• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Нина Седова. Семья и Школа

Поделиться:

«Школа Михалкова» с тридцатилетней историей и отличной репутацией – один из брендов интеллектуального Нижнего. В 2014 году главной движущей силой этого образовательного проекта стала Нина Седова. Она не противопоставляет новые подходы к обучению традиционным ценностям, а органично и тонко их сочетает. Сложный механизм, старт которому дал ее отец, – бизнесмен, писатель, кинопродюсер Владимир Седов, – сейчас можно назвать практически идеальным. Не случайно с главными монстрами-2020 – тотальным локдауном и дистанционкой – школа не просто с достоинством справилась, но и нашла в безвыходной ситуации новые возможности. О новой реальности, поддержке семьи и настоящем счастье – интервью, которое мы запечатаем в «капсулу времени» этого необычного года.

Вы приняли руководство семейным делом в 2014 году. С чем это было связано в первую очередь – с необходимостью поддержать родителей или с вашим желанием?

Это был мой осознанный выбор, и предпосылки его можно найти еще в детстве. Когда мы ездили к бабушке в деревню, у нас была игра: я собирала всех окрестных детей и учила их математике – мне это очень нравилось. Потом по разным причинам детская мечта отошла на второй план. Свой путь после окончания юридического факультета ВШЭ я видела в поле правовой защиты бизнеса и граждан. Все расставила по местам работа в правовом бюро: я поняла, что это не та деятельность, которой я бы хотела посвятить себя, а наиболее полно я смогу реализоваться и быть полезной именно в школе.

Для моего отца школа на тот момент уже не была главным делом жизни: было много более значимых для него проектов. Он прислушался ко мне и принял решение доверить заботу о школе нам с мамой, поверил в нас. Вначале я не занималась непосредственно руководством: на мне было развитие школы. Вся система образования находилась тогда в процессе модернизации, и я видела огромный скрытый потенциал, который можно реализовать. Чтобы основательно заняться делом, понять образовательную среду, я поступила в Мининский университет, окончила магистратуру по специальности «Проектирование образовательного продукта». И только после этого, в начале 2016 года, стала директором школы.

За время вашей работы чего было больше в «Школе Михалкова» – реформ или сохранения традиций?

Первый год был достаточно тихим: нужно было понять, что менять, а что хорошо работает, присмотреться к коллективу. Поскольку я оканчивала нашу школу, многих знала, но теперь я оказалась здесь в новой роли. 2014 год показал, готовы ли сотрудники пойти в том направлении, которое мы выбрали, либо это для них чуждо. Каких-то кардинальных решений не было, зато капитально обновилась инфраструктура школы. А вот дальше мы начали собирать команду, тогда и пришлось рубить с плеча – принимать решения, с кем идти дальше, а с кем расставаться. Не потому, что человек плохой, просто у него другой взгляд, и он может найти себя в чем-то ином. К счастью, не было скандальных увольнений – было взаимопонимание. Я очень хорошо помню, что учитель физики, который еще у меня преподавал, решил уйти на пенсию и сказал: «Мне так нравится, какой жизнью сейчас задышала школа». Наверное, 2015 год был такой «руби с плеча» во многом: менялись образовательные программы и учителя, школа расставалась с некоторыми учениками. Это происходило, когда ожидания родителей и наше понимание, что мы хотим получить в результате от и, главное, для детей, не совпадали.

Все традиции нашей школы я в себя впитала, будучи ученицей, какие-то мы даже возрождали, например, празднование Масленицы. Новые традиции – это большой Михалковский фестиваль, который проводится осенью, и Михалковский бал. Мы всегда праздновали день рождения школы 13 марта, в день рождения Сергея Владимировича Михалкова, и вот теперь у нас появилась традиция отмечать наш двойной праздник балом в «Усадьбе Рукавишниковых». Это очень красивое и торжественное событие, к которому дети долго готовятся. К сожалению, в 2020 году мы не смогли его провести.

Какой «Школа Михалкова» стала сегодня?

К 2020 школа подошла абсолютно твердо стоящей на ногах и совершенно уверенной в своем дальнейшем пути развития. Я четко понимаю, что школа – это действительно мое дело и оно благодаря моим усилиям и работе нашей команды успешно развивается. Элемент традиций, преемственности и появление нового, актуального не противоречат друг другу, а обеспечивают высокий образовательный уровень и финансовый успех.

Некоторых удивляет, что за 30 лет работы школы у нас всего 13 золотых медалистов, но этот показатель говорит прежде всего о качестве образования и объективности оценок. Все дети разные – каждый талантлив по-своему, и каждый должен найти свою дорогу. Именно в этом мы должны ему помочь. Для нас как для частного образовательного учреждения важно установить баланс качества и комфорта образования. И наш подход к обучению дает потрясающий эффект.

Как вы поняли возможности дистанционного обучения до того, как оно стало вынужденной мерой?

Все-таки современные дети воспринимают новую информацию лучше с помощью геймификации, то есть образования через игру. Нужно знания детей в технологиях направлять в правильное русло, чтобы они видели, что через гаджеты тоже можно получать образование. Мы постоянно вводим новые интерактивные технологии, я лично этим занимаюсь. Конечно, в 2014 это было не так актуально и даже иногда воспринималось в штыки, но именно благодаря техническому оснащению и технологичности многих процессов карантин-2020 мы встретили достаточно спокойно.

В январе 2020 года (теперь это может показаться каким-то невероятным совпадением или предвидением) мы начали прорабатывать идею онлайн-школы: как все правильно организовать, на каких платформах, кто из педагогов обладает необходимыми компетенциями, а кого нужно подготовить и обучить. На каникулах мы обычно устраиваем для педагогов мастер-классы, и на март у нас как раз было запланировано обучение проведению дистанционных уроков. Всего на полшага вперед, но и этого минимального опережения оказалось достаточно, чтобы избежать психологического шока.


Самое главное – это не количество совместно проведенного времени, а его качество, те яркие впечатления, которые дают ощущение счастья.

Как вы организовали учебный процесс?

Самым сложным было разработать расписание, распределить, что можно перенести в формат конференций, что – на платформы. Первое время педагоги еще находились в школе, затем большинство работали из дома. Всем было сложно, и мы очень благодарны нашим учителям за спокойное принятие ситуации. Активнее стали пользоваться оборудованием – интерактивными панелями, документ-камерами.

Поскольку в нашей школе ребята находятся весь день, то дистанционные технологии работали и во второй половине дня. В Zoom переехали арт-терапия, занятия иностранными языками, театральный, литературный кружки. Это были уже не уроки, а неформальное общение с учителями. Организовывали и виртуальные экскурсии. Например, когда проходили Античность, отправились в тур по виртуальным музеям Греции.

Летом работал онлайн-лагерь: утром вся группа собиралась в Zoom, педагог давал тематическое задание, в течение дня ребята занимались творчеством, чем-то полезным, и родителям не приходилось беспокоиться. Вечером подводили итоги дня, а на выходные выбирали для просмотра фильмы определенной тематики, которые потом все вместе обсуждали. Я считаю, это очень интересный опыт.

Для нашего детского сада, который на удаленку не переведешь, мы придумали и организовали курсы иностранных языков, творческие и интеллектуальные занятия. Я сама создала простую и эффективную онлайн-платформу для дошкольников. Конечно, мы не были обязаны это делать и не все родители готовы были потратить свое время и деньги на такие занятия, но услуга оказалась нужной и востребованной. Даже сейчас, когда разрешили работу садиков, некоторые родители просят провести онлайн-урок.

Дистанционное обучение проверило школу на соответствие современным технологиям, а учителей – на гибкость и стрессоустойчивость. Я считаю, что мы справились с этим испытанием и все, что могли, выжали из ситуации. Родители и ученики нас благодарили, а это, согласитесь, главное.

Какие проекты вы реализуете сейчас, чтобы оставаться актуальными и быть на шаг впереди?

Нововведений в современном образовании огромное количество, и, чтобы оставаться актуальным, нужно постоянно обновлять базу, учиться, отслеживать изменения, которые вводятся и тестируются в зарубежных и московских частных школах. Не так давно одна из ведущих частных школ России впервые открыла двери для директоров из других учебных заведений, чтобы делиться опытом. Мой заместитель отправился к ним на 3 дня. Такой опыт вдохновляет и дает простор для появления собственных идей. Сейчас мы понимаем, куда хотим идти, и выстраиваем план на ближайшие годы: ставим себе краткосрочные и долгосрочные задачи, составляем интеллект-карты. У нас есть новые идеи в сфере внеурочной деятельности, организации комфортного пространства внутри школы.

Вы полностью погружаетесь в рабочий процесс, а как удается сочетать руководство школой и заботу о семье?

У меня яркий пример – это мама. Нас у нее трое, три дочери, причем со старшей сестрой мы погодки. Ни у кого из нас никогда не было недостатка внимания со стороны матери. Я помню, что она всегда была рядом, даже когда работала главным бухгалтером, строила с отцом свою семейную империю. И на это ее умение я всегда стараюсь равняться. Самое главное – это не количество совместно проведенного времени, а его качество, те яркие впечатления, которые дают ощущение счастья. У меня совсем нет угрызений совести от того, что я работаю и не провожу каждый момент времени с ребенком. Я знаю, что дочь с родными или с няней, играет и учится. Мечтаю, чтобы у моих детей было в жизни интересное дело. Чтобы, помимо семьи, они создали фундамент, на который могут опереться, были увлечены и востребованы. Мне нравится то, чем я занимаюсь, и я уверена, что моя дочь будет воспринимать это так же органично и легко, как я в детстве.

Все семейные праздники мы проводим с нашей большой семьей, и каждую свободную минуту я с мужем и дочкой. Всегда ищем возможности быть вместе и поддерживать друг друга. Мой муж врач, хирург-травматолог-ортопед, один из первых в городе принимал пациентов с covid-19, работал в «красной зоне» и был вдали от семьи. Последняя смена этой тяжелой работы у него была в августе. Мы с дочкой жили у родителей за городом, и каждая минута общения была на вес золота, наши любовь и забота поддерживали его.

Чем вы увлекаетесь?

Я окончила музыкальную школу и уверена, что это образование помогает формировать у детей вкус и оттачивает многие базовые навыки, которые будут помогать в жизни. Поэтому вместе с дочкой мы играем на фортепиано.

Ценю живопись. Художественная школа дала понимание эстетики и помогла научиться выражать эмоции на бумаге. Пишу картины, но исключительно по настроению.

Мне нравится горнолыжная тематика – очень люблю кататься на сноуборде. А вместе с дочкой будем учиться стоять на лыжах – думаю, ей понравится. Спорт в моей жизни был всегда – для здоровья, для физического развития. Я считаю важным самому заниматься им и вести активный образ жизни, чтобы дети видели пример. Только он важен: уговоры никогда не действуют.

Если говорить о кино, то мне интересны авторские фестивальные фильмы. А в качестве любимого чтения я сейчас все чаще выбираю книги о воспитании детей, особенно если они основаны на современных исследованиях по нейропсихологии. Очень увлекательная тема!

Нижний Новгород меняется к своему 800-летию. Что для вас в этих переменах наиболее значимо и интересно?

На первое место я бы поставила преображение общественных пространств. Городу нужно больше скверов, парков, пешеходных улиц, куда можно выйти погулять. Недавно я обратила внимание, что на Нижне-Волжской набережной, напротив Речного вокзала, преображается сквер. Очень понравилось, что там задумано сделать, – надеюсь, результат не разочарует.

Когда к чемпионату мира по футболу преобразили Покровку и она стала «маленькой Европой», мы с мужем полюбили там гулять. Или парк Победы, который стал точкой притяжения, где интересно провести время всей семьей. Подобные локации очень нужны городу.

Мне бы очень хотелось, чтобы занялись реконструкцией парка Кулибина и развитием рекреационных зон в жилой застройке Верхних Печер. Район Рождественской улицы и шире – купеческий Нижний – также достойны особого внимания. На мой взгляд, это будет лучший подарок к юбилею города, более значимый, чем какой-нибудь громкий фестиваль. Хотелось бы, чтобы и после 800-летия позитивные изменения в городе продолжились.

Что вы хотели бы поместить в свою личную виртуальную «капсулу времени» в 2020 году?

Этот полный стрессов и психологического напряжения год позволил многое осознать. Я бы положила в капсулу и сохранила на память не какую-то вещь, а понятие семейных ценностей. Вынужденная самоизоляция дала мне возможность до конца понять, что никогда не нужно отстраняться от своих родных, что семья – это надежная опора, позволяющая двигаться вперед и находить себя.

 

Текст: Наталья Думкина
Фото: Дмитрий Шишулин @shishulin_project
Продюсер: Анна Боброва @bobrovanya
Стилист: Алена Сударикова @almost___naked
Визаж: Ольга Кирилова @kirilowa.olga
Стилист по волосам: Юлия Шимаева @yulya.shimaeva
Одежда: Milostore.ru и MASHKARA 
Украшения: Milo Oro @milo_oro

Благодарим руководство и сотрудников музея-квартиры А.М. Горького за помощь в организации и проведении съемки.

Следите за нашими новостями в Telegram
Ваш город
Нижний Новгород?
Выберите проект: