18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Саша Купалян

Резидент арт-галереи VS unio, художник-монументалист, театральный художник, постоянный участник международного фестиваля уличного искусства «Культурный код», автор мурала на фасаде Новой Третьяковки готовит долгожданный проект – посвящение родному городу.

Проект, над которым вы сейчас работаете, станет вашей первой персональной выставкой в Нижнем?
Да, это будет новый опыт. ЯЯ всегда хотел этого, и были предложения, но как-то раньше не срасталось. Поэтому проект о Нижнем Новгороде – один из самых важных, долгожданных. Сейчас я полностью погружен в создание серии. Надеюсь, что она получится достаточно масштабной и станет подарком в первую очередь для меня. Выставка видится мне очень неоднозначной, и возможно даже, будет как-то странно, сложно понята зрителем. Но я уверен, что в жизни должны быть резкие изменения: именно с Нижнего Новгорода начинается новый этап творчества, открывается какая-то новая дорога для меня.

Я всегда говорю, что я нижегородский художник, несмотря на то, что живу и работаю в Москве. В Нижний в последнее время довольно часто приезжаю и понимаю, что, если доживу до старости, вернусь в свой город. С каждым разом все больше и больше вспоминаешь какие-то моменты прошлого, и это не сентиментальность. Нижний – очень комфортное, тихое место, наполненное творчеством. Когда я знакомлюсь с арт-проектами, которые создаются в Нижнем, прихожу к выводу, что здесь живут в хорошем смысле особые люди. Сам город обладает каким-то магическим корнем, который рождает этих особых людей. Но мне кажется, что Нижний Новгород перестает замечать людей, вырывающихся на другую орбиту. Эту историю нужно пересмотреть. Нужно поддерживать своих!

Нижний из воспоминаний и современный город тождественны?
Я уехал в Москву в 2004 году, и с тех пор родной город безусловно поменялся. Меня радует положение города, и хочется, чтобы Нижний становился еще более открытым, чтобы бурлил. У нас очень творческий город, а его близость к Москве, возможность в один день приехать и уехать дает ему дополнительные преимущества. Он может создать свою серьезную арт-институцию при поддержке правительства. Надо дать художникам, особенно совсем молодым, которые только-только начинают, больше поддержки: помещения, обучение, фестиваль искусств, куда приезжали бы со всей страны.

Художники готовы быть участниками этого процесса, «мыслящими головами», но начинать нужно с административных ресурсов и с работы серьезных кураторов. Каждый должен находиться в этой системе на своем месте, и тогда все будет работать. На мой взгляд, в городе сейчас есть две силы, которые смогут встать во главе этого процесса: это галерея Futuro и Арсенал, их деятельность и смелые проекты обсуждают далеко за пределами города.

О чем бы вы рассказали молодым художникам?
О том, как важно образование, и о том, что учиться быть художником нужно всю жизнь. И еще скажу, как это банально ни звучит, но творчество – это постоянная работа, работа каждый день. Поскольку я чаще работаю в больших форматах, и мне интересно работать на большом поле, то, например, моя работа еще и физически трудоемкая. Об этих деталях тоже нужно рассказывать.

Вы известный театральный художник, преподаватель, резидент стрит-арт-фестивалей. Вы создали концептуальную обложку и «оживили» фасад Новой Третьяковки. Какой вид творчества вам ближе?
Безусловно, в моем творчестве главенствует живопись. Для меня холст – это такое особое, странное пространство, к которому ты не можешь вплотную подойти, заглянуть за него. Это линия, отделяющая зрителя от произведения, не допускающая к нему слишком близко. Человек стоит на отдалении и ведет свой диалог с картиной. Наверное, такая отстраненность мне по душе, потому что я сам не очень открытый в плане общения человек, у меня есть свой небольшой круг друзей, в котором мне комфортно. Сейчас все высказываются, просто эпидемия мнений. Но мы теряем свою душу, свое послание, раскидываясь словами. Мне кажется, надо поменьше говорить, чтобы не потерять свое слово. Затормозиться в своих словах и сконцентрироваться на беззащитных, на животных, например. Перестать относиться друг к другу потребительски.

Неуютно жить в современном мире?
Жизнь дана нам в таком формате один раз, и другого варианта у нас нет, но мы можем выбирать, как именно ее прожить. Есть время, когда человек хочет получить признание, а после того, как добился своей цели, понимает, что да, здорово, но это не главное. Самоцель – сделать что-то важное, сделать качественно и не останавливаться, идти дальше. Главное, чтобы рядом были близкие и чтобы ты их не обижал. Самое сложное и самое важное – вести себя по отношению к людям порядочно, сохранять отношения. Сейчас у меня есть свое дело, стартует один проект за другим, все живы-здоровы, и я думаю, что я счастлив. Я привык жить одним днем. Живу сейчас проектом «Нижний Новгород». Интересно, как на него отреагируют жители города, в котором я вырос. Но этот разговор в первую очередь я начал с собой. У меня есть холст, есть материал, которым мне легче ответить на какие-то свои важные вопросы, и есть время.

Саша Купалян в 2010 году окончил факультет живописи МГАХИ им. В. И. Сурикова и с 2013 года преподает в своей alma mater живопись и композицию. Для широкого зрителя его творчество открыла арт-галерея VS unio. Купалян сотрудничает с Et Cetera, «Геликон-оперой» и Михайловским театром как театральный художник и художник-постановщик. В мае 2021 года ко дню рождения Третьяковской галереи он создал двусторонний мурал на фасаде Новой Третьяковки, а в октябре – мурал «Душа Воды» в Солнечнодольске в рамках международного фестиваля уличного искусства «Культурный код»

Текст: Наталья Думкина
Фото предоставлено пресс-службой VS unio

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: