• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Как подготовить ребенка к школе. Почему не все «подготовишки» одинаково полезны?

Поделиться:

Мы собрали самые больные вопросы родителей дошкольников и задали их директору центра дополнительного образования детей ННГАСУ «Маленькая страна на Ильинской» Наталье Копейкиной.

С какого возраста надо готовиться к школе?
Человек учится всю жизнь, а значит, и к школе нужно готовиться заранее, чтобы у детей не было шока, что вот они жили-жили спокойно и вдруг на них набросились и начали учить. Поэтому мы принимаем детей с полутора лет и доводим до самой школы. Это не разовая «развивалка» на месяц, а комплексная школа развития, которая гармонично охватывает весь этот самый сенситивный и важный период.

Каждым направлением занимается настоящий профессионал в своем деле. Например, музыку у нас преподаёт музыкант высокого уровня с консерваторским образованием, которая к тому же освоила программы для обучения детей младшего возраста с разными потребностями и возможностями. Это не замученная учительница, которая и русский, и математику, и рисование преподаёт одна. Это понимание предметов на совершенно другом уровне. Каждый наш педагог горит своим делом и передает это детям. Поэтому у наших детей нет внутренних ограничений и они готовы развиваться сами.

Нужно ли учить ребенка читать до школы?
Надо понимать, зачем мы это делаем. Кому - взрослому или ребенку - нужен этот навык в 3-4 года? Учить читать можно по-разному. Можно и малыша заставить складывать слова из кубиков. Вопрос - какой ценой. Если мы заставляет детский мозг читать в раннем возрасте, когда он занят совсем другим, ребенок научится в ущерб, например, хорошей ориентации в пространстве или распознаванию эмоций других людей. Если мы что-то навязываем, то добиваемся этого за счет чего-то другого. Ведь нагрузка должна соответствовать возрасту. Ребенок, которого научили читать в 6,  быстро нагонит того, кто читает с трёх лет. А вот тот, кого научили в три, скорее всего ещё долго будет отставать от семилетнего чтеца в других навыках.

Мы за планомерное обучение. У нас дети начинают со звуко-буквенного анализа, мы не натаскиваем их на запоминание конкретных слогов. Наши дети могут отличить звонкие от глухих и гласные от согласных звуков ещё до того, как начинают читать. Поэтому когда они приступают непосредственно к чтению, они уже понимают, что делают, и читать им легко и приятно. Более того, благодаря такому подходу, им и в школе легче, чем остальным. Особенно, когда проходят фонетический разбор слова. Это считается достаточно сложной темой, а для наших детей это естественное занятие, они часто становятся лучшими в классе.

Наталья Копейкина

Директор «Центра на Ильинской»

Получая многогранное, качественное развитие, в дальнейшем ребенку проще адаптироваться к школе.

Как научить дошкольника считать? Работают ли модные системы японского счета или ментальной арифметики?
Родители должны честно ответить, зачем учить ребенка счету в столь раннем возрасте. Мы хотим, чтобы он действительно быстро считал или чтобы эффектно отличался от сверстников? Ментальной арифметике можно научить любого: это же не понимание арифметических операций, а просто принцип.
Мы, наоборот, учим детей понимать, что они делают.

Ведь математические представления в дошкольном возрасте не сводятся только к быстрому счету. Мы, взрослые, не задумываемся над такими вопросами, как: сколько дней в неделе; как разделить конфеты между друзьями поровну; какой домик выше; какая лента длиннее. А для наших детей это целая наука, которую они постигают экспериментальным путем. Поэтому на наших занятиях мы стараемся сформировать у детей желание и привычку думать, самостоятельно справляться с задачей и находить несколько вариантов решения. Наши дети через игры, через работу с дидактическим материалом обогащают свой сенсорный опыт, познают сложные вещи в доступной им форме. А это другой уровень осознанности и отношений с цифрами.

Если ребенок освоил счет в пределах десятка, не только знает, но и понимает состав числа, ему и дальше будет легко справляться с задачами, которые ставит перед ним начальная школа. Поэтому наши выпускники с легкостью осваивают школьную программу, ведь любые математические манипуляции - сложение, вычитание, умножение, деление - им интересны и понятны.

Что делать, если ребенок пишет, как курица лапой?
Многие родители сейчас думают, что красивый почерк в эпоху компьютерных технологий - не главное. Но ведь наша цель - не заниматься каллиграфией, а развить мозг ребенка. Плохой почерк - это лишь вершина айсберга, часто он говорит о недостаточно развитой мелкой моторике. А для ее развития у нас есть много разных программ от графомоторики и ИЗО до лепки из глины и гончарного мастерства. Такая вариативность позволяет увлечь всех детей вне зависимости от их наклонностей. Ведь детям всегда интересно пробовать новое. А в результате пальчики становятся сильными и лучше слушаются, а нейронные связи крепнут. Поэтому у наших детей красивый аккуратный почерк.

Маленькие люди воспринимают все занятия как игру. Вместо того, чтобы заставлять их делать взрослые монотонные упражнения, можно увлечь их так, что они сами полюбят учебу. К ним приходят Фея Грамматика и Кот учёный и вместе они играют в школу: у нас есть и звонок, и учителя. Поэтому к школе наши выпускники готовы и физически, и психологически. Комплексный подход - наше главное отличие.


А если ребёнка в школе будут обижать?
Да, это очень распространенный родительский страх. Мне кажется, он связан с тем, что сегодня родители сильнее включены в процесс воспитания и многие заранее составляют сценарий жизни и развития своих детей. Дети реже бывают предоставлены сами себе и меньше общаются со сверстниками. Поэтому вопросы социализации и коммуникации приходится решать нам. Некоторые родители даже воспринимают других детей как тренажеры для их собственных, так и говорят: «Я готов заплатить, научите моего ребенка общаться».

Мы в нашем центре создаем с помощью дизайнеров и педагогов целые космодромы, корабли дальнего плавания, больницы и банки, чтобы дети могли примерить на себя разные роли. Так они не только получают знания, но и учатся взаимодействовать с командой, быть лидерами или занимать другие, не менее важные, позиции.

Представьте, чтобы быть капитаном, нужно и с командой договориться, и моряка успокоить, который акулы испугался, и правильно распределить обязанности. Дети не только узнают новое, но и учатся применять свои знания на практике, понимать, что чувствуют другие люди, а это пригодится им в жизни. Ведь даже если родители прикрывают ребёнка со всех сторон, рано или поздно он столкнется с ситуацией, где родители не помогут. И важно, чтобы  ребенок научился решать свои проблемы сам, был готов эффективно разрешать конфликты, побеждать собственные страхи и неуверенность. На наших занятиях дети осваивают эти социальные навыки.

А в процессе часто рождается настоящая дружба, не только между детьми, но и между родителями. Дети заканчивают наши программы и вместе поступают в одни школы, продолжают дружить семьями. Мы поддерживаем связь с нашими выпускниками и любим узнавать об их успехах и достижениях. Они - наша гордость. Мы рассказываем о них на сайте в рубрике «Наши выпускники». Вот только что получила письмо от нашей выпускницы 2015 года Саши Котюсовой. Прошло уже 7 лет с ее выпуска, а она по-прежнему любит “Маленькую страну”. Рассказывает, что хорошо учится в физико- математическом лицее №40 и в школе искусств №8. И даже приняла участие в музыкальном проекте “Юношеские ассамблеи” камерного оркестра Солисты Нижнего Новгорода. Мы очень рады Сашиным успехам и достижениям других наших выпускников. А некоторые из них даже уже приводят к нам своих малышей.

ул. Ильинская, 63
тел.: 4305-333, 89036845205
www.nngasu.ru/deti
0+

Следите за нашими новостями в Telegram
Ваш город
Нижний Новгород?
Выберите проект: