18+
  • Город
  • Общество
Общество

Ольга Бочарова

Нижегородская мастерица, руководитель мастерской прикладного творчества «ПАРАСКЕВА» в конце 2020 года стала лауреатом премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в номинации «Народный мастер». А в юбилейном для Нижнего 2021 году одержала победу в XII Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая».

Что для Вас значит премия прави­тельства РФ в области культуры?
Я думаю, что это оценка моего творчества: с 1995 года я работала в системе социальной защиты, занималась с пенсионерами, инвалидами, детьми. В 2001 году пришла в мастерскую «Параскева» учиться ручному ткачеству. За 20 лет я многому научилась и сама научила многих. Мои работы хранятся в коллекциях Государственного Российского дома народного творчества, Музея истории нижегородских промыслов, Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде, в Музее мировых ремесел США и в частных коллекциях. Благодаря выдвижению моей кандидатуры

Региональным управлением культурно-образовательными проектами и ходатайству Министерства культуры Ниже- городской области я получила возможность стать претендентом на соискание правительственной премии. Это было немного рискованно, ведь несколько лет назад эту премию уже получила керамистка из Дивеево Наталья Крушинская. Я рада, что теперь на Нижегородской земле работают две «Души России». Финансовая составляющая полученной премии стала дополнительным весомым вкладом в приобретение помещения для работы мастерской. Наконец-то у мастериц появился свой дом, в котором мы сможем заниматься любимым делом, сохранять и развивать народные традиции.

Расскажите о новом доме мастер­ской «ПАРАСКЕВА».
Наша мастерская - это наш дом, в котором сделан современный ремонт, есть все условия для совместной работы, в нем красиво, тепло и уютно. Мастерская по сложившимся традициям начинает свою работу осенью. Сообща мы выбираем тему года, определяем цели и задачи работы. Так в 2018 году свою отчетную выставку «Быть на земле человеком» посвятили юбилею М. Горького. Мы заново открыли для себя творчество писателя, по-особенному постарались раскрыть талант знаменитого земляка. На выставке была представлена коллекция поясов «Земля-матушка», мы сшили коллективное лоскутное панно «Страницы». В кукольной номинации каждая мастерица «экранизировала» любимое произведение Горького. Например, я работала и создавала коллекцию кукол по роману «Мать». В 2019-2020 гг. наши выставки были посвящены любимому старинному Городцу, городецкой росписи, пряникам, уникальным деревянным игрушкам. Выбирая тему года, мы стараемся, чтобы в первую очередь нашему зрителю было интересно, а мастерицы смогли по-новому раскрыть грани своего таланта. Заранее тему 2022 года я не раскрою, это наш секрет. Скажу только, что в числе уже сделанных работ есть авторские экспонаты, на основе традиционных вышитых полотенец, но с индивидуальным подходом каждой мастерицы к решению пропорций, цветовой гаммы, декоративным элементам.

У нас работают мастерицы-универсалы. Они владеют многими видами женских ремесел и способны создавать интересные работы и в ткачестве, и в лоскуте, кукле, костюме, вязании, вышивке. Это своего рода сложностьдля пополнения наших рядов. Но новички все же находятся, приходят и остаются.

11 июня в Городце на Всероссий­ ском конкурсе «Русь мастеровая» вы снова, уже в третий раз, стали его победителем.
«Русь мастеровая» – это конкурс народных мастеров всей страны. Уникальность этой площадки в том, что работы создаются в режиме реального времени. В 2021 г. первый день конкурса проходил в Городце.

По условиям за восемь часов нужно было создать конкурсное изделие на заданную тему. В ткачестве «разговаривают» знаками и символами, и тему «На Волжских берегах» в своей работе я раскрывала с помощью приемов браного ткачества. Восемь браных нитей символизируют восемь столетий со дня основания родного города, кромки пояса сделала несимметричными: более узкая кромка означает левый низменный берег Волги, а широкая символизирует правый, высокий берег. Нижегородский кремль – это коричнево-черные «шашечки» узора. Защиту своего проекта я завершила такими словами: «Два волжских берега, объединенные между собой царицей–матушкой Волгой, стали свидетелями истории развития древнего города, превратившегося за восемь столетий в огромный современный мегаполис. Город, в котором я родилась, выросла и продолжаю трудиться. Город, на много километров раскинувшийся на двух волжских берегах, частицей истории которого я хочу быть!» Конкурсный пояс теперь хранится в коллекции ГРДНТ в Москве.

Конечно, участие в таком состязании – это вызов, прежде всего, себе! Как справиться с темой, суметь раскрыть ее приемами ремесла. Есть риск не справиться, да просто не успеть. В номинации «ткачество поясов» участвовало семь ткачей. Радует, что были молодые ткачихи. Для меня было важно и перед молодежью не ударить в грязь лицом, и опыт показать. С одной стороны, конкурсы заставляют волноваться, а с другой, когда ты справляешься с задачей, ты понимаешь, что есть еще порох в пороховницах! Следующий день конкурса проходил в Нижнем Новгороде, на площади Маркина. Здесь уже участвовали все члены мастерской. Мы оформили палатку своими работами, демонстрировали ткачество на настольном стане, на бердышке, проводили для зрителей мастер-классы. Специально для этого дня разработали методику изготовления игрушки из травы «Нижегородский олень». У нашей палатки весь день был ажиотаж, дети с интересом делали оленя, радовались, когда работа была завершена. Счастливые, вдохновлённые совместным с мастером творчеством, уносили свои работы домой.

Текст: Наталья Думкина
Фото: Анатолий Козьма

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: