18+
  • Экология
  • Экология
  • топ50нн2023
Экология

Сергей Парин

Профессор, заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского, уже 35 лет изучает стресс и доказал, что Ганс Селье, «отец биологического стресса», был не прав. Теория нижегородца Парина вошла в учебники по психофизиологии по всей стране. «НН.Собака.ru» узнала, что стресс нельзя делить на хороший и плохой и почему бороться с ним не стоит.

Как получилось, что тема стресса стала основной в вашей научной жизни?
Сначала я занимался исследованием механизмов шока. А шок – крайняя степень стресса. Так писал еще основатель теории стресса Ганс Селье. Меня со студенческих лет интересовал процесс, когда стресс вместо защитной реакции становится фактором повреждений. Я изучал действие разных животных ядов на организм. Затем перешел работать к психологам и обнаружил, что механизмы стресса и шока сходны. Все дело в степени их выраженности.


В чем состоит суть вашей теории?
Я называю это концепцией стресса. Ганс Селье первым открыл реакцию стресса, сформулировал ее стадии. Но, как показало время, прав был не во всем. И это логично, в науке так бывает часто. И спустя 100 лет мы знаем гораздо больше о том, что происходит с организмом во время стресса. Селье называл стресс адаптивным процессом. Но к адаптации стресс не имеет отношения. Даже наоборот, это антиадаптивный процесс. Стресс – это защитная реакция на повреждения или угрозу повреждения. Согласно классической теории за развитие стресса отвечают две системы: симпатоадреналовая и гипоталамо-гипофизарно-адреналовая (механизм кортикостероидов). Мне удалось доказать, что есть третья, не менее важная – система эндогенных опиоидных пептидов.

При чем здесь эндорфины? Они же вроде за счастье отвечают?
Эндорфины – очень большое семейство регуляторных молекул в нашем организме. Они действуют на те же самые компоненты клетки, что и наркотики. Но в отличие от них «гормоны счастья» не губят нас, а позволяют адаптироваться и защищаться. Система эндорфинов, или по-научному эндогенная опиоидная система, – самая древняя система регуляции на нашей планете. Ее элементы встречаются у всех животных, растений, грибов и даже бактерий. У эндогенной опиоидной системы есть свой способ защиты – пересидеть. Она позволяет отключиться от проблемы и подождать, пока само пройдет. Адреналовая и кортикостероидная – системы активной защиты, они насыщают организм энергией. Люди в стрессе на первой стадии способны творить чудеса: прыгают выше головы, поднимают два собственных веса. А третья система как бы говорит: молодцы, энергию потратили, а проблема осталась, теперь давайте переждем.


Бывает хороший стресс?
Была такая теория, но нет. Стресс хорошим быть не может. Это защитная реакция, которая серьезно напрягает все системы нашего организма. И это напряжение может потом аукнуться. Каждый стресс снижает иммунитет. Поэтому я ненавижу экзамены. Экзамены для студента – это стресс, поэтому стараюсь по максимуму их ставить автоматом. Я смотрю на текущую успеваемость, шугаю ребят на протяжении всего семестра.

Почему люди путают стресс и депрессию?
Депрессия – чаще всего последствие стресса. Это растянутая или искаженная стадия истощения, которая характеризует каждый стресс. Главная причина клинической депрессии – недостаток выработки гормонов адреналина и норадреналина, а также дофамина и серотонина. Поэтому все антидепрессанты направлены на то, чтобы этот дефицит восполнить. При этом дефицит может возникать из-за того, что мы на первой стадии тревоги настолько растратили ресурсы этих систем, что привели к поломке. И депрессия стала последствием стресса.


Нужно ли бороться со стрессом?
Это бесполезно. Стресс – это внутренняя реакция организма, а как можно бороться с собственной реакцией?! Надо ставить вопрос по-другому. Стараться минимизировать стрессовые ситуации. Например, не принимать все близко к сердцу, что называется. Путь трудный, но есть психологические тренинги. И второе – надо научиться выходить из стрессовых ситуаций более разумным и эффективным путем. Возьмите лист бумаги и запишите, что вас тревожит. Самоанализ поможет минимизировать последствия переживаний.

Текст: Анастасия Кормщикова

Фото: Оксана Шверницкая

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: