18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Архитектор говорит: преподаватель УГНТУ – о модернизме, буме коттеджей и создании интерьеров

Лейла Мазина – архитектор, дизайнер, преподаватель, основательница мастерской M-Project и человек, который доберется до сути, даже если заказчику сложно объяснить свои пожелания.

Судя по вашему блогу, вы работаете над интерьерами не только квартир и домов, но и общественных пространств, фитнес-центров, ресторанов и т.д. Обычно дизайнеры четко разделяют: либо одно, либо другое. Почему у вас не так?

Знаете, очень ценно, когда незнакомые люди доверяют тебе собственное, интимное пространство. И мне со своей стороны хочется дарить им особенную, личную историю. В этом и заключается моя дизайнерская миссия.

В работе с общественными помещениями чувствуешь ответственность перед гораздо большей аудиторией. Наша команда нашла своего рода баланс в реализации как коммерческих, так и частных интерьеров. Мы не варимся только в одном направлении, постоянно находимся в ресурсном состоянии. Это дает возможность мыслить по-разному, быть более гибкими. Мне кажется, такой подход полезен как самим дизайнерам, так и заказчикам. В итоге получаются разноплановые пространства.

Над какими интерьерами вам нравится работать больше?

Каждое новое пространство нас раскрывает по-новому. Оно вытаскивает неизведанное, дает внутренний духовный рост. Не могу предпочесть что-то одно, пока мне интересно все.

Если говорить о частных интерьерах, то их было много. Они близки мне, обладают особенной интимностью в плане творческой энергии. Возможно, от этого процесса и устаешь больше.

С общественными пространствами работа подвергается большей огласке, а значит, разной критике – и к этому нужно быть готовым. Ты несешь эстетическую ответственность перед аудиторией. В любом случае, коммерческие интерьеры мы очень любим, а частных заказчиков просто обожаем. (Смеется.)

А с каким клиентом легче и интересней работать?

Ни с кем не легче, но со всеми интересно! Есть известная фраза: «Занимайтесь любимым делом – и вам не придется работать ни дня в своей жизни». У меня похожая «молитва»: полюби заказчика своего – и все получится. Конечно, бывают люди, с которыми у нас разные ценности, вкусы, взгляды. Тут важно сторонам вовремя понять, получится ли творческий тандем. Он является основой основ, связующей нитью понимания. Конечно, легче работать с заказчиком, который доверяет, слышит и слушает. Но это прекрасное чувство должно быть обоюдным.

Желание клиента — закон?

Для кого-то, может, и закон, но важнее услышать и понять клиента. Пусть вам кажется, на первый взгляд, что человек говорит полную ерунду. Отыскать суть – это важный момент нашего профессионализма. Заказчик – не специалист, часто высказывает мысли невнятно, поэтому важно прочувствовать его посыл. Нужно переосмыслить сказанное и изложить это через призму своего вдохновения в идейную концепцию пространства.

Я всегда внимательно слушаю заказчика, изучаю его, задаю вопросы о личной жизни, работе, отдыхе. Такое досье нужно, чтобы сделать интерьер особенным. Кстати, бывает, что человек сам предлагает удивительные решения, до которых ты не додумался бы. Они делают это на интуитивном уровне. Такое важно правильно воспринимать, слышать и признавать.

Для меня клиент – мой творческий напарник

Слава дизайнерскому богу, у нас все заказчики с хорошим вкусом. Я их всегда хвалю. Мы тоже молодцы, но не стоит забывать, что жить в интерьере именно людям, а не нам.

В книге Ufa Design Book вы писали, что придерживаетесь модернизма. Чем он вас покорил?

Модернизм – это современный стиль, который может быть разнообразным. Сейчас почти никто не работает в определенном стиле. А при первой встрече заказчик может озвучивать в пожеланиях, цитирую: хочу классику, ар-деко, минимализм, лофт (мягкий или грубый), шале, скандинавский. Но! Мы проводим анализ, основываясь на базе пожеланий клиента, приводим аргументы и предлагаем интерьер, подходящий для долгой счастливой жизни.

Вы готовы сделать проект, который не совпадает с вашими представлениями?

Если банально и кратко, то не готова, но давайте порассуждаем. Каждого человека можно переориентировать с помощью здравого смысла, доводов и примеров. Если перечисленное не помогает найти золотую середину между заказчиком и профессионалом, то зачем ломать себя. Я часто проверяю себя на прочность. Мне интересно, смогу ли я вытянуть объект. Порой легче отказаться от проекта и жить спокойно, однако сложности дают колоссальный внутренний рост. Наверное, от такого подхода немного веет мазохизмом, но это эффективно.

Вы проектируете дома. Расскажите, изменились ли за последнее время проекты. Бум коттеджей прошел?

Сомневаюсь, что он пройдет. Два года назад пришла пандемия, и многие поняли, что без жилья за городом не обойтись. Сейчас в стране снова нестабильная ситуация. Постоянный стресс, неясность с организацией отдыха. В таких случаях понимаешь, что нужно окружить себя комфортными условиями, создать приятное настроение и свою загородную историю.

Мне кажется, люди будут активно перекочевывать за пределы Уфы

Вы преподаватель кафедры архитектуры УГНТУ. Как строите работу со студентами?

Нужно уметь делиться знаниями и передавать свой опыт будущему поколению, ведь когда-нибудь они придут нам на смену. Она должна быть достойной. Я вижу свою миссию в передаче практического опыта, поэтому даю студентам прикладные вещи. Мы выезжаем на стройку, проводим там нашу лекцию, иногда в сопровождении заказчиков, демонстрируем мастер-класс общения и ведения оперативок, посещаем различные интерьерные салоны, мебельные производства.

В качестве курсовой делают проект, например, квартиры. Они учатся презентовать работы, доносить их суть. Я их готовлю к реальной рабочей жизни. К сожалению, глубоко погрузиться в сферу не позволяет время, отведенное на лекционные часы. Но мы стараемся эффективно отработать то, что есть.

Я сама выпускница нашей кафедры, люблю ее всем сердцем. Мне приятно вернуться сюда уже в другом статусе и дать старт карьерам будущих специалистов. Многие ребята приходят ко мне на летнюю производственную практику, а после некоторые выпускники устраиваются на работу в мою команду.

Какие источники вдохновения для вас самые сильные: медиа, искусство, путешествия?

На первом месте путешествия! Смотреть, впитывать, перезагружаться, отдыхать и менять обстановку – все это важно для плодотворной работы. Хорошее настроение – необходимое условие для выработки творческой энергии.

Искусство – мощный источник вдохновения для меня, и это неудивительно. Мой папа – заслуженный художник Башкортостана, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, мама – фотохудожник, старший брат – архитектор, а младший – филолог. Я выросла в творческой среде.

А еще меня вдохновляют сами заказчики и, безусловно, команда. Вместе со всеми нашими специалистами мы корпим над объектами, придумываем, анализируем и воплощаем проекты. Каждый человек здесь важен и нужен, мы подпитываем друг друга.

Вдохновляться и цитировать – где грань между этими понятиями?

Все придумано еще в эпоху античности. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима создали мощнейшую базу для потомков. Они нас вдохновили, поэтому все, что мы сейчас якобы пытаемся придумать, давно уже есть.

Важно не просто брать какие-то интересные приемы из стилистических аналогов. Нужно всегда переосмысливать их, отвечать себе на вопросы: почему, зачем, для чего это решение. Всему должно быть объяснение. Если поэма интерьера складывается в целостную историю, то это победа. У вас получилась уникальная картина с особым содержанием. И неважно, чем вы вдохновлялись.

Материал из номера:
Май 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: