Актер уфимского Театра кукол и лауреат нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2025 посвятил 60 лет служению родному театру, где прошел каждую ступень на пути актера: был учеником кукольника и сам учил молодых артистов, играл в спектаклях и ставил их. На счету Айрата Акрамовича немало наград и званий – Заслуженный и Народный артист БАССР, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России. В 2024 году к этому списку добавилась высшая театральная награда страны «Золотая маска» за Выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Ваш путь артиста начался с того, что вы пришли в театр на подработку, а потом стали частью труппы. Почему вы выбрали именно Театр кукол?
Это больше счастливая случайность: в 16 лет, после восьмого класса я, как и многие послевоенные дети, хотел устроиться на работу и продолжить учиться в вечерней школе. В отделе кадров на заводе был перерыв, я решил прогуляться по улице Ленина и увидел огромное объявление: «В Театр кукол требуется рабочий сцены». Мой приятель работал в театре и рассказывал, что они ездят на гастроли, работа интересная, и мне тоже захотелось попробовать. Оказалось, что сначала нужно пройти конкурс: басня, стихотворение, отрывок из прозы. Я говорил в отделе кадров, что это временная работа, но мне ответили: «Не зарекайся». Рабочие сцены носили тяжести, разбирали и собирали декорации, но иногда их привлекали к самим спектаклям: допустим, нужно поднять декорацию под музыку. Меня определили в бригаду, которая готовила новую постановку, и в ней не хватало мужских голосов. Это была моя первая эпизодическая роль. А затем я начал с самых азов постигать искусство театра кукол. В этом году исполнится 60 лет, как я ему служу.
Театр кукол требует особого мастерства. Каково это – играть, когда вас не видно?
В драматическом театре актер играет сам собой, своим телом в предлагаемых обстоятельствах роли. В театре кукол мы проходим то же самое – репетируем и переживаем роль, как драматические артисты, только передаем внутреннее состояние, образ и характер героя через куклу. Искусство открывалось мне со временем: работаю с куклой, смотрю на нее – а она двигается. Сам даже не всегда понимаю, как так происходит, как я даю жизнь мертвой тряпочке.
В 1986 году, когда мне уже дали звание народного артиста БАССР, меня назначили на пост главного режиссера театра, хоть я и сопротивлялся. После окончания института послали на режиссерские курсы в Москву, и уже тогда, прочитав восемь томов Станиславского, подкрепив практику знаниями Щепкина и Товстоногова, я начал понимать, как объяснить все то, что у меня получается передавать через кукол.
Вас назначали на эту должность дважды. Расскажите о вашей режиссерской работе.
Когда мы в 1976 году переехали в новое здание, нужно было расширять репертуар, и мне доверили восстанавливать старые спектакли, в которых я сам раньше играл. Кое-что сокращал, кое-что добавлял, но всегда стремился улучшить материал – так восстановил пять-шесть спектаклей. В 1984 году первой самостоятельной постановкой для меня стал спектакль «Золотой цыпленок» – в нем участвовало трое исполнителей, а цель была такова, чтобы мы могли поставить его на любой площадке и сыграть малым составом. Я ставил его для русской и башкирской групп и сам много лет исполнял в нем главную роль Волка. Потом ставил «Клочки по закоулочкам» и «По щучьему велению». Но самое главное – этот опыт дал мне понять, что я могу поставить хороший спектакль, но всегда смотрю на него по-актерски, и по натуре своей я актер. Именно актерство дает мне огромную свободу, а режиссура требует других качеств характера. Я же – очень переживательный.
Одно из ваших недавних достижений – победа на премии «Золотая маска». Что она для вас значит?
Сначала удивился – почему я? Учился, шел своим путем, исполнял актерский долг. Просто увлекся театром и любил. А тут – Михалков, Неелова, Розовский – настоящие боссы-корифеи. И я, артист театра кукол. Позже узнал, что это Союз театральных деятелей, где я состою уже 34 года, направил мою кандидатуру. Председатель союза, Владимир Машков, оказывается, все детство провел в кукольном театре Новокузнецка, и когда он вручал «Золотую маску», я спросил, почему из всех артистов-кукольников выделили именно меня. Он сказал: «Вы же известный у нас, поэтому и выбрали». Конечно, награда для меня очень дорога, это признание самим театральным сообществом. Никогда не изменял нашему Театру кукол, и для меня важно работать для детей – которые потом становятся зрителями больших и взрослых театров.
О чем вы сейчас мечтаете?
Чтобы наш Театр кукол наконец-то получил звание Академического.
Текст: Эвелина Бронникова
Фото: Дамир Абсалямов
«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2025:
Группу компаний «Гранель» — официального застройщика жилого комплекса «Лесная симфония»
Федеральную аптечную сеть «Фармленд»
«World Class Уфа» — фитнес-клуб премиум-класса
Центр красоты, здоровья и молодости Giovane
Рекламное агентство полного цикла «Арго»
Организацию праздников Borisov Event
Компанию Ladoga
Креатив и продакшн-студию Tip-Top Team
Business FM — деловое радио
Мастерскую флористики и декора Anree
Комментарии (0)