18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

«Наша цель – познакомить ребенка с природой театра изнутри»: как работает проект для подростков «ДрамКвадратик»

С недавнего времени в Уфе существует проект с необычным названием «ДрамКвадратик». Здесь подростки могут буквально за неделю написать собственную пьесу. Как это сделать? Отвечает куратор творческого объединения, драматург Ангиза Ишбулдина.

Ангиза Ишбулдина, драматург, куратор творческого объединения «ДрамКвадратик»

Расскажите, как начинался проект?

Еще в 2014 году в республике появился «Центр современной драматургии и режиссуры РБ», который основали театральный продюсер Алия Яхина и режиссер Зиннур Сулейманов. В этом центре работают театральные лаборатории, проходят лекции и мастер-классы, драматургические семинары, перформансы, устраивают театральные экспедиции.

В какой-то момент мы решили, что хотим больше внимания уделить детям – так родился «ДрамКвадратик». Здесь с подростками занимаются по современной методике Class Act, разработанной шотландским театром «Траверс». Эта программа помогает людям, которые никак не связаны с искусством, написать собственную пьесу за короткое время.

Наш проект – это, в первую очередь, образовательная платформа: мы знакомим детей с природой театра изнутри. Можно сказать, привлекаем нового зрителя в театры. Ну и конечно же, хочется верить, что хотя бы один человек из десяти задумается о том, чтобы посвятить свою жизнь профессии, которая называется драматург.

 

Как попасть в «ДрамКвадратик»?

Обычно мы объявляем опенколл о приеме заявок в наших соцсетях. А еще несколько лет назад нас поддержали в Управлении по культуре Администрации Уфы: тогда мы смогли встретиться с руководствами школ и рассказать им о проекте. Они, в свою очередь, оповестили учеников о наборе групп в «ДрамКвадратик» и продолжают делать это до сих пор.

Как проходит обучение? Что ученики делают на занятиях?

Детей освобождают от школы и несколько дней они проходят интенсив по основам драматургии. К последнему занятию у каждого уже есть собственная пьеса. Затем все работы мы читаем вместе с актерами и постановочной группой: обсуждаем, распределяем по режиссерам. Финал нашего проекта – это гала-показ или спектакль-альманах, который состоит из маленьких историй.

За счет чего существует проект?

Занятия для детей бесплатны. В основном мы существуем за счет грантов и административной поддержки. В 2017 году я выиграла грант Главы РБ, в прошлом году получила стипендию Правительства РФ для творческой молодежи. А в этом году мы добились поддержки Фонда Президентских грантов.

Часто бывает так, что мамы и папы смотрят постановку своего ребенка и уходят со спектакля в шоке: «А я ведь даже не знал, что он думает об этом»

Какими успехами вы можете похвастаться?

В этом году у проекта появилась тематическая рамка. Мы решили попробовать посвятить все пьесы какой-то определенной теме. Теперь это часть более крупного проекта, который называется «О чем я молчу?». Он посвящается теме буллинга и кибер-буллинга. Потому что в «Квадратике» всегда, во всех пьесах, сквозит одна и та же проблема – одиночество, в том числе и из-за невозможности социализироваться в обществе. Обнаружив это, мы привлекли к занятиям психолога. Говорили о том, что не нужно молчать, нужно уметь просить о помощи.

Проект «о чем я молчу?» работал с двумя школами из Уфы и еще двумя из районов. Наша команда встретилась с учениками седьмых-восьмых классов, мы провели ознакомительные встречи. Мы изучили природу буллинга, как так вообще получается, что общество не может обойтись без него. Ребята попробовали себя в ролевой игре: побывали в роли агрессора, жертвы и наблюдателя. Также психологи работали с учителями и родителями, помогали обнаружить, что ребенок подвергается травле, и облегчить ситуацию.

Расскажите подробнее о преподавательском составе.

Наставник и мастер по драматургии у ребят из школы «Спутник» – Маша Конторович. Маша – драматург, ученица Николая Коляды, победительница множества конкурсов драматургии (таких как «Любимовка», «Евразия», «Кульминация», «Ремарка», «Исходное событие»). Ее пьесы опубликованы в различных сборниках и журналах, а также поставлены во многих городах России и за рубежом. Маша – куратор фестивалей и лабораторий современного театра и современной драматургии.

Куратор школы №49 – Екатерина Тимофеева. Катя – драматург, студентка Высшей школы сценических искусств, финалистка различных драматургических конкурсов, а также активный участник российских театральных лабораторий и резиденций. Мы познакомились с Катей на Международном конкурсе «Ремарка», а потом снова встретились в драматургической студии «Жы Шы с Ы» (совместный проект ЦДР РБ и The Театра). В этом году нас объединило творческое дело – наш «ДрамКвадратик».

Наставник и куратор группы СОШ Шамонино – Динара Абдрашитова. Динара – сценарист, режиссер игрового кино и телевидения, призер различных фестивалей, лауреат кинопремий и победитель множества всероссийских питчингов. В 2016 году окончила Высшую школу режиссеров и сценаристов С.В. Карандашова и в 2018 году Академию кино и театрального искусства Никиты Михалкова.

Ну и я, Ангиза Ишбулдина, – драматург, руководитель театральной лаборатории «ДрамКвадратика» и педагог-наставник Башкирского лицея № 136 имени М. Искужина. Принимала участие во многих драматургических семинарах и конкурсах. Постановки по моим пьесам можно увидеть не только в театрах Уфы, но и за пределами республики. А еще я шеф-драматург Башкирского театра драмы им. М. Гафури.

Какие спектакли уже прошли? Какой была реакция на них?

После каждого проекта у нас проходят гала-показы, обычно это бывает один раз. Но в этом году Башдрамтеатр решил взять три пьесы из прошлогоднего проекта и объединить их в один спектакль, который назвали «Внутри меня цунами» (авторы Таисия Иванова, Айгуль Ибрагимова и Влада Тулупова). Премьера состоялась совсем недавно, сейчас спектакль возят по школам Уфы и районам. К сожалению, Центр не может как-то повлиять на то, чтобы все пьесы попадали в репертуары театров.

Я могу сказать, что все спектакли были очень душевными. Потому что пьесы, которые пишут подростки, настолько искренние, настолько волнующие, настолько честные, что задевают за живое каждого зрителя. Ребята всегда приглашают своих друзей, родителей, бабушек и дедушек, учителей. Часто бывает так, что мамы и папы смотрят постановку своего ребенка и уходят в шоке: «Блин, а я ведь даже не знал, что он думает об этом».

Успех можно оценить только после спектакля. И это, наверное, и есть самая важная часть проекта, его логическое завершение. Каждый участник чувствует себя намного увереннее. Чувствует себя частью большой театральной семьи. Он знает, что не одинок.

Текст: Алсу Рамазанова, фото: архив проекта «ДрамКвадратик»

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: