению, любые нововведения осуждаются. Люди любят ругать все подряд, при этом ничего не делая сами. Прежде чем критиковать, нужно попробовать что-то создать самому – прочувствовать многогранность этого процесса и то, как легко можно испортить реализацию, потеряв всего одну из этих граней. Опасаюсь, конечно, что из-за нехватки времени с Покровкой все может получиться не так, как задумывалось, и не все идеи будут реализованы. Поэтому, чтобы успеть по максимуму, мы постоянно находимся на стройке, что-то проектируем прямо во время ремонта.

Не наступает ли усталость от постоянного визуального восприятия?

Периодически хочется уехать подальше от цивилизации – в лес, пустыню, лишь бы не было вокруг ничего, созданного человеком. Так я и отдыхаю. Путешествия мне надоели, если только они не куда-нибудь в Исландию. И даже там я ездил не по туристическому маршруту, а на прокатном джипе в самую глубь, где за два дня не встретил ни одного человека. Зато пейзажи порой превращались в настоящий космос: кратеры, черная вулканическая пыль, реки. Да, это тоже визуальное, но созданное не человеком, а природой.

Почему архитектура должна быть не только красивой, но и разнообразной?

Всегда здорово гулять в каком-то необычном месте, где есть на чем остановить взгляд. В Питере, например, выдержанная архитектура, но из-за того, что она везде хорошая, нет контрастов, мне там становится скучно. У домов должно быть что-то личное, индивидуальное, что-то раскрывающее автора, чтобы ты не просто пробегался взглядом, а знакомился с ними, видел, какие они самодостаточные, но при этом создают целостный ансамбль. Я люблю наш город, он довольно красивый, и везде в нем находишь что-то интересное. В последнее время нравится гулять по старым кварталам Ильинки, улице Гоголя или Ямской – это как отдельная эпоха жизни города, но на эти кварталы уже есть проекты, их вот-вот снесут, и все будет выглядеть совершенно иначе.


Станислав Горшунов мечтал быть хирургом или режиссером, но шесть лет учебы в художественной школе решили его дальнейшую судьбу, связав с профессией архитектора. Однако по первому образованию он электротехнолог. Преподавал в ННГАСУ на кафедре дизайна. Пилотирует легкомоторный самолет. Любит давать вторую жизнь вещам, поэтому даже стулья в бюро – отреставрированные советские.

Текст: Виталия Голованова

Фото: Анатолий Козьма

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: