18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Альберт Имамутдинов: «В хорошем руководителе театра должно быть творческое начало – мы же не заводом управляем»

В Башкирском государственном театре кукол состоялась премьера спектакля «О чем поет орнамент». Постановка рассчитана на взрослую аудиторию. Режиссером выступил директор театра Альберт Имамутдинов.

Спектакль чем-то принципиально отличается от остального репертуара?

Он предназначен для семейного просмотра: постановка будет интересна и детям, и их родителям. В ней затрагиваются серьезные темы: жизнь и смерть, любовь, предательство. При этом все преподносится в достаточно легкой форме. Мой семилетний сын был на премьере, и ему очень понравилось. «О чем поет орнамент» – разножанровая история: здесь есть сказочные элементы, отсылки к эпосу, легендам разных народов. В спектакле звучат живые инструменты: окарины, свистульки, настоящий шаманский бубен – мы специально заказали его для этой постановки, индейская флейта пимак, кубыз. Еще одним открытием для наших артистов стало горловое пение. Автор сценария – Владимир Аношкин, известный драматург. Сейчас он свободный художник, а когда-то работал у нас: этот опыт позволяет ему тонко чувствовать специфику кукольного театра.

В чем она проявляется?

Кукольный театр, в отличие от драматического, немногословен. Мы не можем использовать длинные монологи: кукла не удержит внимание зрителя. Действие должно быть динамичным – особенно сегодня, когда вокруг так много информационного шума. Клиповое мышление присуще и современным детям, и их родителям. Поэтому очень важна динамика.


Наша главная задача – завладеть вниманием зрителя и удерживать его до конца спектакля

Кто ваша аудитория?

В нашем репертуаре есть спектакли для детей всех возрастов: от бэби-театра для самых маленьких до вечерних постановок. Под грифом 12+ у нас идут «Близкий горизонт» Мустая Карима, «Тысяча и одна ночь», «Любовные приключения», «Урал Батыр». Это достаточно серьезные вещи, но сюжетная линия в них построена таким образом, чтобы дети могли ее считать.

Расскажите о своей работе. Чем занимается директор театра?

Специфика руководящей должности в том, что ты не можешь заниматься одной задачей целый день. С утра я работаю с документами. Потом в течения дня могут возникнуть вопросы по творческой линии: заходят заведующий труппы, заведующий актерским составом – кто-то заболел, кого-то нужно заменить… Всегда есть много административных моментов, требующих моего участия. Важно держать общую картину в голове, быстро переключаться и принимать решения.

Что у вас сильнее выражено – административное или творческое начало?

Сложно сказать… Творческое начало было во мне с рождения, оно и привело меня в искусство. Я закончил Уфимский государственный институт искусств по специальности «актер театра кукол». Затем пять лет обучался в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Там я получил профессию режиссера. В уфимском театре я прошел весь путь: был актером, режиссером-постановщиком, главным режиссером и, наконец, руководителем. Когда меня назначили на должность директора, прошел курсы при БАГСУ – «Стратегический менеджмент». Вообще я думаю, что в хорошем руководителе театра должно быть творческое начало: мы же не заводом управляем. На нас лежит большая ответственность. От того, что увидят маленькие зрители, зависит их дальнейшее отношение к искусству. Поэтому мы очень стараемся делать качественные и интересные постановки – чтобы дети хотели к нам вернуться. Это главная заповедь маркетинга – повторные продажи.

Раз уж мы заговорили о маркетинге. У вас нет ощущения, что уфимские театры не слишком активно занимаются своим продвижением?

Не соглашусь. Возможно, мы используем рекламу не в том объеме, как хотелось бы – но все же уделяем внимание этому вопросу. У нашего театра есть ютуб-канал, страницы в соцсетях. Мы делаем мэйл-рассылки для зрителей. В общем, активно используем диджитал-инструменты. Во время пандемии работали онлайн: у наших трансляций было довольно много просмотров. Прямо сейчас мы не можем позволить себе содержать полноценный рекламный отдел, этими вопросами занимаются два-три человека. Но я поставил перед собой цель – заняться маркетингом более глобально.

Вы сказали, что начинали свою карьеру с работы актера. Как вживались в роль?

Это интересный момент. В драматическом театре актер через предлагаемые обстоятельства погружается в образ и в идеале приходит к перевоплощению: на сцене он становится другим человеком, начинает думать и действовать, как другой человек. Если играя Отелло, он приходит к тому, что должен задушить Дездемону – значит, ему удалось вжиться в роль. Тот же процесс происходит и с артистом кукольного театра. Отличие в том, что драматический актер транслирует все эмоции через себя – свою мимику, пластику, голос. А мы должны сделать это с помощью куклы.

Кажется, это гораздо сложнее?

Намного сложнее. Но и интереснее. В этом и заключается магия кукольного театра. Кукла может вообще ничего не говорить – но быть бесконечно убедительной, держать внимание зрителя. Взять, например, признание в любви. Драматическому артисту, чтобы убедительно признаться в любви со сцены, нужно использовать разные средства: тембр голоса, жесты, звуковое и световое сопровождение.


Кукла может вынуть сердце из груди, вложить его в руки другой кукле – и никакие слова не нужны

Какие проекты театр готовит в этом году?

Задача номер один на ближайшие несколько лет – полная реконструкция театра кукол. В здании на проспекте Октября мы живем с 1976 года, и оно уже не отвечает нашим требованиям. Здесь тесные гримерные, мало помещений для хранения кукол. Нет комнат отдыха, душевых для артистов. Словом, реконструкция нам нужна как воздух. Поэтому в планах строительство четырехэтажного пристроя. На первом этаже будет камерный зал на сто мест со сценой-трансформером. Второй этаж мы планируем отвести под детские интерактивные студии: здесь малыши будут обучаться анимации, вокалу, актерскому мастерству. На третьем этаже будут мастерские – просторные, светлые. На четвертом – служебные помещения, конференц-зал. В фойе хотим открыть кафе и музей театра. Еще собираемся облагородить прилегающую территорию: сделать уличный театр для оупен-эйров, фонтан, прогулочную зону. Очень надеюсь, что все это удастся реализовать.


У Альберта Имамутдинова трое детей: Самату четыре года, Баязиту семь, Гайсару – пятнадцать. Свободное время он посвящает спорту и чтению. Летом любит выезжать с семьей на природу. Любимая книга – «Братья Карамазовы» Достоевского. Первая постановка в качестве режиссера – «Игра в прятки».

Текст: Эльвира Галиева

Фото: Евгений Кузнецов

Материал из номера:
Март 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: