18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

В гостях у сказки: как устроена работа художника-керамиста?

Екатерина Репникова создает удивительные изделия из глины: в ее мастерской посуда необычных форм соседствует с авторской бижутерией, а трогательные ангелы и русалки с фантазийными стрекозами. Эти милые вещицы заказывают со всего мира – от Германии и Словакии до США и Японии.

Екатерина Репникова

Екатерина Репникова

Что для вас керамика?

Раньше, когда меня спрашивали о профессии, я сконфуженно отвечала, что я художник-керамист, и добавляла, мол, леплю из глины. Собеседники, наверное, представляли себе гончарный круг и горшки. Сейчас, спустя двенадцать лет, я говорю о своем занятии с гордостью. Потому что это действительно интересная и чрезвычайно редкая профессия. А для меня еще и способ самовыражения, и даже терапия.

Как все началось?

В детстве я рисовала, как многие дети, разве что чуть более увлеченно. Участвовала в выставках – школьных и городских. Потом поступила в Магнитогорский государственный университет на художественно-графический факультет.


Едва попав в каморку керамистов худграфа, я была полностью очарована магией глины

Захотелось разгадать эту загадку: как из кусочка серой массы получаются такие фантастические объекты. Вообще, в 2000-х был рассвет нашего отделения декоративно-прикладного искусства. Студенты могли получить такие редкие профессии, как художник по текстилю, по металлу или по керамике. Практику мы проходили на фарфоровых заводах в Свердловской области. Уже с первого курса я пробовала что-то делать, и даже продавать. А когда перебралась в Уфу – начала всерьез, профессионально этим заниматься.

Что вам ближе – арт-объекты из глины или что-то более традиционное, посуда, например?

Глина – материал разноплановый по свойствам, отсюда и множество направлений. Начинала я с утилитарной керамики, чтобы заработать на своем ремесле. Делала на заказ посуду для ресторанов, сувениры, бижутерию. Но в то же время меня влекло и «чистое искусство» – художественная керамика, в которой нет пользы, есть только красота. Такая керамика передает авторскую мысль, несет определенное настроение и существует, чтобы вызывать восторг, удивление или даже эпатировать зрителя.


Я люблю все – от грубой шамотной керамики и сугубо интерьерных работ до изящных фаянсовых украшений и сувениров

Мне нравятся австралийские художники, которые в работах рассказывают о дикой природе своей страны. В то же время очень самобытна и украинская керамика. Она совсем другая – традиционная, ремесленная.

В зарубежных художественных галереях в порядке вещей выставлять керамику, художники по керамике ценятся наравне с живописцами. А как у нас с этим?

Мы потихоньку идем в ту же сторону. Весной мне удалось побывать на двух выставках в Москве. На выставке «Парадоксы» работы были представлены в десяти залах. Экспозиция охватила все направления этого искусства: от интерьерных до религиозных и фэнтезийных. Выставка «Поверхности» имела определенный фокус: глиняные полотна, где работа идет с формой и фактурой. Выставки очень разные, но обе совершенно блестящие и посвящены керамике. Экспериментов с художественной изобразительностью керамики сейчас очень много, а значит, перед керамистом открыто множество путей – это главное.

Что нужно керамисту для работы?

Глина, печь, кисть и вода. Вот вам и четыре стихии – земля, вода, воздух и огонь. Раньше глину мы сами рыли, сами сушили и отминали. Сейчас я покупаю готовую – украинскую, немецкую или испанскую. Глазурь, как и глиняные массы, заказываю в интернете или покупаю в специализированных магазинах. Для работы с фактурой идет все разнообразие подручных средств – палки, «каталки», «тыкалки», ножи и карандаши. У меня долго не было печи, и сначала мне помогали Константин Васин и его студия «Терракота», куда я возила изделия на обжиг. А потом муж подарил мне настоящую профессиональную печь, о какой я всегда мечтала. И я стала работать дома, на кухне.

Что самое сложное в работе керамиста?

Технология. Она требует терпения, выносливости и внимания. Это как путь самурая – ты должен много работать и быть готовым к потерям. В работе есть такие стадии, которые не зависят от художника – например, обжиг или сушка. Обжиг – настоящее таинство.


Можешь сделать все, что от тебя зависит, а получить совсем не то, чего ожидал

Можно ли заработать на вашем ремесле?

Да, можно. Хоть и не так просто, как на продуктах первой необходимости. Керамика сейчас в моде. Молодые художники понимают, что они делают, как себя подать и как продать. Хорошо продаются аксессуары для интерьеров, посуда, украшения. С арт-работами все чуть сложнее. Здесь важно найти свой стиль, свой язык.

Где вы берете идеи?

Копилка идей начала пополняться с университетских времен. Зарисовки орнаментов разных культур – от Египта до Южной Америки. Детские книжки с иллюстрациями художников. Народная игрушка. Pinterest, в конце концов. Постоянно ищу что-то новое, читаю, смотрю.

Очень вдохновляют выставки и другие крупные события в моей сфере. Всю жизнь буду помнить международный симпозиум в Беларуси в 2013 году. Там собрались керамисты стран СНГ и Европы. Мы жили в лесу, на берегу реки, в деревянных домиках. А еще – занимались традиционным обжигом раку. Это был уникальный опыт и настоящая магия, которая будет питать меня еще долго. Ну и просто было приятно побыть в среде тех, кто любит то же, что и ты.

Как вас находят покупатели?

Я участвую в фестивалях и ярмарках в России и за рубежом, в Уфе выставляюсь в Уфимской художественной галерее. Веду социальные сети, где делюсь фотографиями работ – часть из них уже купили коллекционеры из Европы, США и Японии. После того, как я приняла участие в программе «Путь к мечте» от Ремесленной палаты Республики Башкортостан и начала преподавать в художественной школе, обо мне стали знать больше. Среди тех, у кого есть мои работы, – Каринэ Хабирова, президент фонда «Вера» Нюта Федермессер, певица Манижа.

Что у вас в ближайших планах?

Привести в порядок мастерскую. Организовать свою небольшую школу. Запустить линию сувениров, чтобы отливкой и штамповкой могли заниматься помощники. Больше участвовать в выставках – в России и за рубежом. Запустить авторскую линейку керамической бижутерии. Выйти на новый уровень в работах.

Текст: Оксана Ватаг
Фото: Никита Сухоруков

Материал из номера:
Август 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: