От воротынского «Шашлобуса» до батюшки-рок-музыканта в Воскресенском (который говорит с котами и розами!), от идиллического бездорожья Подвязья («идеальные три километра России») до царь-круассана в Шаранге – Павел Гнилорыбов, кажется, теперь знает Нижегородскую область получше нас (в чем шутливо упрекает нашего журналиста по ходу интервью). В предпоследний день большой июльской экспедиции урбаниста и главреда «Архитектурных излишеств» по региону зафиксировали главное – на свидание едем в Павлово (балкончики, парк, Ока!) и деревню Простоквашино (она существует!), а еще в Большое Мурашкино за пиццей (не хуже, чем в областном центре!), в Ковернино – за лучшим деревянным особняком и в Княгинино – за атмосферой Кембриджа.
P. S. Секрет выносливости и въедливости нашего героя прост – осилить турне помогало подкрепление со стороны курцевских сыров, ветлужских булочек (пекут в здании дореволюционного собора!) и крапивных щей из-под Семенова.
Белка! Мы в Урене?
Почти.
Вы понимаете, что происходит? В Урене белка – символ города. Мы помним ваш мимолетный пост: «Хочу в Урень с "НН.Собака.ru"». Это знак?
Поедем, обязательно.
Как назвать ваше путешествие по Нижегородской области одним словом?
Экспедиция.
С чего она началась?
Макарий.
Первое впечатление было самым сильным?
Наверное, да. Я люблю историю с паромами и считаю, что Нижегородская область – центр паромного сообщения страны. Отплываешь – и Макарий как на ладони. А с другой стороны – Лысково. Это лицо региона, причем очень хорошее лицо.
Видела у вас много постов про церкви и храмы. Какие запомнились?
Дудин монастырь в Богородском районе, монастырь на озере Тосканка в Ворсме, заброшенные церкви в Ветлужском округе, – там сохранились фрески и росписи под куполами, про них почти никто не знает. Обязательно поезжайте в Белбажскую обитель — я несколько месяцев читал их телеграм-канал и решился на это путешествие. Ехать чуть больше двух часов, но оно стоит того! Накормят, проведут экскурсию, дадут погладить котов, покажут баклажаны в теплице. Еще понравилось в Троицком Воскресенского округа на берегу Ветлуги – там два шикарных деревянных храма, 18-го и 19-го веков. И батюшка, который разговаривает с котами и розами.
Это тот самый отец Евгений, который был рок-музыкантом?
Да, он. А еще я, к сожалению, не был в Дивееве, но в августе исправлюсь.
А как же Арзамас?
У меня был скорее сказочный собирательный образ этого города. Есть фото с многоэтажки, откуда видны все его многочисленные храмы. Но в целом мне Арзамас понравился – православный, крепкий город. И главное – там есть Аркадий Гайдар (классик детской литературы, сценарист, военный корреспондент; cчитал своей второй родиной Арзамас, куда переехал в 1912 году — прим. ред.), который дает городу его «советскую», иную сторону.
Как вам улица Гостиный двор в Арзамасе, где все вывески сделали в едином дореволюционном стиле?
Мне кажется, это намеренный кринж, которого не стоит бояться. Ты приезжаешь либо сказать: «Вот она – Россия!» из «Сибирского цирюльника», либо сделать фейспалм. Я скорее за Никиту Михалкова. Но все равно ведь равнодушным не остаешься! Город шире этих вывесок: потом идешь на Соборную, Карла Маркса, к домам с деревянными колоннами, в парк имени Гайдара. А еще в Арзамасе есть улица с чудесным названием Национальный порядок.
Скатерть-самобранка появляется не для московского блогера, а просто потому, что «чем богаты, тем и рады».
Где вас вкуснее всего кормили? Чем угощали?
В Шаранге было очень вкусно – местное молоко, мясо, потрясающий хлеб и круассаны.
Шаранга – столица круассанов, красиво!
Скорее столица хлеба. Вообще я поклонник курцевских сыров, лысковского пива и лимонадов. И, конечно, княгининской молочки. У них появился великолепный сыр, который, кажется, скоро будет в продаже в Нижнем. Еще можно попробовать ветлужские торты и их выпечку — все прямо на хлебокомбинате, который расположен в дореволюционном соборе. Их даже в Костромскую область везут. Не доехал до Шахуньи и местного молока – оно, говорят, отличное.
И еще запомнилось кафе «Бродяга» – № 1, 2, 3. Не помню точно где, но недалеко от Лыскова, на трассе М-7. Там готовят шашлык стейком, одним куском, который сам режешь. Выбрал, через 15 минут принесли, залил дешевым кетчупом. Очень вкусно, мы кайфанули.
Куда ехать за областным гастрономическим специалитетом?
Однозначно в воротынский «Шашлобус». Там шикарный шашлык – от него ничего не ждешь, а он безумно вкусный. Угрюмый мужик в автобусе говорит: «Выбирайте мясо». А рядом – семейство котов, которые, видимо, доедают остатки.
А если про специалитет не из ресторанов? Что-то вроде бабушкиных огурцов по какому-нибудь невероятному рецепту?
Нас удивительно накормили в селе под Семеновом – не буду раскрывать название, место довольно камерное. Там живет удивительная женщина, которая готовит так, будто это передалось ей через несколько поколений предков. Выпечка, зеленые щи из того, что растет в огороде.
С крапивой?
С крапивой. Пусть это будет семеновский специалитет. Вообще в глубинке многое работает по бартеру: ты учишь моих детей – я делюсь с тобой медом, первым урожаем. Кабачки! Кабачки! Виктория! Помидоры! Не то чтобы деньги не нужны, но добрососедство реально работает. Скатерть-самобранка появляется не для московского блогера, а просто потому, что «чем богаты, тем и рады». Так банально принято.
Какие неожиданные встречи запомнились?
Сразу вспоминаю незабываемого лесника, с которым мы ездили по староверческим скитам. Он вырезает поделки из капо-корня (прикорневой нарост на дереве — прим. ред.). При нас выкопал какой-то корень и начал рассказывать, что он дает мужскую силу – нужно то ли заваривать, то ли грызть (точно не запомнил), но было здорово. Он прекрасно знает лесных обитателей: как желтый дятел взаимодействует с куницей, чтобы добывать мед. Думаю, этого замечательного человека стоит нещадно пиарить – пусть о нем знает больше людей.
А работники культуры?
Сельские ДК – это настоящие точки входа в регион. Когда нет краеведческого музея, идешь туда. Причем необязательно представляться, кто ты. Просто спрашиваешь: «Где тут смотровая над рекой?» или «Как спуститься к Ветлуге ноги помочить?» – и люди почти всегда дают нормальные, адекватные ответы.
Любой батюшка в области отчасти искусствовед
А гиды у вас были?
Мы значительную часть этого «отпуска» катались по области с иконописцем Алексеем Анциферовым. Он расписал, по-моему, храмов 100 по всей Нижегородской области. Он знает всех, его знают все. Поэтому прием был любезным и вдохновенным. Тем не менее любой батюшка в области – он отчасти искусствовед: смотри, говорит, у меня полы чугунные, паникадило такое-то, вот икона старая. Батюшки как новые председатели колхозов. Они ответственны за территорию – чтобы паства не разбежалась, за которую от Всевышнего будет спрос. Это особенность не только Нижегородской области, но приятно.
Какие музеи особенно советуете?
Очень понравился музей в Сергаче, где какое-то невероятное количество медведей. На гербе Сергача тоже медведь. Дрессированных медведей отсюда в свое время как будто даже в Польшу и Италию возили. Ты везде в самом городе встречаешь этих медведей – Сергач и Берлин должны быть побратимами.
Очень понравился музей культуры дерева в Больших Отарах под Воскресенском. Это явно сделано с концепцией, абсолютный крутяк. А какие истории с беляной! Заметно, как каждый округ хочет сказать, что мы самые «белянистые» – и в Воскресенском, и даже в Марий Эл это переходит.
Нужно пояснить про беляны!
Беляны – это деревянные «титаники». И все борются за то, чтобы быть родиной белян. Река Ветлуга много где течет, беляны видели везде. За статус Васюков тоже, кстати, спорили – Васильсурск и соседний с Нижегородской областью Козьмодемьянск.
Княгинино – российский Кембридж
Еще запомнился музей в Галибихе – народный, но очень классный. Музей Пушкина в Болдине – фантастика, особенно детские программы. Львовка под Болдином – там потрясающий музей героев пушкинских «Повестей Белкина». И ты попадаешь не в кондовый краеведческий музей, а во вселенную каждого из персонажей. Музей русского патриаршества в Арзамасе неплохой. И музей связи в Княгинине. Там на 7 тысяч жителей – 3 тысячи студентов. Они рекламируют себя как самый студенческий город Европы. Это такой российский Кембридж. У них филиал в Нижнем. Ректор – мотивированный мужчина, бывший глава администрации. Ему такая идея пришла в Штатах: классический университет может спасти маленький город. За два часа мы осмотрели только 40% кампуса: у них там хоккейная площадка, веревочный парк, аудитории в коллаборации с ведущими российскими компаниями, огромный музей связи. В университете работают почти 500 человек – градообразующее предприятие. А еще в Княгинине есть арт-парк, который Горшунов (основатель архитектурного бюро ГОРА — прим. ред.) с командой сделал. Тоже очень нравится.
А куда девушку не стыдно свозить?
Первое – Белбаж и их монастырь. Загляните в телеграм-канал «Белбажская обитель», и вы все поймете. А еще Володарск и терем Бугрова, его летняя дачка – совершенно прекрасное место. Также для свидания подойдет Чкаловск, его набережная на закате. Там еще ромашковые поля рядом с благоустройством ИРГСНО – просто отлично.
Также везите девушку в деревню Простоквашино.
Оно разве в нашей области? И вообще оно существует?
Вот вы, местные, ленивые и нелюбопытные. Не вы конкретно, а в целом. Не изучаете свою область. Да, в Тонкине есть деревня Простоквашино.
Добавим в романтичный список еще роскошный город Павлово. Там можно посмотреть на балкончики, с которых оперу дают. Еще понравился парк Дальняя Круча – это самая фотогеничная точка на Оке. Детский оздоровительный лагерь «Дружба» под Городцом – фантастика. Я там как будто в фильм «Сто дней после детства» попал.
Еще нужно свозить девушку на Починковский конный завод с тяжеловозами.
Почему именно туда девушку, а не брата или друга, например?
Ну, девушка тоже в каком-то смысле духовная сестра и брат. В Починках можно животных морковкой покормить, потискать их, покататься. Мне не очень нравятся фермы с альпаками – они милые, но без локальной идентичности. А там выращивают и дрессируют советских тяжеловозов уже много десятилетий.
Ну, девушке мы придумали мероприятий на две недели вперед.
На два года, учитывая расстояние.
Вы правда считаете, что мы в Нижнем нелюбопытные?
Абсолютно.
Это только в Нижнем?
Нет, это везде так.
Мне кажется, Нижнему стоит продавать себя как регион деревянных теремков
Куда хотели бы вернуться?
Мне очень нравится история про самую извилистую в мире реку Пьяну. Она, скорее всего, конечно, не мировая рекордсменка, но российская точно. Хочется вернуться в Ичалковские пещеры. И в Большое Мурашкино за прекрасной пиццей. Скажем так – в «Юле» не сильно лучше.
Очень хочу в следующий раз проехать по маршруту Перевоз – Вад. Я был там, но ехал из Вада в Перевоз. А теперь хочу наоборот.
Что больше всего впечатлило за месяц?
Из жанра «Приехал и обалдел» – Ковернино, где меня поразил огромный местный терем. Там больше почти ничего нет, но ради него стоит ехать. Вот эти ушастые необыкновенные наличники. Еще удивил охотничий домик Баташевых. Вроде провинциальный дом с колоннами, а на самом деле – петербургский особняк. Мне кажется, Нижнему стоит продавать себя как регион деревянных теремков.
Какие еще места запомнились?
Есть отличное село Чулково под Вачей, где стоят огромные терема. А в них почта или библиотека, например. Они в довольно печальном состоянии, но эта поездка в том числе – региональная инвентаризация.
Какое послевкусие после экспедиции?
Это первый в жизни опыт нормального познания региона. От Москвы до самых окраин, от таежных лесов Поветлужья до лесостепей на границе с Мордовией. Удивительно, как через каждые 30–50 км меняется пейзаж. И думаешь: «Что связывает жителей Лукоянова и Шахуньи?» Они слишком разные, растут в разных ландшафтах.
Бездорожье до Подвязья – это идеальные три километра России
Какие города больше всего впечатлили?
Очень понравился самый маленький город области Горбатов. Там живет 1700 человек. Это десятый с конца по населению город России. Его можно продвигать как один из самых компактных на Волге. Горбатов был центром уезда – ему подчинялись Богородск и Павлово. Сейчас жизнь оттуда потихоньку уходит, и это обидно.
Что удивило в истории области?
Менялись границы Нижегородской области – она не равна губернии. Огромный север – Урень, Ковернино, Ветлуга – это бывшая Костромская губерния. Понимаешь, что у людей там была другая логистика: на ярмарку ехали в Кострому, сына отправляли служить туда же. А некоторые вещи фантастические: Юрино было в области до 1930-х.
А еще мне никто не смог объяснить, почему Васильсурск в Нижегородской области. Это нелогично: сначала ты три часа едешь до парома, потом час (а иногда три) ждешь. Паром ходит четыре раза в день – больше не надо, там пять-десять машин за раз. Чтобы доехать до Васильсурска, тратишь пять часов. Со всех сторон – Чувашия и Марий Эл.
Что еще отметили?
Очень нравится, что у Нижегородчины при ее великорусской закваске есть региональные особенности: татарские села, мордовские и марийские островки. И скажу честно: я не увидел особого ада в области. Давайте дороги похвалим. Не хочу шутить про свежий асфальт перед приездом москвичей, но когда мы приезжали в дальние уголки, там почти везде дороги были как взлетно-посадочные полосы.
Единственное бездорожье за всю нашу экспедицию – три километра до Подвязья к усадьбе Приклонских–Рукавишниковых. Но там она и не нужна: это идеальные три километра России. Делаешь фото в стиле «колосок во рту», едешь – вокруг рожь колышется, поля спускаются к Оке.
Текст: Анна Горбунова
Фото: личный архив героя, «Архитектурные излишества».
Комментарии (0)