18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Интервью с Булатом Юсуповым

                                                                           к списку всех номинантов

 

Кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ, основатель Киношколы Булата Юсупова, снял фильм памяти Рудольфа Нуреева «Визит» и продолжает развивать кино в республике, обучая новых режиссеров, показ работ которых состоялся этим летом в кинотеатре «Родина».

 

Известно, что фильм «Визит» основан на реальных событиях, происходивших в нашем городе в теперь уже далеком 1977 году. Как возникла идея картины?
Да, сюжетом для картины послужил визит королевы Иордании в Уфу, она приезжала в наш город по просьбе Рудольфа Нуреева. В те времена танцор, известный на весь мир, не имеет права приехать в родную страну, и просит высокую особу передать весточку для родной матери. Об этой истории я узнал от Явдата Искужина, брат которого – Мухамет Искужин – был моим школьным учителем. Сценарий я написал еще несколько лет назад, но снять фильм удалось только в прошлом году, после того как мы выиграли грант Президента РБ (как раз в прошлом году великому танцовщику исполнилось бы 75 лет). Мне как режиссеру было интересно совместить разные фактуры, окунуться в другую эпоху, интересен сам факт визита королевы в нашу республику. Мы старались воссоздать обстановку, мебель, сам дух того времени – надеюсь, что нам это удалось. Все это было очень интересно в творческом плане.

Каким образом подбирались актеры?
Фильм посвящен памяти Рудольфа Нуреева, однако сам танцор в картине на втором плане, его партию замечательно исполнил артист балета Азамат Ишкин. Отдельной удачей считаю участие в картине московской актрисы Лауры Кеосаян – она сыграла роль королевы Иордании, сыграла очень драматично, одухотворенно. Хотя на эту роль изначально планировалась американская актриса палестинского происхождения, однако в процессе подготовки к съемкам возникли некоторые сложности со сроком визы. И тогда я пригласил Лауру, о чем не пожалел ни разу – она стопроцентно вписалась в роль. Порой обстоятельства при кажущемся негативном развитии событий на самом деле работают на нас, и с Лаурой как раз тот самый случай. Повторюсь, это удача.

Как восприняли картину зрители?
Временной формат «Визита» – 30 минут, то есть это не совсем привычное время для проката. Тем не менее летом фильм показали в городах и райцентрах республики. Хотя в целом, конечно, культура публичного кинопоказа у нас, увы, утеряна. Картина ориентирована на определенную аудиторию, и там, где есть попадание, чувствуешь живой интерес со стороны зрителя. Это для режиссера настоящее счастье. По моим наблюдениям, в основном фильм воспринят положительно.

Вы считаете «Визит» режиссерской удачей?
Любой фильм, законченный режиссером, уже можно считать удачей. Я благодарен этой картине – за интерес во время съемок, за работу над ней, за то, что она есть. Сейчас время больших возможностей, время карт-бланша, снимать гораздо проще, нет проблем с той же пленкой. Я учился во ВГИКе, защищался в 1996 году, и мою картину «Стеклянный пассажир» предложили выставить на студенческий фестиваль «Оскар» в Лос-Анджелесе. Но у меня была только одна-единственная копия фильма на пленке, которую я на следующий день должен был передать для Дома актера, для премьеры. Тиражирование кинокартин в то время было дорогим удовольствием. В итоге мой фильм так и не уехал за границу.

Ваша киношкола пользуется популярностью у молодежи. Расскажите, какие люди там учатся? Есть ли будущее у уфимских режиссеров?
Народ приходит разный. Для кого-то наша школа – база перед поступлением во ВГИК, кто-то просто любит снимать и приходит воплотить свою мечту, сняв фильм. За пять лет мы сняли 156 фильмов, провели два фестиваля «Кинозрение». Работы много, я нахожусь в среде, где я не могу надеяться на кого-то, кроме себя. Написал книгу «Как снять свое кино» – о том, как сделать это доступными средствами. Если бы я творил в Москве, вряд ли бы эта книга была написана.

Почему?
Потому что в Москве у меня было бы все – ассистент, свой оператор. Здесь все по-другому, приходится выкручиваться, искать разные варианты, чтобы снять картину. Вообще я за то, чтобы снимать недорого и много, как китайцы... А у нас зачастую снимают дорого и годами. Я говорю своим студентам: «Сделайте лучше и интереснее, чем у Дэвида Финчера – что вам мешает?». Сейчас у молодежи есть хорошие технические возможности, чтобы снимать. И перспективы у наших режиссеров, конечно, есть, среди них много талантливых. Известность – не самоцель. Можно быть не очень известным, но успешным в своей профессии, вообще в жизни.

Вот вы сказали, что в Москве у вас было бы все. Почему вы здесь, а не там?
Как ни удивительно это прозвучит, но я люблю свою родину, свою историю. Здесь мои родные, близкие. Для меня очень важно ощущение внутренней гармонии. Где-то может быть холодно, неуютно, а здесь мне тепло. Я десять лет проработал на киностудии «Башкортостан», работал менеджером по продажам, режиссером по прокату, осваивал другие профессии, и теперь в случае необходимости могу быть всем, поскольку многое знаю изнутри. Если хочешь быть режиссером, то надо постараться научиться всему.

Текст: Гюзель Сахипова

Фото: Дмитрий Айчуваков

Материал из номера:
Ноябрь 2014

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: