18+
  • Образ жизни
  • Авто
Авто

Чистая энергия: кто и почему ездит на электрокарах в Уфе?

Вы можете их не замечать, а они среди нас. Электрокар — это не только Тесла, которая привлечет внимание всех, часто он замаскирован под обычный кроссовер. Поговорили с уфимцами, которые выбрали себе такие машины, о том, сколько стоит их содержать, где заряжать и можно ли доехать до Абзаково.

Виктор Эриванцев со своей Tesla Model 3 Performance

Виктор Эриванцев со своей Tesla Model 3 Performance 

Виктор Эриванцев, исполнительный директор компании «Айвисистемз»

Я хотел купить именно «Теслу», другие электрокары даже не рассматривал. Меня зацепил принципиально новый подход компании – они создали iPhone в мире автомобилей. Например, машина сама открывается, когда к ней подходишь, – я даже не знаю, где мои ключи. Еще удобно, что она сама может ехать, когда ты занимаешься своими делами. Такие инновационные фишки Tesla ввели как стандарт – это мне и понравилось.

Только купить «Теслу» в России не так просто. Я очень долго мониторил рынок. Не хотел брать американскую с аукциона, потому что они обычно битые и отремонтированные где-то, например в Белоруссии. Поэтому решил купить европейскую. Она еще и намного практичнее для России. Чтобы заряжать американскую, нужен переходник, а из-за него теряется энергия и подзарядка идет дольше. Еще в «Тесле» есть sim-карта для подключения к интернету: для американской ее нужно перепрошивать, а в европейскую ставишь обычную российскую и все, пользуешься. В итоге я нашел свою машину у российского собственника на «Авито».

Tesla самая дешевая в плане содержания машина в своей ценовой категории

Езжу на ней уже два года и у меня только хорошие впечатления. У меня был случай: я отвлекся на телефон и чуть ли не попал в аварию. Tesla сама затормозила, чтобы я не врезался в машину спереди, а авто сзади не задела мою. Я даже не понял, что произошло. Еще из плюсов – ее не надо заводить: я сажусь, нажимаю на педаль и еду. Все, что в обычных машинах нужно докупать, здесь сразу установлено. Это и видеорегистраторы, и охранная сигнализация. Еще машина сама звонит, когда подъезжаешь к шлагбауму. Удобно, что она запоминает, когда ты обычно выходишь из дома или с тренировки и греется к этому времени.

При этом, на мой взгляд, Tesla самая дешевая в плане содержания машина в своей ценовой категории. За 35 тысяч пробега я поменял только воздушный фильтр за шесть тысяч рублей. Масло менять не нужно, тормозные колодки – очень редко. И в городе много бесплатных зарядок. Есть быстрые, средние и медленные. Редко когда заряжаешь машину до 100%, тут другой подход. Я оставляю машину на станции, пока занимаюсь своими делами, например в магазине покупаю продукты, она успеет зарядиться на 30% – этого мне хватит на три дня. За последнее время я пожил в трех разных домах с подземным паркингом. Я ни на один не смог поставить станцию, но не потому что нельзя, просто это требует много времени и согласований. Зимой расход энергии больше: она тратится на постоянный подогрев аккумуляторной батареи. Но плюсы тоже есть: у меня полный привод и я не застреваю на заснеженных дорогах.

Электрокар спроектирован так, чтобы с ним мог справиться работник любого автосервиса

На «Тесле» я ездил в Казань и Челябинск, расстояния между станциями на трассах правильно рассчитаны, я останавливался всего один раз, подзарядился за сорок минут. Запас хода моей машины фактически 350 километров, хотя по паспорту написано больше.

Обслуживать электрокар легче и дешевле. Он спроектирован так, чтобы с ним мог справиться работник любого автосервиса. Официальных салонов в Уфе нет, но они и нужны только для сложных неполадок, например если сломались основные системы. У моего знакомого был гарантийный случай тоже с «Теслой»: он отправил ее в Финляндию, ему все бесплатно сделали и доставили обратно.

Забавно, что машина нравится детям, они часто подходят, фотографируют. Я у них спрашивал, откуда они знают что это Tesla, отвечают, от блогеров (смеется). Других водителей интересуют практические моменты, задают вопросы про обслуживание, еще всех привлекает, конечно, скорость машины. При мне, кроме детей, не подходили фотографироваться, но на видеорегистраторе можно посмотреть много интересных ситуаций (смеется).

Тимур Хасанов со своим Porsche Taycan Turbo S

Тимур Хасанов со своим Porsche Taycan Turbo S

Тимур Хасанов, предприниматель

Я купил электрокар спонтанно. Вообще хотел обычную машину, но ее надо было ждать восемь месяцев. Случайно заметил Porsche Taycan Turbo S в Нижнем Новгороде. В понедельник увидел, а уже в четверг привез ее в Уфу. И только потом начал глубже погружаться в особенности. Вообще, я люблю эту марку: их машины надежные и красивые.

Со временем понял, что хотя покупка и спонтанная, но преимуществ много. Для меня самое приятное в пользовании электрокаром — это то, что не надо платить налог. Обслуживать нужно раз в три года или в тридцать тысяч километров: заменить салонный фильтр и тормозную жидкость. Колодки практически не используются, поэтому обслуживать почти нечего. Все жидкости заливают один раз и все, больше ничего не нужно. Зимой печка быстро нагревается. У меня есть система подогрева аккумуляторов: когда ставишь заряжаться, сначала разогреваются аккумуляторы и только потом идет зарядка, а летом по этой же системе они охлаждаются. Правда, обычно запас хода четыреста километров, а в мороз — триста. Но мне все равно этого хватает, я оставляю машину заряжаться в гараже на ночь и все — это дело двадцати секунд. С моим автомобилем шел зарядник, который один раз подключается, вешается на стену, шнур втыкается в автомобиль.

Самое приятное в пользовании электрокаром — это то, что не надо платить налог

В городе мне неудобно пользоваться станциями, они медленные и часто выходят из строя. Хотя они бесплатные — это плюс. За все время я всего два раза заезжал в ЭЗС в городе. Еще знаю, что некоторые ЖК уже при строительстве заложили провода для электромобилей. Там при покупке парковочного места сразу же получаешь и станцию.

Из недостатков лишь то, что не поедешь на ней в путешествие. У меня для дальних поездок вторая машина, а электрокар очень практичен для города: мгновенный отклик на педаль газа, его не надо заводить, нет расходов на топливо. Внимания на улице особо машина не привлекает, какого-то ажиотажа нет. Уверен, большинство думает, что это просто симпатичный Porsche, а не электрокар.

Рушан и Эльвира Каюмовы с своим NIO ES8
Фото: Нелли Мусина

Рушан и Эльвира Каюмовы с своим NIO ES8

Рушан Каюмов, глава компании «Еврокара-плюс»

Мы уже семнадцать лет сотрудничаем с корпорацией JAC Motors. В рамках нашей очередной поездки на завод в Китае в 2018 году мы посетили совершенно новое производство JAC совместно с Volkswagen: они построили завод по созданию электроавтомобилей под новейшим брендом Nio. Там мы загорелись мечтой приобрести этот электрокар и ездить на нем. У завода Nio есть несколько моделей. Мы выбрали именно Nio ES8, потому что это полноценный кроссовер – большой автомобиль, даже больше, чем Land Rover Vogue, и по внутреннему убранству он ничем не уступает самым топовым иномаркам.

Содержание электромобиля значительно дешевле, чем автомобиля – в связи с тем, что на нем не нужно проводить регулярное техническое обслуживание каждые десять тысяч километров, у него нет двигателя. Это АКБ, электромотор: все находится под капотом, который нельзя открывать, там все работает как часы. Нет необходимости менять масла, смазывающие материалы. Меняется только салонный фильтр. Ну и, конечно, значительная экономия идет за счет электроэнергии – не нужно заправляться топливом, средний расход в месяц составляет около трех тысяч рублей (летом чуть меньше, зимой чуть больше). Думаю, те, кто сейчас берет электромобили, делают это не с точки зрения экономии: на сегодняшний день они стоят достаточно дорого. Скорее, это люди, которые хотят попробовать что-то новое: они уже на всем в своей жизни поездили и ищут новых ощущений.

Те, кто сейчас берет электромобили, делают это не с точки зрения экономии. Скорее, это люди, которые хотят попробовать что-то новое

Различий в эксплуатации что летом, что зимой нет никаких. У нас нет отапливаемого гаража, машина стоит просто на улице под навесом. В последний раз она стояла на улице двадцать дней: мы вернулись после долгого отпуска в мороз минус тридцать пять, легко ее завели и поехали на работу. У автомобилей батарея автоматически обогревает сама себя, затрачивая на это около двух-пяти процентов заряда за ночь. поэтому она не охлаждается и готова к работе в любой момент.

В Уфе мы ни разу не пользовались общественными электрическими зарядками – и, честно говоря, даже не знаем, где они находятся. У нас частный дом и своя зарядка под навесом. В дальние путешествия, даже по республике, не выезжаем на электромашине именно из-за того, что нет развитой сетки по зарядным станциям. Для этого в нашей семье есть второй автомобиль. На сегодняшний день электромобиль практичен лишь в рамках эксплуатации его в городе. Что касается его эксплуатации на дальние расстояния, пока что – в нашей республике, по крайней мере – это точно невозможно.

Как правило, электромобили привлекают внимание мужчин любого возраста, от самых юных до самых взрослых. Они подходят, удивляются, задают вопросы… В частности, наш электрокар производит звуки летающей тарелки, и это вызывает неподдельный интерес.

Руслан Латыпов со своим Audi e-tron

Руслан Латыпов со своим Audi e-tron

Руслан Латыпов, управляющий партнер и операционный директор сети ресторанов «Лидер Групп»

Перед тем как решиться на покупку нужно было ответить себе, зачем мне вообще это нужно. Обычно я выделяю рациональные и эмоциональные выгоды. Однозначно, меня в первую очередь привлекло, что нет затрат на топливо и большинство городских станций бесплатные. Когда заряжаешься дома, платишь по счетчикам – это все равно дешевле, чем заправляться бензином. Еще нет транспортного налога в первые три года. Если бы у меня была обычная машина с такой же мощностью, платил бы шестьдесят тысяч в год. Обслуживание стоит дешевле, в сервис приходишь редко – можно сравнить со смартфоном, вы ведь не ремонтируете телефон постоянно. Если будет падать мощность батареи, мне ее заменят по гарантии. Ну и приятно, что не надо платить за парковку в центре и проезд по автобанам.

Мне нравится, что Audi e-tron максимально замаскирован под обычный кроссовер, но при этом у него классная динамика и бешеное ускорение. Ощущение, что ты играешь в приставку и управляешь гоночной машиной. Это машина, которая опережает свое время. Я получил все преимущества премиального автомобиля и футуристичный дизайн. Хотя можете забыть все, что я сказал: мне просто нравится Audi.

Мы должны продолжать жить, пока заряжается машина, и не тратить свое время попросту

Конечно, такие преимущества многих привлекают, и владельцев электрокаров было бы больше, если бы развивалась инфраструктура. Сейчас чем дальше от Москвы, тем меньше ЭЗС – электрозарядных станций. В Уфе их примерно четырнадцать. Торговые центры поставили свои, они тоже комфортные. Электрокар, конечно, можно просто воткнуть в розетку, только заряжаться машина будет долго: от двенадцати до сорока восьми часов. Станций недостаточно, чтобы покупать электромобиль как единственную машину в семье.

Я считаю, нужно менять привычки и заряжаться каждый раз, когда есть возможность. Например, ты приехал в ТЦ покупать джинсы, даже если еще семьдесят процентов заряда, поставь машину в ЭЗС. Тогда автомобиль станет спонсором покупок: деньги, которые ты мог потратить на топливо, потратишь на себя. Я в неделю только один раз заряжаюсь специально, все остальное время параллельно с другими делами. Можно и рядом с домом поставить станцию. Есть два варианта: провести розетку на 380 кВт или купить блок как в торговых центрах.

Автомобиль станет спонсором покупок: деньги, которые ты мог потратить на топливо, потратишь на себя

Зимой машину не нужно греть, но на морозе она разряжается быстрее. Производители это понимают: у моего электрокара автоматическая система поддержания температуры в батарейном блоке. Конечно, лучше оставлять машину в гараже или на подземной парковке.

Независимо от времени года для города электрокар идеален, а вот по республике не попутешествуешь. Но я все равно собираюсь сделать эксперимент: поеду на электрокаре в «Абзаково» в Белорецком районе. Запас хода моей машины триста километров, расстояние между Уфой и курортом — двести пятьдесят.

На дорогах республики нет станций, хотя очень бы хотелось. Тем более эти заправки можно и монетизировать, правда, без субсидирования со стороны государства не обойтись. Было бы приятно посидеть в кафе, поработать за ноутбуком, пока заряжается машина. Я не заплачу за подзарядку, но оставлю деньги, например, за кофе и перекус. Я смотрел, такую среду создают Тесла. Надеюсь, в будущем и у нас будет именно так, ведь мы должны продолжать жить, пока заряжается машина, и не тратить свое время попросту.

Текст: Асия Нигамаева, Эльвира Галиева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: