Соледобывающий центр, кирпичное, изразцовое и стекольное производства, судостроение, полотняная и канатная фабрики — всё зафиксировано в истории Балахны. Кроме кружевного промысла, за расцветом которого наблюдаем прямо сейчас ровно так же, как и десяток поколений до нас. Оставлять его лишь в архивных записях рановато. Тем более юбилейный год (550 лет!) малого города Нижегородской области сам подталкивает погрузиться в ДНК ремесла, скрывающего за собой культурный код малой родины Козьмы Минина. А еще впервые интегрировать его в арт+фэшн съемку и тем самым попробовать повлиять на будущее балахнинского кружева. Локальные бренды, минуточку внимания!
Балахнинский кружевной промысел остается одним из самых таинственных. Ведь до сих пор неизвестно, как он появился в Нижегородской области. Существуют разные версии.
- В XVI веке в Балахне жили мастера Оружейной палаты Московского Кремля, в которой в те времена работали кружевники (например, Кондратий Петров). Они-то и привезли промысел в Нижегородскую область.
- В начале XVIII века в малый город Нижегородской области приезжали мастера-судостроители из разных стран. А вместе с ними — жены, которые уже владели навыком кружевоплетения (преимущественно несложных форм).
- В XVI веке в Балахне жили купцы, владеющие промышленными предприятиями как в городе, так и за его пределами. И есть вероятность, что первую мастерскую кружева могли открыть при купеческом дворе.
Сложно представить, но в XVI веке Балахна была на пике популярности. Даже делила один экономический уровень с Нижним Новгородом, из которого до малого города молниеносно доходили мировые фэшн-тренды. Именно поэтому сегодня аналоги локального промысла можно встретить в Испании и на Мальте. А мультимедиа «НН.Собака.ru» работает над тем, чтобы на балахнинское кружево обратили внимание дизайнеры.
Правда, на изготовление «балахонским манером» одной небольшой салфетки уйдет около шести месяцев. Для плетения используют много пар коклюшек (не менее 300!), а рисунок выводят сразу по всей ширине изделия. Это очень трудоемкий процесс. Но от того и ценный! Ни одна машина не справляется так, как искусная мастерица. Навыки передаются из поколения в поколение.
Сегодня кружевницы работают в мастерской при Музеи кружева, там же проводят мастер-классы. Современные мастерицы сохраняют узоры старинных платков, косынок, шарфов. Украшают их вазонами, гранатами, огурцами, дубовыми листьями, гроздьями винограда. Фоном служит орнамент — клюневая решетка. Интересно, что такой прием можно встретить только в Балахне.
РЕКОМЕНДОВАНО
Что читать: «Балахнинский кружевной промысел», М.В. Карташова, Л.Ф. Васильева, С.В. Пухова
Куда ехать: Музей «Дом Плотникова», г. Балахна, ул. К. Маркса, 4
Автор идеи: Алена Зобова
Директор по фотографии: Юлия Зудилина
Фото: Кристина Сосна, Артем Строганов, Диана Филатова
Продюсер: Анна Боброва
Модели: Мария Асташова, Олеся Безродная, Александра Божьева, Елизавета Сидорова
Визажист и стилист по волосам: Юлия Анисимова
Стилист: Анна Боброва
Одежда: Mashkara
Аксессуары: Brumetage
Благодарим муниципальное бюджетное учреждение культуры «Балахнинский музейный историко-художественный комплекс» и его директора Марию Карташову за помощь в организации съемок. И балахнинских кружевниц: Светлана Пухова, Галина Муравьева, Таисия Чечерина, Людмила Шкарина, Алевтина Еремина, Татьяна Казанцева.
Комментарии (0)