Если вы старше 25, то наверняка помните видео: башкирские красавицы танцуют на фоне трактора с серебряными дисками, а двое парней в солнечных очках и тюбетейках, надетых на манер рэперских кепок, речитативом объясняют, почему Уфа – самый гламурный город. Мы пообщались с создателями клипа (ими оказались братья Эрнест и Марсель Еникеевы!) – и выяснили, как появился на свет этот ироничный ролик. Кач-кач-кач-качаем нефть!
Прежде всего: чем вы сейчас занимаетесь? Где живете?
Марсель: В Москве, меня сюда тянуло с юности. У меня музыкальное образование, я лауреат всероссийских и международных конкурсов по классу баяна. В 2004 году пытался поступить в Гнесинку, но не хватило баллов. Однако сейчас живу в столице, занимаюсь организацией и проведением мероприятий.
Эрнест: Я по-прежнему живу в Уфе – работаю графическим дизайнером и арт-директором креативной студии «Бигматур»
Вернемся в 2008 год: на YouTube появилось видео «Уфа – столица R&B» (кстати, оно по сей день собирает восторженные и ностальгические комментарии!) Какая у него история?
Эрнест: Мы с партнером тогда собирались открыть рекламное агентство: я отвечал за креатив и придумывал, как продвигать наши услуги. Возникла идея сделать что-нибудь вирусное, прикольное – и я придумал фразу «Уфа – столица R&B», в которой буквы R и B означают «Республика Башкортостан». Кстати, это не все считывали: мне много раз писали с удивлением: «Я сначала не понял, а потом как понял!».
У меня крутилась мысль: сделать башкирскую культуру модной и близкой для молодого поколения. Сам я всегда считал ее невероятно богатой, как визуально (орнаменты, костюмы!), так и музыкально. Стиль R&B сюда напрашивался сам собой: мы написали текст, в музыку добавили курай, домбру, баян, народные мотивы, все замиксовали – и получилась песня.
Марсель: Музыкальная составляющая была на мне – мы сидели с баяном, наигрывали национальные башкирские мотивы и пробовали их в разных комбинациях.
Видеоряд, которым сопровождается трек, – концентрат постиронии (хотя тогда, кажется, еще не было такого понятия!): многослойные отсылки, локальный юмор. Как проходили съемки?
Эрнест: Клип мы снимали в обычной квартире, повесив на стену хромакей. Огромную работу проделала наша швея Гузель: сшила все костюмы, и еще много чем помогала. Потом эта коллекция, кстати, стала частью ее дипломной работы. А мы вставили ее имя в песню. (Смеется.)
Речь сейчас про фразу «Флюра, Гузель, Айгуль, Зухра – их всех не перечесть, и излучают они сплошной гламур»?
Эрнест: Да-да. А Флюра – это имя нашей мамы и бабушки. В качестве актрис пригласили знакомых девушек, которые занимались танцами. Никакого кастинга не было, сделали съемку на зеленом фоне, а потом на монтаже выбрали нужные кадры. Реквизит тоже создавался довольно просто: гламурные элементы стиля – брюлики, шампанское и одежду – мы украсили орнаментами, придав им национальный башкирский оттенок. Так шампанское стало кумысом, рэперская кепка – тюбетейкой со стразами. Чтобы сделать коробочку для учпочMACа, я заехал в «Макдональдс» на проспекте, купил несколько бургеров в разных упаковках – и мы на их основе скрафтили свою, похожую. Монтировали тоже самостоятельно. Друзья помогли с 3D-графикой: в клипе нарисованы трактор с крутящимися дисками, мотоцикл и некоторые мелкие детали.
Вы занимались продвижением клипа или он завирусился сам по себе? Ведь популярность трека была ошеломительной: многие вспомнят, как с друзьями передавали его через ИК-порт.
Марсель: Нам тоже постоянно пытались его передать через ИК-порт знакомые и незнакомые люди. (Смеется.)
Эрнест: В то время не было особых инструментов для продвижения, все произошло само собой. Буквально через неделю после выхода видео мне позвонили почти все редакторы уфимских телеканалов и радиостанций. Нас звали на интервью, после которых, естественно, показывали клип в эфире.
Внезапная слава как-то повлияла на вашу жизнь? Вас начали узнавать на улице?
Эрнест: Мы стали амбассадорами компании, продающей ноутбуки. Снимали для них рекламу, в том числе с использованием трека «Уфа – столица R&B».
Марсель: Кстати, меня почему-то узнавали чаще, чем Эрнеста. Я тогда ездил на старой «восьмерке», и однажды на техосмотре меня узнали работники автосервиса. Долго удивлялись, почему такая звезда, как я, катается на развалюхе. (Улыбается.) А однажды в маршрутке сидящая напротив девчонка спросила – «Это же вы?» Я ответил: «Ну да». А она такая: «Не может быть, вы пользуетесь общественным транспортом! Я думала, "Хаммер" в клипе – это ваш!» «Хаммера» там не было, кстати. В общем, она сфотографировалась со мной, а остальные пассажиры всю дорогу на меня косились.
Эрнест: У меня таких историй нет, наоборот – друзья то и дело спрашивали: «Ты уже видел клип про Уфу? Его наши уфимские пацаны сняли?» Я всегда с гордостью отвечал – конечно, я его и снял! Многие были в шоке.
Марсель: Нас самих немного шокировала популярность клипа. Мы рассчитывали на некоторый успех среди приятелей и знакомых: думали, будем рассылать его по почте и говорить – мол, если нужно, снимем для вас что-то подобное. Но клип зажил своей жизнью.
На этой волне вы сняли еще пару вещей, да?
Эрнест: Народ просил еще – и мы записали несколько песен, сняли на них клипы. «Самая яркая звезда» – пародия на бойз-бэнды, «Это – хоккей!» вдохновлен победой «Салавата Юлаева» в чемпионате России, а «Коллективная любовь» посвящен моей любимой эпохе – 70-м.
«Самая яркая звезда»
Клип «Это – хоккей!»
Расскажите о себе образца 2008 года: вам было тогда по 23 года, верно? Где вы тусовались, как проводили время?
Марсель: Я работал в Башкирской государственной филармонии, играл на баяне в Национальном оркестре народных инструментов. Как раз мои коллеги помогали нам с записями курая и домбры для клипа.
Эрнест: Я, как и сейчас, занимался дизайном и креативом. Музыка была одним из моих хобби: в начале нулевых мы с Марселем и несколькими друзьями создали группу QUEST, играли каверы на рок-хиты. В отличие от Марселя, у меня нет музыкального образования – я выступал скорее в роли продюсера: все организовывал, доставал необходимое, отвечал за маркетинг.
Марсель: Мы много времени проводили в студии. Тусоваться с друзьями ездили на набережную – тогда это был центр притяжения молодежи. В клубы и караоке не ходили, клубная жизнь нас совсем не привлекала.
Фолк в музыкальной индустрии – новый черный, и это особенно заметно на примере Уфы: от феномена AY YOLA до вечеринок «Самауырлы Ритайым». В связи с этим – вопрос: вы не планируете снять продолжение клипа? В комментариях на YouTube многие просят об этом.
Эрнест: Мне несколько раз предлагали записать ремейк песни и снять новый клип. Пока думаю – возможно, если родится крутая фишка и появится свободное время, сделаем это. Но больше хочется создать что-то новое. А «Самауырлы Ритайым» и AY YOLA – невероятны, меня восхищают все, кто популяризирует нашу башкирскую культуру!
Марсель: Вопрос с продолжением пока открытый, но на Дне республики мы будем выступать в одном из клубов Уфы – следите за анонсами. Так что приходите 11 октября – увидимся!
Текст: Эльвира Галиева
Комментарии (0)