18+
  • Город
  • Город
Город

ТОП50-2019: Анна Гор

Директор Волго-Вятского ГЦСИ в составе РОСИЗО (Арсенал) – автор и продюсер первого и единственного в России фестиваля профессиональных текстов об искусстве «Вазари». Проект дает массовому зрителю ключ к пониманию художественного языка и бьет рекорды посещаемости, собрав в 2018 году более пяти тысяч посетителей.

Есть неписаное правило: каждая большая институция в области современного искусства должна иметь свой фирменный проект. Арсеналу также нужно было придумать какое-то систематическое, постоянно происходящее событие, и вот почему: современное искусство – это процесс, который надо отслеживать. Нужны инструменты, которые будут рассказывать обществу, что происходило за определенный промежуток времени в творчестве, во взглядах художников, в социуме в целом. Чаще всего выбирается формат биеннале, который благодаря Венеции закрепился за современным искусством. Биеннале только в нашей стране проводятся в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Красноярске. Но крупные изменения заметны в основном по прошествии пяти лет. Такой пятилеткой в современном искусстве является знаменитая выставка «Документа» в немецком Касселе. Московский «Гараж» делает триеннале, собирая материал о современном искусстве в российских регионах. Нам хотелось говорить о другом.

Но как говорить об искусстве, не показывая его? Мы придумали слоган: «Хочешь знать искусство – читай о нем». Сегодня существует большая проблема с описанием искусства, не очень развита художественная критика: для нее нет площадок. За рубежом каждая большая газета или политический журнал имеют раздел, посвященный искусству. Художественные критики высказывают свое, часто совершенно независимое, мнение и расставляют акценты, которые служат публике ориентиром и формируют мнение, которое затем обсуждается, к которому апеллируют, из которого складываются профессиональные суждения. Вслед за художественными критиками приходят историки искусства, они изучают то, что уже установлено, свершилось, зафиксировано. Этот процесс формируется шаг за шагом, как если бы в регулярном парке все время подравнивались кусты. И эта работа не может остановиться: парк потеряет привлекательность, а искусство, если его не осмысливает ни зритель, ни профессионал, станет бесхозным. Эта деятельность требует специалистов высокой квалификации, а их становится все меньше. В то же время повышается интерес публики с интеллектуальными запросами.

Люди много путешествуют и видят современное искусство. Интересуются, что оно несет в себе, как его можно интерпретировать, что о нем написано. Книги об искусстве становятся все более популярными – бумажные, старомодные, из которых, казалось бы, уже все списано. В связи с этим мы стали думать: кто занимается у нас развитием этой стороны дела – написанием текстов об искусстве, и кто фиксирует этот процесс. Оказалось, это хорошая тема и совершенно не занятая ниша.

Никому до нас не пришло в голову устроить искусствоведческий фестиваль.  Название ему дал итальянский автор Джорджо Вазари, который в своей книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», написанной в 1550 году, сформировал представление об искусстве своего времени. Этот человек, безусловно, заслужил, чтобы его имя стало символом фестиваля текстов об искусстве. Каждый раз мы специально устраиваем лекцию, посвященную ему.

Интеллектуальная платформа с участием лучших искусствоведов и культурологов современности, детская программа, книжная ярмарка – три составляющих фестиваля, которые пересекаются, циркулируют. На книжной ярмарке «Вазари» издатели сложной литературы могут найти своего читателя, поэтому они к нам охотно приезжают (до тридцати издательств каждый год), – встречаются книги чрезвычайно увлекательные.

Каждый год мы выбираем новую тему для фестиваля. Они все общего характера, их можно повернуть по-разному. Например, в прошлом году «История современности» включала в себя и семнадцатый век, понятый как современность. Если вы можете представить себя человеком семнадцатого века, понять, как тогда жили, чувствовали, думали, вы легко войдете в искусство этого времени, у вас не будет барьера – «похоже это на нынешнюю жизнь или нет». В современном обществе, где чувствуется дефицит воображения, развивать его становится общественной задачей. Совершенно не важно, кто ты по профессии: если у тебя есть воображение, то ты в своем деле способен двинуться дальше, и только так меняется ситуация.

В 2019 году искусство и публику сблизит тема «Текст художника». Куратор фестиваля Александр Курицын большей частью придумывает, кого приглашаем, ведет переговоры с участниками – его роль очень велика. Ксения Ануфриева, музыковед, тонкий человек в области интерпретации искусства, – бессменный редактор сборника, который мы издаем начиная со второго фестиваля. Издание статей – очень важный элемент «Вазари». Одно дело слушать лекцию, а другое – прилечь на диван и читать сборник статей по искусству – это совсем другой жанр, элемент интеллектуального сибаритства. Искусство должно доставлять удовольствие.

Для зрителей все события фестиваля бесплатны: финансирует проект государство. Спонсором «Вазари» может стать человек, который сам вовлечен в процесс, который любит читать об искусстве. Таких мало. Есть, например, издательство Ивана Лимбаха в Петербурге: серьезный предприниматель многие годы вкладывает деньги в издание совершенно потрясающих книжек с высоким интеллектуальным тонусом и даже меняет ситуацию на художественном горизонте. Но таких людей единицы. Нам бы очень хотелось, чтобы у фестиваля появился именно такой спонсор, чтобы вложение бизнеса в искусство стало демонстрацией необходимости последнего обществу. У Арсенала есть такой партнер и спонсор – Дмитрий Волков, мы ему очень признательны. Он, кроме бизнеса, занимается профессионально философией (доктор философских наук) – нам интересно с ним находиться в интеллектуальном диалоге.

«Вазари» – фестиваль для интеллектуалов. Он адресован сложному человеку и формирует сложного человека. Упрощение интеллектуальной жизни способно плохо повлиять на человечество – надо как-то противостоять этому. Быть сложным интересно, занимательно: это напрягает и развивает разум. Даже если вы занимаетесь точными науками, естествознанием – чем угодно, обойтись без искусства вы не можете. Вопрос только в том, какое искусство вы потребляете.

Современные художники, как ни странно, являются самыми большими реалистами. Нам кажется, что это те, кто перенес действительность в свои произведения, сфотографировал ее. Но в эпоху фотографии задача искусства меняется, и воспроизведение среды как тотальной инсталляции становится большим реализмом, чем тот, который мы видим на картинах классиков. Поэтому рассуждать об искусстве, размышлять об искусстве – это значит думать о человеческом обществе и о себе в нем. Ничего в нем нет такого, что бы отстояло от человека далеко. Искусство посвящено человеку так же, как и фестиваль «Вазари» в целом.

 

Текст: Наталья Думкина

Фото: Анастасия Макарычева

Проголосовать за номинанта можно здесь

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: