18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

На троне он сидел: европейские политики восхитились «Борисом Годуновым» в исполнении Ильдара Абдразакова на сцене в Милане

В конце года прошло одно из самых знаковых событий в театральной жизни – открытие нового сезона в Ла Скала. На премьерном спектакле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», где ведущую партию исполнил лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и двух премий «Грэмми» Ильдар Абдразаков. Международная пресса окрестила постановку «потрясающим триумфом» и «небывалым успехом».

Ильдар Абдразаков

Ильдар Абдразаков

Ильдар, поделитесь своими впечатлениями: что значило для вас участие в русской опере «Борис Годунов» на открытии сезона этого года в Ла Скала?

В декабре 2022 года я уже в шестой раз выступал на открытии сезона Ла Скала, но это открытие было для меня, да, думаю, и для очень многих, особенным. Ведь несмотря ни на что главный театральный сезон открылся оперой Мусоргского «Борис Годунов».

На первом спектакле присутствовали самые высокие гости – председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Италии Серджо Маттарелла и премьер страны Джорджия Мелони. Зал слушал как завороженный, а потом взорвался аплодисментами, которые не смолкали минут пятнадцать. Что творилось после премьеры в СМИ трудно представить: все итальянские газеты и журналы кипели и бурлили, писали, что это был триумф, что они давно не помнят такого громкого и грандиозного открытия сезона в Милане.

А как вы отнеслись к исполнению на русском языке?

В декабре я впервые пел в Милане спектакль на русском, и это был еще один особенный для меня момент. Конечно, до этого были концертные программы или отдельные концертные номера на русском языке, но именно в спектакле миланцы впервые услышали меня в опере русского композитора.

На первом спектакле присутствовали самые высокие гости – председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Италии Серджо Маттарелла и премьер страны Джорджия Мелони. Зал слушал как завороженный, а потом взорвался аплодисментами
Опера «Атилла»

Опера «Атилла»

Помимо Ла Скала, в каких оперных театрах мира вы выступаете в этом сезоне? Хотелось бы понять, какова география гастролей, с какими театрами, дирижерами будете сотрудничать?

В конце января у меня два выступления в Мариинском театре с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом – «Аттила» Верди, где я пою титульную партию, и его же «Сицилийская вечерня». Эта опера идет в России очень редко, а для баса там есть что попеть, поэтому я всегда рад такой возможности. В феврале будет выступление в Сочи на XVI Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета.

Из зарубежного – также в феврале – запланировано концертное исполнение «Осуждения Фауста» Берлиоза в Неаполе с оркестром и хором Театра Сан-Карло и Пинхасом Стейнбергом за дирижерским пультом. А в марте вновь вернусь в Ла Скала – на премьеру «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Ставить «Сказки» будет Давиде Ливерморе, с которым мы уже неоднократно работали и в Ла Скала, и на других проектах.

Опера «Атилла»

Опера «Атилла»

Ильдар, хотелось бы подробнее остановиться на вашей партии Аттилы в одноименной опере Верди. Впервые в вашем исполнении она прозвучала в Метрополитен-опере, но, как мы знаем, с этой оперой вас связывает и режиссерский дебют – в Башкирском театре оперы и балета в 2019 году. И это была, без преувеличения, одна из самых масштабных постановок за всю историю театра.

Действительно, с этой партией и с этой оперой Верди у меня очень многое связано. Во многом благодаря этой опере я вообще полюбил академический вокал и решил связать свою жизнь с академической сценой. Затем я сотни раз исполнял ее с самыми разными дирижерами по всему миру, и дебютировать как режиссер в 2019-м тоже решил именно с этим названием.

Для меня тот спектакль был огромным событием: первая режиссерская работа, первая постановка на уфимской сцене, огромный масштаб и подготовка. Колоссальный состав артистов, мастерские тогда изготовили 400 сложнейших костюмов! Это было невероятно! А затем мы смогли показать этот спектакль в Москве в Большом театре – потрясающий опыт. Кстати, на премьере в Уфе я исполнял титульную партию, так что для уфимцев мой Аттила тоже звучал.

Есть ли у вас в планах вновь спеть эту партию на сцене оперного театра родного города? Или, может быть, вы хотите выступить в роли режиссера-постановщика нового оперного спектакля на сцене Башкирского оперного театра?

Пока в ближайших планах нет идеи вернуться к этой роли на сцене Башкирской оперы, но это одна из моих любимых партий, и я всегда с удовольствием ее исполняю. Тем более будет приятно когда-нибудь вновь спеть ее в родной Уфе. Что касается режиссуры, есть несколько идей, над которыми хотелось бы поработать, но пока об этом рано говорить.

С Уфой у меня очень теплые отношения, и я всегда с удовольствием сюда приезжаю, привожу коллег и молодых артистов. Это мой родной город, и я знаю, что публика здесь всегда с нетерпением ждет новых событий, как и молодые талантливые ребята, которыми богата республика
Ильдар Абдразаков и Галия Камаева, автор статьи, директор Благотворительного фонда поддержки культуры и искусства РБ, художественный руководитель

Ильдар Абдразаков и Галия Камаева, автор статьи, директор Благотворительного фонда поддержки культуры и искусства РБ, художественный руководитель фестиваля «Петербургские сезоны в Уфе», член экспертного совета Национальной оперной премии «Онегин»

В этом году с большим успехом прошел Пятый фестиваль Фонда поддержки молодых певцов Ильдара Абдразакова в шести городах Сибири. Расскажите, пожалуйста, подробнее о фестивале, его программе, концертах и мастер-классах.

На самом деле в прошлом году мы побывали не только в Сибири, но и на Дальнем Востоке. Это был наш пятый фестиваль – первый маленький юбилей, повод подвести промежуточный итог нашей работе за прошедшие годы. Поэтому мы хотели сделать географию проекта насколько возможно широкой и в результате проехали через всю страну. Открывались в Москве большой гала-программой, а затем были Владивосток, Сургут, Ханты-Мансийск, Красноярск и Норильск.

Как и пять лет назад, главная задача нашего фестиваля – вывести на сцену молодых ребят. Кто-то из них еще учится, а кто-то уже закончил и пробует себя в профессии, но каждому необходим такой импульс. А выйти на сцену концертных залов или театров с прекрасными музыкантами, которые прославляют Россию по всему миру, – это большой урок. А для меня это огромное счастье – ездить по стране с моими коллегами, с молодыми ребятами, которые участвуют в концертах и выступают с оркестром (многие впервые).

За время фестиваля с нами выступило семь молодых артистов, а кроме того, мы открыли прекрасные голоса на мастер-классах. Будем и дальше их поддерживать, приглашать на проекты и следить за их творческими успехами. И я точно знаю, что вы о них еще услышите.

Если говорить о мастер-классах и работе с молодыми певцами в целом, я очень рад, что в России столько достойных голосов, но со всеми нужно работать, доводить их до нужного уровня. Большая ошибка молодых ребят заключается в выборе репертуара (иногда он ему просто не подходит. И тогда артист начинает «бороться» с партией). Поэтому молодым ребятам я всегда говорю: не торопись, ты еще успеешь перейти на драматический репертуар, а пока ты молод, не надо мучить свой голос.

Помнится, первый фестиваль с большим успехом стартовал в Уфе, и это стало серьезным музыкальным событием. Ильдар, планируете ли вы включить в географию следующего фестиваля родной город? Возможно, он был бы посвящен его юбилею: – ведь в 2024 году Уфе исполнится 450 лет?

С Уфой у меня очень теплые отношения, и я всегда с удовольствием сюда приезжаю, привожу коллег и молодых артистов. Это мой родной город, и я знаю, что публика здесь всегда с нетерпением ждет новых событий, как и молодые талантливые ребята, которыми богата республика.

Но, к сожалению, не всегда удается выстроить маршрут так, чтобы охватить все города, куда мы хотели бы приехать или где нас хотели бы видеть. Пока мы разрабатываем маршрут шестого фестиваля и обещать что-то рано. Но к юбилею города обязательно что-нибудь придумаем.

Текст: Галия Камаева. Фото: Наташа Разина, Валентин Барановский, пресс-служба Мариинского театра

16+

Материал из номера:
Март 2023
Люди:
Ильдар Абдразаков

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: