18+
  • Город
  • Город
Город

Новая революция в купеческом особняке на Рождественской

Пока столетие революции шагает по стране из проекта в проект, особняки на Рождественской упорно хранят свои тайны. Для очередной fashion-съемки редакция «НН.Собака.ru» нарушила покой одного из них и вместе с хореографом Денисом Жигальских пробралась в усадьбу Костромина-Шушляева на Рождественской. И случайно устроила там новую революцию – с дымовыми шашками и граффити на стенах. Что получилось – смотрите в октябрьском номере. А в качестве превью – история одного нижегородского особняка, рассказанная новым владельцем, и бэкстейдж с хулиганских съемок.

На месте особняка на Рождественской, 30 когда-то очень давно были древние палаты. Затем участок приобрел купец Костромин и поручил немодную по тем временам постройку переделать в добротный дом. Исполнителем купеческой мечты стал архитектор Ефимов. К концу 1820-х здесь уже красовался трехэтажный каменный дом с лепным карнизом и балконом с чугунной решеткой, отлитой на металлургическом заводе в Выксе. И балкон, и решетка сохранились до сих пор – с этой точки открывается отличная перспектива на Рождественскую в сторону Кремля.

В середине XIX века усадьба сменила хозяина – дом и участок перешли в собственность купца Шушляева. Тот не стал трогать главный дом, но рядом построил еще два флигеля по проекту архитектора Ужумедского-Грицевича. От классицизма к тому времени отказались и новые здания возвели в готическом стиле – со стрельчатыми окнами и ажурными металлическими гребнями, украшавшими крышу. 


По описаниям из позапрошлого столетия можно сделать вывод, что к концу века усадьба Костромина-Шушляева стала образцом эклектики

 

В 1917-м в город пришла революция, и пышный купеческий особняк переделали в детский сад. Причем, по словам нынешнего владельца здания Андрея Моисеенко, дом под новую функцию переделывали не слишком бережно: в некоторых залах полностью уничтожили роспись на потолке, а при переходе на угольное отопление выломали все камины. 

Фотограф Анатолий Козьма

Фотограф Анатолий Козьма

Андрей Моисеенко

К нам в собственность здание перешло к концу 90-х. Уникальное здание, ему ведь уже почти два века. Многие вещи утрачены, но некоторые удивительным образом сохранились. Дом построен в так называемом «дворцовом стиле» - по крайней мере, структура залов такая же. По некоторым параметрам особняк был даже круче петербургских дворцов. Когда мы начали реставрацию, то нашли паркет из семи пород дерева, в то время как в том же Петергофе использовали всего четыре-пять пород. Была еще лепнина в виде нотного стана – очень филигранная работа. А лица ангелов вообще можно сравнить с западными образцами».

Съемки «НН.Собака.ru» решила проводить именно на втором этаже, куда и пригласила «новых революционеров» во главе с хореографом Денисом Жигальских. В руках - баллончики с краской, под ногами - обломки столетней плитки от камина, рядом со строительными лесами - штатив с фототехникой. Хулиганского вида парни в толстовках жгли дымовые шашки и беззастенчиво мешали ходу реставрационных работ. Но Андрей Моисеенко уверяет: еще полтора века назад те же амуры наблюдали за тем, как изящные дамы музицировали или разыгрывали пьесы для домашнего театра. 

Фотограф Анатолий Козьма

Фотограф Анатолий Козьма

Андрей Моисеенко

На третьем этаже мы нашли замурованные в стены репродукции картин. Конечно, это были какие-то театральные «подмалевки» без какой-то высокой художественной ценности. Но историческая ценность их высока. Мы делали экспертизу, и специалисты выяснили, что эти репродукции известных полотен были театральными декорациями».

Фотограф Анатолий Козьма

Фотограф Анатолий Козьма

Совсем скоро зданию вернут его исторический облик - с роскошной лепниной, «китайским» потолком и творческим духом.

 


Еще одно десятилетие – и особняк Костромина-Шушляева отметит двухвековой юбилей. Но за кем тогда станут наблюдать амуры – пока секрет
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: