Соня Пигалова и Илья Грибов

Научили нижегородцев слушать и слышать свой город. Во время организованных ими звуковых прогулок, можно не только узнать, как звучат жилые кварталы, река или даже стены морга, но и получить уникальный опыт наполненной тишины – ведь часть прогулок проходит в полном молчании. 

Какова история формата «звуковой прогулки»?

Илья Грибов: История звуковых прогулок как явления началась с произведения Макса Нойхауса Listen, то есть «слушай». Тогда людям, пришедшим на его выступление, он поставил на руку штамп со словом «listen» и отправился с ними на прогулку, чтобы послушать шум города. Возможно, это и можно назвать первой звуковой прогулкой.

Соня Пигалова: В Санкт-Петербургском музее звука проводятся разные эксперименты с тем, как можно слушать город, они создают звуковую карту местности. Это связано с движением людей, которые записывают звуки – «филдрекординг». Сама я откликнулась на то, что Илья первым сделал звуковую прогулку на фестивале фритуров в прошлом году, но мне захотелось внести в нее момент молчаливой прогулки. В результате у нас появился новый формат: молчаливые звуковые прогулки.

Как появилась идея сделать именно совместный проект, а не заниматься каждому своим?

И.Г.: У нас с Соней было уже несколько совместных проектов, работать вместе мы уже пробовали. Сначала я проводил звуковые прогулки с друзьями и для друзей, а потом сделал пробную прогулку для всех желающих на прошлогоднем «Фестивале фритуров».

С.П.: Я как раз пришла на тестовую прогулку Ильи. К тому дню я уже неделю болела, не выбиралась из дома, и эта прогулка стала для меня каким-то выходом в мир. Я в ней для себя волю к жизни почувствовала, и мне очень понравились моменты, когда люди замолкали. Группа людей в тишине и медленным темпом проходила определенные расстояния, то, как на нас смотрели прохожие – все это дало мне понять, какую невероятную ситуацию создает группа людей, которые слушают и молчат. Это был для меня новый опыт восприятия жизни, очень внезапный и очень богатый. Мне показалось, было бы здорово сделать совместную прогулку: звуковую и молчаливую. 

Как проходят ваши прогулки?

С.П.: Мы собираемся, даем вступительное слово и отправляемся. У нас есть отрезок пути, на котором мы концентрируемся на слухе, потом мы останавливаемся и объясняем, как можно сделать молчаливую прогулку, и дальше коммуницируем уже невербально какое-то время, потом идут другие тематические отрезки.

И.Г.: Смысл молчаливой прогулки в том, что ты не являешься активным «говорильщиком». То есть, ты не с кем не коммуницируешь словами, и само по себе это накладывает определенный эффект. Когда ты идешь рядом с людьми сорок минут, час, полтора часа и молчишь, а потом вдруг начинаешь резко говорить, спустя полтора часа, это какой-то особенный экспириенс. В чистом виде же звуковые прогулки подразумевают активное восприятие звука.

Звуковые прогулки – это в первую очередь развлечение или именно духовный опыт?

С.П.: У разных людей разные представления о развлечениях. Мне лично было очень весело на молчаливых прогулках и на звуковых, потому что там рождается атмосфера игры, между людьми происходит что-то творческое.

И.Г.: Все к этому относятся по-разному, у каждого участника рождаются свои переживания, эмоции, идеи, мысли. Человек остается наедине с окружающим миром, но при этом наедине с собой, он встречает себя и это рождает разные смыслы и дает разные результаты.

С.П.: Когда я делала эти прогулки, то почувствовала, что похожим образом мы общались детстве.  Как в песочнице мы молча начинали лепить куличи с новым ребенком, так и во время молчаливой прогулки мы подходили, рассматривали находки друг-друга, начинали извлекать из них звуки, изучать формы…

Как вы придумывали маршруты для прогулок?

И. Г.: Первым был маршрут рядом с моим домом, по местам, где я гуляю или хожу каждый день, просто вынужденно пребываю каждый день: проспект Гагарина, шум вентиляции в морге, детские площадки среди «хрущевок», журчание ручья и так далее и так далее. Найти разнообразный по характеру звучания маршрут достаточно сложно. Для меня неважно произвести какое-то впечатление, найти особенное место, интереснее открывать по-новому более привычные места: обычный парк, обычный центр города, обычные центральные улицы. Находить там новые звуки и переоткрывать свое отношение к местам и звукам абсолютно привычным и обыденным – вот что важно для меня.

Опыт такого активного слушания как-то меняет вашу жизнь?

С. П.: Когда Илья проводил прогулки, он делал гайд с советами как фокусироваться на разных звуках, и когда начала по нему «слушать», то заметила, что мое восприятие изменилось. Я стала иногда сложнее засыпать, потому что я слышу, как поет все вокруг: и трубы, и соседи и город за окном. Иногда слышишь, но не хочешь слышать. Может быть, со временем это тоже можно научиться убирать. Я стараюсь быть внимательной к тому, в какой звуковой среде я нахожусь, потому что я могу реально уставать от какого-то шума.

И. Г.: После всех опытов со звуковыми прогулками с активным восприятием в какой-то момент у меня просто отпала потребность в постоянном слушании музыки, постоянном нахождении наушников в ушах. Даже когда я еду в автобусе, мне нравится прислушиваться, к двигателю, к шасси, вычленять какие-то отдельные звуки, пропевать это про себя, составлять общую звуковую картину. Просто стало интереснее жить, когда появился еще один источник хорошего времяпрепровождения. 

Какие отзывы вы получали от участников прогулок?

И. Г.: Одна женщина приходила на несколько прогулок, а перед крайней из них рассказывала, что участвовала в спортивном мероприятии, где надо было долго бежать. В какой-то момент ей стало тяжело, она сосредоточилась на звуках и всю оставшуюся часть добежала без проблем.

Есть ли свое звучание у Нижнего Новгорода?

И. Г.: Для меня самое звуковое место в городе – это Сортировка. Там просто симфония, те кто не был на Сортировке, они просто пропустили, ну я не знаю, лучший концерт Моцарта. Когда все эти скрипы, свисты гармонично сочетаются и звук от них гуляет на километры вокруг – это пространственная инсталляция покруче любых современных галерей.

С. П.: Мне очень нравится слушать Покровку, потому что это место, где много интенсивных встреч, разных процессов, музыкантов, которые друг друга перебивают и все время звучат разговоры. Я еще на стадионе Водник люблю посидеть, потому что там тоже много пространства и очень много слышишь стрижей. Для меня город летом – это звук стрижей.

 

«НН.Собака.ru» благодарит за поддержку партнера премии glo

 

Текст: Анастасия Базилева

Фото: Лена Перожок

Стилист: Дарья Колосова
Одежда: на Соне кимоно Anna Fox Design, на Илье рубашка Riot2220_

Локация: Звуковая инсталляция на территории «Сад им.»

Наталья Бадьина,
Комментарии

Наши проекты