18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Азат Валитов: «Забыть слова на сцене – это святое»

Актер Башкирского академического театра драмы, получивший известность благодаря своей роли Игнатова в постановке «Зулейха открывает глаза», стал номинантом государственной молодежной премии имени Бабича за высокохудожественное создание образа в спектакле.

Работа в театре кажется со стороны богемной тусовкой, не похожей на жизнь обычных людей. Как на самом деле?

Мне сложно оценивать объективно: я погружен в эту среду на сто процентов и не знаю, как может быть по-другому. Большинство моих друзей – актеры, все разговоры крутятся вокруг репетиций и гастролей. Конечно, с театром связано много стереотипов. Иногда при знакомстве с новыми людьми даже не хочется говорить, что я актер.

Почему?

На тебя сразу переключается все внимание, начинаются вопросы. Некоторые спрашивают: «А почему я тебя не знаю?», «В каких сериалах ты играешь?». Есть те, кто вообще не знает о существовании нашего театра. 


Не могу представить себя работающим в банке или офисе

И все-таки, как выглядит жизнь актера на самом деле? Опишите ваш обычный день.

У меня ненормированный график. Прихожу в театр к десяти утра. Дважды в неделю у нас бывает тренаж: занятия для поддержания физической формы, танцы, гимнастика, йога, растяжка. В одиннадцать начинается репетиция премьерного показа, потом обед. После обеда репетирую вечерний спектакль, выхожу на сцену перед зрителями. Освобождаюсь не раньше десяти-одиннадцати вечера. Работаю шесть дней в неделю, отдыхаю по понедельникам. Бывает и такое, что на гастролях спектакль выпадает на понедельник: тогда играю без выходных.

Как не уставать при таком графике? Где брать время на семью?

Ну, все-таки я провожу на репетициях не двадцать четыре часа в сутки – дома тоже бываю. Почти все лето мы отдыхаем: театры в это время закрыты. В целом, мне нравится мой ритм жизни. Не могу представить, чтобы я работал в банке или офисе.

Вы из семьи актеров?

Нет, мои родители работают на заводе: папа токарь, мама крановщица. Мое детство вообще не было связано с театром. Я родился и вырос в Стерлитамаке, после одиннадцатого класса приехал в Уфу, чтобы поступить в университет. Совершенно спонтанно заглянул в институт искусств и решил подать документы на режиссуру. Мне сказали, что мест уже нет, но я могу попробовать свои силы на театральном факультете. Я согласился. Прошел все этапы отборочных испытаний: мы сдавали экзамены по актерскому мастерству, пластике, ритмике, танцу.

Помните вашу первую роль?

Я играл Асхата, одного из главных героев в «Муже на час» – лирической комедии по пьесе Айгуль Ахметгалиевой. Было волнительно: постановка спектакля совпала с моим возвращением из армии. Я отвык от сцены, чувствовал себя неповоротливым, деревянным – и физически, и эмоционально. Но в то же время ощущал азарт: смогу или нет? 


Каждый маленький народ очень ревностно относится к своей культуре, репрезентации

Были неловкие моменты за время работы?

Забыть слова на сцене – это святое. (Смеется.) Особенно, если у тебя реплика в стихах: прозу еще можно пересказать, выкрутиться. А когда забываешь стихи – время словно останавливается, и ты чувствуешь, как падаешь в бездну. Но потом, когда пересматриваешь эти моменты на видео, понимаешь, что заминка длилась пару секунд. Хотя по ощущениям – ты молча стоял полчаса, не меньше.

Поговорим о «Зулейхе». После выхода сериала с Чулпан Хаматовой многие возмущались: говорили, что произведение искажает образ татарского народа. Что вы думаете по этому поводу?

Каждый маленький народ очень ревностно относится к своей культуре, репрезентации. Так что это нормальная реакция. К слову, в нашем спектакле нет акцента на национальности. Там подчеркивается, что все народы – татары, башкиры, чуваши, удмурты, русские – попали в страшную ситуацию. На мой взгляд, книгу стоит рассматривать так же.


Не только Зулейха открыла глаза – Игнатов тоже пробудился и взглянул на вещи по-новому

Кстати, как вам роман?

Очень понравился. Но показался менее жестким, чем произведения Варлама Шаламова, Александра Солженицына. Взять ту же «Обитель» Захара Прилепина, где действие происходит на Соловках – вроде ничего такого, а пробирает конкретно. «Зулейху» я воспринимаю по-другому: в ней есть что-то от мифа, сказки. Взгляд Яхиной более легкий.

Игнатов для вас – положительный или отрицательный герой?

Думаю, в книге нет однозначных персонажей. Каждый из них – жертва, винтик огромного механизма, который перемолол всех, и Игнатова в том числе. В конце в его образе появилось что-то человеческое – ведь он спас ребенка. В нем возникла любовь: не только Зулейха открыла глаза – Игнатов тоже пробудился и взглянул на вещи по-новому.

Какая у вас любимая книга?

«Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Я читал роман, смотрел экранизацию, видел несколько театральных спектаклей, в том числе, конечно, нашу постановку, сделанную под руководством Абушахманова. Меня бесконечно восхищает персонаж Макмерфи.

Как вы думаете, почему он не сбежал из больницы перед самым финалом, когда была такая возможность?

Мне кажется, он мог убежать в любой момент. Просто относился к этому легко, как и ко всему в своей жизни. Ведь он где только не побывал, что только не делал: участвовал в Корейской войне, сидел в тюрьме. И тут эта клиника, странные пациенты, бездушная медсестра… Наверное, ему было интересно сражаться с ней и пытаться расшевелить всех остальных. Научить их любить жизнь – ведь это, в конечном счете, самое главное.


Азату Валитову 29 лет. У него двое детей: сын Батыр и дочь Марьям. С женой он познакомился в институте: она училась на кафедре фортепиано музыкального факультета. Срочную службу проходил в Абхазии: служил в разведбатальоне. Любимый фильм – «Запах женщины» с Аль Пачино. Любимое шоу – «Что было дальше».

Текст: Эльвира Галиева

Фото: Дамир Абсалямов

Материал из номера:
Август 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: