18+
  • Развлечения
  • Спорт
Спорт

«День 1000 велосипедистов»: как небольшая компания единомышленников выросла в огромное коммьюнити

23 мая в Уфе пройдет десятый, юбилейный фестиваль в поддержку велокультуры. Мы поговорили с организаторами и выяснили, как велосипед способен изменить мир, и какая у забега миссия и идеология.

Фото из личного архива Егора Лукши

Фото из личного архива Егора Лукши

В этом году на фестивале будет что-то принципиально новое?

«День 1000 велосипедистов» – крупнейший велопарад России. Мы ожидаем, что в забеге примут участие 20 тысяч человек. Для сравнения: в Москве подобные фестивали собирают 30-40 тысяч участников, но жителей в столице в одиннадцать раз больше. Как и в прошлые годы, продолжаем продавать «красивые» номера. Средства с продажи пойдут на благотворительность: в рамках проекта «ВелоРадость» закупим трехколесные велосипеды и передадим их в социальные учреждения для детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Юбилейный забег будет посвящен экотематике. Главный посыл фестиваля: велосипед – это не просто покатушки по городу в свободное время, а образ мышления, способ менять мир. Когда человек садится на велосипед, он начинает по-другому оценивать окружающую действительность. Замечает нюансы инфраструктуры и урбанистики: «Почему здесь бордюр, а там нет парковки, что я могу с этим сделать?» И в своих размышлениях приходит к тому, что дело не в паре велодорожек на район: проблемы более глобальны. Он начинает искать единомышленников и находит нас: молодежно-общественную организацию «Союз велосипедистов РБ», в народе – «ВелоУфа». Вместе мы ведем диалог с горожанами, бизнесом, администрацией: думаем, как сделать город лучше. Организуем инициативы, направленные на улучшение инфраструктуры.

Расскажите про самый первый «День 1000 велосипедистов». Как все начиналось?

Большую роль в проведении первого забега сыграла Олимпиада в Сочи 2014 года. Тогда по всей стране проходили спортивные мероприятия в рамках проекта «1000 дней до игр». Мы с группой единомышленников решили принять участие: так появился «День 1000 велосипедистов». Хотя на самом деле участников было меньше – около пятиста. Проспект тогда не перекрывали: несколько машин ГИБДД сопровождали нас по крайней правой полосе, пока мы ехали по маршруту. Тогда никто подумать не мог, что через десять лет эти пятьсот человек превратятся в 20 тысяч энтузиастов.

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

Мероприятие финансируется городом?

«ВелоУфа» – некоммерческая организация, у нас нет собственного бюджета. При этом общая стоимость организации забега может достигать десяти миллионов рублей. Основная финансовая нагрузка ложится на партнеров фестиваля: эти деньги мы используем, чтобы заплатить сотрудникам охраны, дизайнеру и бухгалтеру, напечатать номера, приобрести футболки и еду для волонтеров. Многие наши сметные позиции закрываются бартером, львиную долю берет на себя городская администрация.


Организаторы не получают зарплату: мы – те же самые волонтеры, просто с большей степенью ответственности

То есть велозабег проводится не для выручки? В чем тогда ваша цель?

Мы хотим показать людям, что велосипед – это удобный и экологичный городской транспорт. «День 1000 велосипедистов» – наше громкое заявление, месседж: нас много и с каждым днем становится все больше, мы живем здесь, в городе. И предлагаем совместными усилиями делать Уфу лучше и комфортнее для всех ее жителей.

Александра Орлинская

Александра Орлинская

Орлинская Александра, соорганизатор

В чем заключается ваша работа?

Я занимаюсь подготовкой волонтеров. Поскольку они являются лицом нашего фестиваля и напрямую контактируют с участниками, нужно полностью ввести их в курс дела, рассказать план работы по мероприятию, отработать все возможные вопросы. При этом волонтеры для нас не просто бесплатная рабочая сила, мы все трудимся наравне. Я всегда проговариваю этот момент с руководителями площадок, тимлидами: нам важно, чтобы волонтеры чувствовали себя комфортно.

Как вы оцениваете Уфу с точки зрения инфраструктуры для велосипедистов? Что можно улучшить?

Уже четыре года подряд мы в «ВелоУфе» проводим проект «Велосоциология»: изучаем и собираем статистику о велосипедистах и веломаршрутах.


Практика показывает, что больше всего горожан волнует вопрос обособления велодорожек

Это напрямую связано с культурой общения пешеходов и велосипедистов: в нашем городе она развивается довольно медленно. Разметка есть, но соблюдают ее далеко не все. Поэтому в первую очередь я бы поработала именно с людьми, повысила бы информированность в этом вопросе. Потом уже, конечно, можно увеличить количество дорожек, улучшить покрытие. В Уфе сложно кататься из-за холмистого рельефа. Во-вторых, теплых дней в году не так много – а значит, и велосезон короткий.

В России есть города, с которых в этом плане стоит брать пример?

Сразу приходит в голову Альметьевск, наш велосипедный сосед. Они в этом плане большие молодцы: в городе с населением 150 тысяч создано более 50 километров велодорожек и около 600 велопарковок. Проект разработала датская компания Copenhagenize Design Company. Дорожки покрыты специальным материалом, который долгие годы не требует обновления и не боится корней деревьев. Границы путей обозначены световыми сигналами, на перекрестках есть специальные подножки и поручни, помогающие велосипедистам держать равновесие во время остановок.

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«День 1000 велосипедистов»

«ВелоУфа» занимается еще какими-то активностями?

Мы ежегодно организуем спортивный праздник для детей – «ВелоДетство». Устраиваем соревнования по разным видам велоспорта (фрирайду, даунхиллу), городские велопрогулки, велопоходы, выезды на природу. Проводим лекции: в прошлом году, например, был лекторий в МЕГЕ.

Фото из личного архива Дарьи Романовой

Фото из личного архива Дарьи Романовой

Дарья Романова, куратор

Что вы делаете в рамках мероприятия?

Куратор – это человек, отвечающий за определенную часть фестиваля. Его задача – полностью закрыть зону ответственности, начиная от идеи и заканчивая работой с волонтерами. Лично я отвечаю за номера, которые люди на своих велосипедах с гордостью провозят через весь маршрут и особенно – через финишную прямую.

Что самое классное в вашей работе?

Чувствовать себя частью огромного городского праздника. Когда ты работаешь в команде, знакомишься с новыми людьми, видишь, что твои труды вызывают положительные эмоции у участников забега, – в эти моменты ты действительно счастлив.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: