18+
  • Город
  • Город
Город

Город (для) людей. Анна Сорокина

В недавнем прошлом – промышленный, закрытый, еще раньше – гостеприимно разместивший крупнейший торг Европы, в древней истории – окраинный, пограничный… Каким Нижний Новгород видят его жители и гости сегодня? Эстетика, философия, люди, локации, вкусы, акценты «Города закатов», а еще главные тайны и лучшие маршруты по «лесам» и «горам» нижегородской земли – в исследовании «НН.Собака.ru».


Анна Сорокина

экскурсовод, автор проекта «Люблю НН»

@_anya_sorokina_

Когда я начала проводить экскурсии, то в первую очередь осваивала классические маршруты, на них больший спрос среди туристов: обзорная по городу, Кремль, Большая Покровская, Рождественская и Верхневолжская набережная. Но даже в них мне хотелось находить какие-то детали и объекты, на которые люди традиционно не обращают внимание. Где-то это дореволюционный канализационный люк, где-то реперная метка, где-то работа стрит-арт- художника. Мне всегда казалось, что они добавляют историям живости.

Свой диплом по специальности «туризм» я защищала по теме промышленного туризма. Несколько лет назад, побывав в Выксе, я влюбилась в эти потрясающие масштабы: ты наблюдаешь, как в цехе рождается металлический лист, как гнется труба, и все это комментирует специалист. А потом идешь смотреть объекты фестиваля «Арт-овраг», и это уже совсем другая история, но дополняющая предыдущую. Мне кажется, что многие экскурсоводы боятся промышленных зданий и объектов. Одно дело – рассказать историю, а другое – объяснить, как это работало, как участвовали в этом люди, что здесь есть уникального.

Я не техник, я гуманитарий, но если разобраться в вопросе, то многое можно объяснить и показать. Где-то пользуюсь профессиональной литературой по вопросу, где-то беру детские рассказы про подобные процессы (я же почти как взрослый всезнающий герой такой книги!), где-то смотрю лекции и разбираюсь.

Шуховские башни из этой серии: одно дело – рассказать их историю, но Владимир Григорьевич Шухов был гениальным инженером, и моя задача – показать, что он придумал, и рассказать, что можно увидеть помимо башен. Многие после экскурсии благодарят за то, что так много узнали, до этого о некоторых изобретениях даже не догадывались. А еще и ажурные красивые башни увидели. Когда я написала эту экскурсию пять лет назад, не надеялась, что на нее будет спрос. Несколько раз свозила группу под заказ, но тогда до гиперболоида высотой 128 метров на берегу Оки было идти полтора километра по песчаной лесной дороге, люди уставали и несколько разочаровывались. Сейчас дорогу сделали. А у башни в Ляхово благоустроили территорию. Мне жаль пожарное депо, которое снесли, но башню привели в порядок. Теперь вижу на лицах людей удовольствие, и это такой кайф.

У меня есть серия экскурсий про изнанку города. Много улиц, помимо главных, которые надо показывать и о них рассказывать, ту же деревянную резьбу на ямских улицах, учитывая, что в последние годы они активно горят. Я знаю много людей, которые этими улицами не ходили или ходили, но на детали не обращали внимание. Это как с нижней частью города: нижегородцы, живущие в верхней части города, во многих районах не были ни разу. У меня только по родному Канавинскому пять экскурсий, и это еще не предел.

Я часто и много провожу экскурсии в формате фритур – без фиксированной платы, каждый оставляет по окончании гиду столько, сколько считает нужным. Это такой просветительский проект: ко мне приходят местные, и это помогает им узнать свой город лучше, с новой стороны. За 7 лет я ни разу не пожалела, что провожу именно фритуры. И нижегородцы много чего узнают, и я свои редкие и любимые маршруты могу показать. Это удовольствие!

В самоизоляцию делали онлайн-экскурсии, тоже в формате фритура, посвящали их разным городским аспектам: и строительству Нижнего, и нереализованным проектам. Сейчас я вижу, что людям интересно не только прийти на «живую» экскурсию, но и на досуге посмотреть онлайн-экскурсию или ролик про город.

Нижний – это не только парадное лицо, но и те мелочи и детали, которые мы в нем любим. Знаете, как здорово, когда тебя на экскурсии еще и дополняют личными историями? Конечно, при подготовке я хожу разговаривать с людьми на этих самых улицах, ищу воспоминания на картах и разных сайтах, но когда происходит диалог на маршруте, это очень круто! У нас у всех есть свои истории про Нижний из детства, из юности, из студенческой поры, бабушка рассказывала. Город для нас наполнен этими историями, и я за то, чтобы экскурсии были «живыми».

Многие забывают, что Нижний Новгород советских лет – город промышленный. Да и область у нас с интересными объектами, а еще и промыслы. Хочется и с этой стороны регион показывать, слишком часто это упускают. Не все, например, знают, что когда спускают суда на заводе «Красное Сормово», то можно прийти на этот самый спуск. А какой там музей! В прошлом году была в Княгинино. Оказалось, что на завод, молоко и кефир с которого покупаем в магазинах, есть экскурсии. Я люблю классическую историю, но жаль пропускать промышленные объекты. Поэтому, мне кажется, моя специализация – промышленность, городские детали и изнанка. Это история про то, какие мы сейчас, какой сейчас город и как он меняется.

В прошлом году меня дома запер не только режим карантина, но и автомобильная авария, в которую я попала на такси. Долго не могла водить экскурсии из-за перелома челюсти. Меня еще ждут операции по устранению последствий, и сейчас хочется больше показывать редкого, того, что люди должны увидеть непременно, а то вдруг исчезнет. И уже выбираешь маршруты для фритуров больше по изнанке, отдаешь им предпочтение. За несколько месяцев, проведенных дома, сразу понимаешь, когда идешь проверять маршрут перед экскурсией, как быстро меняется город. Хочется эти изменения отслеживать и показывать. Они видны и по новостям, поэтому всегда отслеживаю актуальную повестку – привычка сохранилась еще со времен работы журналистом, но она очень полезна и для экскурсоводов.

Фото: из архива героини

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: