18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

ТОП50-2019: Роман Кузнецов и Арина Матвеева

Авторы Hurma Project создали литературное комьюнити из более ста поэтов, востребованных публикой, и этот список с каждым разом становится все больше. Роман и Арина второй год проводят поэтические вечера «Шарф» и турниры «Одеяло», где стихотворение приобретает новое определение – оно нередко сопровождается музыкальным номером или необычным перфомансом. А в планах через коллаборацию с другими видами искусств сделать свои события более зрелищными и популярными.  

Почему «Шарф» и «Одеяло»?

Арина: В этих вещах есть согревающее, объединяющее и домашнее начало, приглашение побыть в атмосфере тепла и взаимопонимания, среди людей, умеющих слушать друг друга. Сейчас это перешло на новый уровень и, возможно, придя просто послушать стихи, вы попадете на литературно-музыкальное шоу, с живой подзвучкой, танцами, эпатажными актерскими этюдами… Но объединяющая теплота места никуда не делась, она настраивает на общение и чтение стихов.

Кому принадлежит идея создания поэтических вечеров?

Роман: Мне. Поначалу это сообщество я создавал для себя. Я очень люблю читать стихи и мне хотелось найти пространство, где я смог бы почитать людям Маяковского, Есенина, Пастернака, Рождественского… Собрать единомышленников, чтобы читать друг другу любимые стихи, свои, чужие, классику, современных авторов, обмениваться мнениями в таком домашнем формате. Тогда я даже не думал, что все так разрастется, будут постоянно появляться новые талантливые авторы и новые формы. В какой-то момент в «Кинофактуру» на очередную поэтическую встречу пришло больше восьмидесяти человек, и я был поражен, сколько людей любит и хочет читать и писать стихи.

И каждый новый автор, начиная свое выступление, рассказывает, что стихи значат для него самого?

А: Да, ценнее всего в неформальной обстановке услышать от автора то, чего возможно не поймешь сам, просто прочитав его стихотворения или книгу. Это могут быть истории их написания или описание событий из жизни, переживания, которые происходили в момент создания. Все, что можно услышать только от автора. 

Формат мероприятия – открытый микрофон?

А: Был поначалу. Когда нам люди полвечера читали стихи с кучей матных слов, мы поняли, что это надо как-то предварительно причесать. Мы не против мата, он бывает очень уместен в стихах, но все-таки должен смотреться органично. И сегодня некоторые авторы, просто сменив подачу, стали фишкой наших поэтических вечеров.

Р: Есть такая позиция, что поэзия должна не просто приносить удовольствие, но вызывать яркие эмоции. И они могут быть не обязательно положительными. То есть слушатель должен испытать на встрече с поэзией какой-то эмоциональный взрыв.

А: Мы стараемся делать так, чтобы людям здесь было просто хорошо. Каждый слушатель найдет здесь свое. Все авторы абсолютно разные, у каждого – свой голос и свои темы для вдохновения. В этом, наверное, и есть самобытность и привлекательность «вечера на Шарфе».

Есть возрастной ценз?

Р: Нет. К нам иногда приходит очень приятная дама «без возраста» Ирина Бел, читает стихи из своей книги «Саднли».

А если кто-то захотел спеть?

А: Запросто. Иногда случается из стихов и рождается музыкальная импровизация, идущая из зала, находятся родственные души, которые перерастают в дуэты.

Вы замечаете какие-то перемены в ваших постоянных авторах?

А: Да, когда вспоминаешь, как это было на первых вечерах, и тех поэтов, которые были с нами с самого начала. Виден их рост, как у них появляются интересные рифмы, они ищут нестандартные способы построения стиха. Когда-то пишущие в стол растут и как артисты. Здесь они понимают, что людям нужно их творчество, их приходят слушать, и у авторов появляется стимул все больше раскрываться для своей аудитории. Одна из наших поэтесс, Соня Александрова, недавно участвовала в питерском конкурсе «Чемпионат поэзии» и заняла первое место. 

Часто заглядывают наши нижегородские корифеи?

Р: У нас скорее являются корифеями те, кто с нами начинал и вырос на нашей сцене, это Леша Ермохин, Оля Алло, ВерьМишель, Павел Мескалито – тот самый эпатажный персонаж, который сейчас стал нашей фишкой.

Как вы помогаете расти над собой новым самобытным авторам?

Р: Мы придумали турнир поэтов «Одеяло». Он вырос через год после начала поэтических вечеров. Это идея нашего куратора поэтического направления Оли Алло, она тоже выросла из «Шарфа». Первый этап конкурса – декламация чужого стихотворения в паре, где мы смотрим на выразительность понимания текста. Второй этап – авторский перевод: даем участнику иностранный текст песни, и он должен его перевести в форме стиха в своем стиле, причем это может быть художественный перевод, а не дословный. И третий этап – это декламация собственного стихотворения. Победителю мы устраиваем собственный авторский вечер на его стихи, с музыкой, с актерскими этюдами. Прописываем сюжет, интересные световые смысловые переходы, готовим реквизит. Все, чтобы подчеркнуть харизму автора.

В чем будущее поэтических вечеров «Шарф» и поэзии вообще?

Р: Будущее!? Оно, как говорится, туманно. Все-таки к поэзии внимания намного меньше, чем к театральному или музыкальному жанрам. Поэзия – жива, но…

А: Живет в своем маленьком, уютном мирке.

Р: Наверное, у поэзии есть будущее благодаря синтезу искусств: поэтический вечер вырастает в настоящий перфоманс, с музыкой и танцами, где стихи – лишь персонажи и актеры большого театра, в котором играешь и ты.

Текст: Юлия Кубарева

Фото: Ирина Денисова

Отдать свой голос за номинантов можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: