18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

ТОП50-2019: Егор Черкасов

Выпускник консерватории им. М.И. Глинки, преподаватель академического вокала в Нижегородском Губернском колледже с детства связывал жизнь исключительно с музыкой, но нашел себя в литературе. В 2018 году сборник его рассказов «Поэзия моих дворов» был награжден в конкурсе «В поисках правды и справедливости», а в 2019 Егор получил награду петербургского журнала «Невечерний свет». Недавно писатель выпустил вторую книгу – «Рассказывал дед Макар» и другие рассказы».

Как они у вас внутри договариваются – музыкант и литератор?

Они работают на благо человечества – «Сергеич» и «Батя». В колледже, в третьем корпусе, где я преподаю, учатся где-то тысячи две студентов. Это маленькое человечество. И они знают, что, если любой из них подойдет и скажет: «Сергеич, помоги или научи», – я всегда отзовусь.

В какой момент вырвалось слово?

Когда определенные переживания накопились до такой степени, что стали переливаться через край и захотелось их записать. Один из способов управлять своей психикой и собой в целом – записывать свои мысли. И вообще, если есть какие-то боли, очень полезно их записывать. Много интересных научных исследований о моторике детей посвящены именно связке «рука-голова». Даже старожилы писательства говорят, что не нужно сразу печатать мысль, а нужно ее записать и переосмыслить. И я бы советовал многим, чьи мысли где-то заблудились, записывать их вечером. Потом посмотрели утром и подумали: «Ну и хорошо, что так!».

Музыка тоже помогает управлять собой?

Конечно. Выехал в поле, чтобы никто не видел, и давай петь «Выйду ночью в поле с конем». Она стала практически народной из-за природной простоты подачи. Хотя авторы ее, на минуточку, Игорь Матвиенко и Александр Шаганов. Или начал бы с «Ой, то не вечер, то не вечер». Народная песня как-то вдохновляет и успокаивает одновременно. Такие песни нам ближе. Но мы сейчас привыкли жить запутанно, качаться из стороны в сторону, рвать-метать. Мы никогда не живем по центру – мы живем зигзагами. А эти песни как раз созвучны спокойной душе.

Как настроить свой внутренний камертон, чтобы жить по центру?

Нам надо учиться замедляться. Например, приезжаешь в деревню, картошку копаешь, физически устаешь, а голова чистая. Начинаешь наблюдать и изучать, можешь потратить минут двадцать, разглядывая листочки яблони, где ее плодожорка ест. А в это время у тебя идет такой спокойный и успешный мыслительный процесс. То какая-то философия в мозгу всплывет, то правда жизни поскребется. Нам очень нужно и важно уединение. Писательство – это уединение. Ты не можешь писать в режиме газетной вырезки. Только когда остаешься один, у тебя есть возможность созерцания. Нужно чаще выезжать на природу, думать, чувствовать – о том, что действительно важно и имеет под собой какой-то стержень.

«Дед Макар» – об этом?

Когда книжка уже родилась, я повесил объявление с заголовком «Правда, которая объединяет» и дал ссылку на книгу «Рассказывал дед Макар» и другие рассказы». На слово «правда» сейчас у людей особенно острая реакция: сразу все заходят посмотреть, что там. Прочитав, многие стали спрашивать: «Сергеич, а кого-чего объединяет дед Макар-то? Есть у нас тоже такой дед. За ширмой на кухне сидит, тоже все кряхтит, кашляет и ругает власть – классический образ, с очками на резинке». Я говорю: «Понимаете, время ходит по кругу, и этот дед – собирательный образ человека, который говорит много неприкрытой правды». Он как что-то неприятное рядом, и все болтает о своем, о честном. Ну а кто еще такое может сказать? Ребенок лет пяти, например, гонит свою неприкрытую правду, да так, что взрослые теряются и не находят, что ответить на истину младенца. И дед так же: ему рот не прикроешь. Хочешь не хочешь, а начинаешь задумываться. Ведь все сейчас живут одним днем и с клиповым мышлением, статусами, цитатами из соцсетей, вырезками из газет, афишами, новой рекламой, скидками. Встряхнул человека, а там пустота. А этот дедушка намекает на те вещи, от которых сначала бегут, а потом к ним приходят.

То есть народная мудрость, рассуждения у печки и песни – это и есть правда? А на каких сказках детства вы чему-то научились?

Я пересмотрел свое отношение к сказке «Конек-горбунок». Там на самом деле за каждым словом стоит подтекст – тот самый сакральный смысл национальной русской идеи, о которой недавно говорил «божественный человек» Иван Охлобыстин на презентации своей книги «Улисс».

А чьи произведения вам бы очень хотелось озвучить и вжиться в образ?

Было бы очень сложно озвучить Достоевского, но попробовать хочется. Там замучаешься передавать, как он мыслит и чувства препарирует, и еще сложно будет настроиться на это время.

Текст: Юлия Кубарева

Фото: Ирина Денисова

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: